Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), в составе: Председателя Козловой А.А. - руководителя Челябинского УФАС России; Комиссии: Членов Черенковой Е.Б. - главного специалиста-эксперта отдела Комиссии: контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; Гареевой Д.Ф. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращение МДОУ "Детский сад "Тополек" с. Шабурово о включении сведений об ИП Захарове Сергее Георгиевиче в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения и расторжением контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на установку 2024-10905 2 малых архитектурных форм а МДОУ детский сад "Тополек", расположенный по адресу: Челябинской область, Каслинский район, с. Шабурово, ул. Ленина, д. 65 (извещение N 0169300028123000246) (далее - аукцион, закупка), в отсутствие представителей МДОУ "Детский сад "Тополек" с. Шабурово (далее - заказчик), ИП Захарова Сергея Георгиевича (далее - ИП Захаров С.Г., подрядчик), надлежащим образом уведомленных о дате и времени заседания Комиссии, в том числе публично, путем размещения информации в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте www.zakupki.gov.ru ,
У С Т А Н О В И Л А
: В Челябинское УФАС России 24.06.2024 поступило обращение заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ИП Захарове С.Г. в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения аукциона в порядке, предусмотренном статьей 104 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям, опубликованным в единой информационной системе, аукцион объявлен 20.12.2023 путем размещения извещения о проведении электронного аукциона N 0169300028123000246.
Начальная (максимальная) цена контракта - 513 130,80 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.12.2023 NИЭА1 победителем закупки признан ИП Захаров С.Г. По итогам проведения закупки между заказчиком и ИП Захаровым С.Г. 25.01.2024 заключен муниципальный контракт N0169300028123000246 на выполнение работ по цене 246 515 (двести сорок шесть тысяч пятьсот пятнадцать) рублей 25 копеек. Решением от 11.06.2024 заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком обязательств по контракту. Изучив обстоятельства дела, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам, Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, 2024-10905 3 уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с пунктом 10.4 контракта заказчиком предусмотрено право на односторонний отказ стороны от исполнения контракта в качестве основания расторжения контракта.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе. Так, заказчиком 11.06.2024 с использованием единой информационной системы сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, которое вступило в силу 24.06.2024.
Информация о расторжении контракта размещена в единой информационной системе в сфере закупок 24.06.2024 в разделе "информация об исполнении (расторжении) контракта". Сведения об одностороннем отказе от исполнения контракта направлены заказчиком в антимонопольный орган 24.06.2024.
На дату заседания Комиссии антимонопольного органа согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере закупок, контракт считается расторгнутым. При рассмотрении вопроса о включении сведений в реестр недобросовестных 2024-10905 4 поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее, Между заказчиком и ИП Захаровым С.Г. 25.01.2024 заключен муниципальный контракт N 0169300028123000246 (далее - контракт).
В соответствии с пунктом 1.1 контракта "Подрядчик обязуется в установленный настоящим Контрактом срок выполнить Работы по установке малых архитектурных форм в муниципальном дошкольном образовательном учреждении "Детский сад "Тополек" с. Шабурово Каслинского муниципального района в рамках инициативного проекта "Ремонт МДОУ "Детский сад "Тополек" с. Шабурово Каслинского муниципального района, расположенного по адресу: Челябинская область, Каслинский район, с. Шабурово, ул. Ленина, д. 65" (далее - работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы.".
В силу пункта 1 статьи 766 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями контракта являются предмет и сроки. В пункте 2.1 контракта заказчиком указан срок выполнения работ: "Работы, предусмотренные настоящим Контрактом, осуществляются Подрядчиком с момента заключения контракта до 01 июня 2024 года". Как следует из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, по состоянию на 11.06.2024 работы подрядчиком не выполнены.
Согласно пункту 2 статьи 715 ГК РФ, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
В соответствии с пунктом 3 статьи 715 ГК РФ если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
Согласно сведениям, размещенным в единой информационной системе в сфере 2024-10905 5 закупок, заказчик претензией от 07.06.2024 просил подрядчика приступить к выполнению работ. Ответ подрядчика на претензию заказчика, а также возражения относительно принятого заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе отсутствуют. В связи с неисполнением ИП Захаровым С.Г. обязательств по контракту заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 10.4 контракта. Комиссия Челябинского УФАС России отмечает, что основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются действия подрядчика, предполагающие его недобросовестное поведение, совершение им действий в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта этим лицом, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Согласно пункту 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу. При этом согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск и под свою ответственность. Так, заключая контракт по результатам проведения электронного аукциона, направленного на удовлетворение государственных (муниципальных) нужд и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта. Действуя в рамках исполнения государственного или муниципального контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на социально значимые экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. 2024-10905 6 Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой государственного принуждения, установленной законодателем в целях обеспечения добросовестного исполнения участником закупки, принятых на себя в рамках контрактной системы обязательств.
В соответствии с подпунктом а пункта 15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях: если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. На заседании Комиссии не выявлены нарушения, допущенные со стороны заказчика. Напротив, подрядчик обязательства по контракту не исполнил, то есть подтвержден факт существенного нарушения условий контракта. Подрядчиком указанные обстоятельства не опровергнуты, документы, свидетельствующие о наличии обстоятельств, препятствующих исполнению контракта, в материалы дела не представлены.
Также подрядчиком не представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения. Данные обстоятельства подтверждают отсутствие намерения и воли ИП Захарова С.Г. исполнить контракт, то есть о недобросовестности поведения хозяйствующего субъекта. Учитывая изложенное, Комиссия Челябинского УФАС России приходит к выводу о необходимости включения сведений об ИП Захарове С.Г. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании изложенного, Комиссия, руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе и Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078,
Р Е Ш И Л А
: 2024-10905 7 Включить сведения, представленные МДОУ "Детский сад "Тополек" с. Шабурово об ИП Захарове С.Г. (ИНН 615432283823, ОГРНИП 323619600017286, 347942, Российская Федерация, Ростовская область, Таганрог, Сиверса, 45), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии А.А. Козлова Члены комиссии: Е.Б. Черенкова Д.Ф. Гареева Исп.Гареева Д.Ф. тел.8(351) 264-50-43 2024-10905
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 4 июля 2024 г. N 074/10/104-1409/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024