Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе: Председателя Козловой А.А. - руководителя Челябинского УФАС России; Комиссии: Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, рассмотрев обращение ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Сатка" о включении сведений об АНО ДПО "ДВИПРАЗ", о его директоре в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по дополнительному образованию (извещение 2024-10875 2 N 0369300313524000067), при участии в заседании Комиссии:
- представителя ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Сатка" (далее - заказчик) Дерий М.В., действующей на основании доверенности от 08.02.2024;
- представителя АНО ДПО "ДВИПРАЗ" (организация, участник, победитель закупки) Федоскиной В.К., действующей на основании доверенности от 26.06.2024 N 05-24,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении сведений об АНО ДПО "ДВИПРАЗ", о его директоре в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по дополнительному образованию (извещение N 0369300313524000067) (далее - запрос котировок, закупка).
Согласно материалам дела 11.06.2024 объявлено о проведении запроса котировок путем размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения N 0369300313524000067.
Начальная (максимальная) цена контракта - 14 149,98 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.06.2024 NИЗК1 победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 116805888 (АНО ДПО "ДВИПРАЗ").
Согласно пояснениям представителя заказчика участник закупки в сроки, предусмотренные законодательством о контрактной системе, проект контракта подписал, однако обеспечение исполнения контракта не представил. Протоколом участник признан уклонившимся от заключения контракта, указанный протокол размещен 24.06.2024 в единой информационной системе в сфере закупок. Представитель организации на заседании Комиссии пояснил, что участник не имел намерений уклониться от заключения контракта, при участии в закупке действовал добросовестно. Сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об АНО ДПО "ДВИПРАЗ" направлены заказчиком в антимонопольный орган 24.06.2024.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия, руководствуясь статьями 104, 99 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам, В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. 2024-10875 3 В силу части 2 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, проекте контракта требование обеспечения исполнения контракта при осуществлении закупок путем проведения электронного запроса котировок (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "б" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона), а также закупок, предусмотренных пунктами 1, 2 (если правовыми актами, предусмотренными указанным пунктом, не предусмотрена обязанность заказчика установить требование обеспечения исполнения контракта), 3 - 11, 13 - 15, 17, 20 - 23, 26, 28 - 34, 40 - 42, 44, 45, 46, 47 - 48 (если контрактами, заключаемыми в соответствии с пунктами 47 - 48, не предусмотрена выплата аванса), 51 - 53, 55 - 59, 61 и 62 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона. Как следует из части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом в случае заключения контракта жизненного цикла контракт заключается после предоставления таким участником закупки обеспечения исполнения контракта в части, предусмотренной пунктом 1 части 1.1 настоящей статьи.
В силу пункта 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 Закона о контрактной системе, с учетом особенностей, в том числе участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта).
В соответствии с частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного 2024-10875 4 пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта. Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта. Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно сведениям, опубликованным в ГИС "Независимый регистратор", а также пояснениям заказчика, по итогам закупки заказчиком проект контракта направлен победителю на подписание 19.06.2024 13:03:36.
Вместе с тем, проект контракта размещен на электронной площадке лишь 20.06.2024 09:38:51.
Участник закупки подписал проект контракта 20.06.2024 19:08:24, однако обеспечение исполнения контракта одновременно с подписанием контракта не представил. Представитель организации на заседание Комиссии Челябинского УФАС России представил сведения, согласно которым 20.06.2024 в 07:38 (по московскому времени), что соответствует 14:38 в г. Хабаровске, победителю закупки пришло уведомление от оператора электронной площадки о том, что регламентированным сроком подписания проекта контракта является 20.06.2024 в 23:59, и пояснил, что фактически у АНО ДПО "ДВИПРАЗ" отсутствовало время на формирование платежного поручения в банке в целях внесения денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта. В материалы дела представлено платежное поручение от 21.06.2024 N 1034, свидетельствующее о перечислении денежных средств на указанный заказчиком в проекте контракта счет в размере 707,50 руб. Поскольку обеспечение исполнения контракта не представлено одновременно с подписанием проекта контракта участник закупки признан заказчиком уклонившимся от заключения контракта путем принятия и опубликования в единой информационной системе протокола признания участника уклонившимся от заключения контракта от 24.06.2024 NППУ20 1.
На заседании Комиссии представитель организации отметил, что победитель закупки не имел намерений уклониться от заключения контракта, участником 2024-10875 5 подана жалоба в ФАС России на действия оператора электронной площадки в связи с тем, что в направленном оператором электронной площадки уведомлении установлен ненадлежащий срок для подписания проекта контракта, что привело к нарушению прав организации в части возможности подписать проект контракта в сроки, предусмотренные пунктом 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, а именно не позднее одного рабочего дня, следующего за днем направления заказчиком проекта контракта на подписание. Представитель заказчика отметил, что заказчик не настаивает на включении сведений об АНО ДПО "ДВИПРАЗ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и подтвердил обстоятельства, связанные с действиями оператора электронной площадки, а также факт перечисления организацией денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта. Реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств. Одним из последствий такого включения является ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в государственных и муниципальных закупках. Другим немаловажным последствием является умаление деловой репутации, поскольку фактом включения лица в федеральный реестр недобросовестных поставщиков опровергается презумпция добросовестности такого лица как участника гражданских правоотношений. При этом, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, направленным на развитие конкуренции и предотвращение злоупотреблений в сфере закупок, и, следовательно, является механизмом защиты публичных интересов. Конституционный Суд Российской Федерации в своих судебных актах неоднократно указывал, что применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера, должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, в том числе соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 N13- П, от 21.11.2002 N15-П).
Такой правовой подход подлежит применению и в данном случае, с учетом того, что последствия по наложению санкции в виде включения сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) могут иметь тяжкий экономический характер.
В силу подпункта "б" пункта 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. В данном случае, действия АНО ДПО "ДВИПРАЗ", совершенные до признания участка уклонившимся - подписание проекта контракта, обжалование в ФАС России действий оператора электронной площадки (жалоба размещена в 2024-10875 6 единой информационной системе в сфере закупок 20.06.2024), подтверждают намерение участника закупки заключить и исполнить контракт, в связи с чем Челябинское УФАС России не имеет достаточных оснований для включения участника в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные ГБУЗ "Станция скорой медицинской помощи г. Сатка" в отношении АНО ДПО "ДВИПРАЗ" (ИНН 2721981346), его директора, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии А.А. Козлова Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43 2024-10875
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 июля 2024 г. N 074/10/104-1400/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024