Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе: председателя комиссии: Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление), членов комиссии: Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления, Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления, в отсутствие представителя заявителя - Общества с ограниченной ответственностью Конструкторское бюро морской электроники "Вектор", надлежащим образом извещенного о времени и месте проведения внеплановой проверки, в присутствии представителей государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет" Рамазановой Адели Марсилевны (доверенность N4 от 09.01.2024 года) и Кострыкиной Елены Викторовны (доверенность N40 от 04.04.2024 года), в присутствии представителей Общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "БК-студия" Ловыгиной Алины Владимировны (доверенность N7Д-2024 от 05.04.2024 года) и Раскина Ильи Игоревича (доверенность N6Д-2024 от 05.04.2024 года), на основании информации Общества с ограниченной ответственностью Конструкторское бюро морской электроники "Вектор" и статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), провела внеплановую проверку государственного заказчика - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет" на предмет соблюдения им требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку тренажера промысловой палубы (номер закупки 0325100003824000010), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 26.06.2024 года поступила информация Общества с ограниченной ответственностью Конструкторское бюро морской электроники "Вектор" (далее - ООО КБМЭ "Вектор", Заявитель), в которой сообщалось о том, что Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Астраханский государственный технический университет" (далее также - ФГБОУ ВО "АГТУ", Заказчик) нарушены требования Закона о контрактной системе при определении победителя электронного аукциона на право заключить контракт на поставку тренажера промысловой палубы (номер закупки 0325100003824000010).
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 02.07.2024 года в 16 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа в Управлении по адресу:
г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 505.
Заявитель участие своего представителя в проведении внеплановой проверки не обеспечил, в назначенное время к интернет-видеоконференции не подключился. Представители Заказчика и Общества с ограниченной ответственностью "ПКФ "БК-студия" (далее - ООО "ПКФ "БК-студия", Победитель) приняли участие в рассмотрении жалобы посредством интернет-видеоконференции с использованием системы ВКС (TrueConf).
Комиссия рассмотрела указанную информацию, а также документы, предоставленные Заказчиком, провела внеплановую проверку и
установила
следующее. 21.03.2024 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку тренажера промысловой палубы (номер закупки 0325100003824000010) (далее - извещение). Начальная (максимальная) цена контракта составила 6 500 000,00 рублей. 27.03.2024 года Заказчик внес изменения в извещение и разместил его измененную редакцию в ЕИС. Извещение в редакции от 27.03.2024 года рассматривалось Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения, указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе. Постановлением Правительства РФ от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N617) утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Приказом Министерства финансов РФ от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N126н) регламентированы условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановление N1236) установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно извещению объектом закупки является поставка тренажера промысловой палубы с кодом ОКПД2 - 32.99.53.120 "Тренажеры для профессионального обучения" (далее - товар). Вместе с тем поставляемый товар содержится в пункте 157 Перечня с аналогичным кодом ОКПД2.
Таким образом, Заказчиком правомерно установлены:
- ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N617, - условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, согласно Приказу N126н. Поскольку описанием объекта закупки предусмотрена поставка программного обеспечения, Заказчиком, в соответствии с частью 3 статьи 14 и пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, также правомерно установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, по Постановлению N1236.
Пунктом 2(2) Постановления N1236 регламентировано, что в целях реализации настоящего постановления:
- подтверждением происхождения программ для электронных вычислительных машин и баз данных из Российской Федерации является наличие в реестре российского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных;
- подтверждением, что программа для электронных вычислительных машин и баз данных относится к государству - члену Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, является наличие в реестре евразийского программного обеспечения сведений о таких программах для электронных вычислительных машин и баз данных. Подтверждением соответствия программ для электронных вычислительных машин и баз данных требованиям, установленным настоящим постановлением, является указание участником закупки в составе заявки на участие в закупке порядковых номеров реестровых записей в реестре российского программного обеспечения или реестре евразийского программного обеспечения.
В силу пункта 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информация и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе в сфере закупок, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закон о контрактной системе в сфере закупок. Проанализировав заявку Победителя, Комиссия установила, что участником закупки в составе заявки указан номер реестровой записи в реестре российского программного обеспечения. Заявки двух других участников такой информации в своем составе не содержали. Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки представитель ООО "ПКФ "БК-студия" пояснил, что Победитель является также и производителем программного обеспечения. Заявитель к проведению внеплановой проверки не подключился, подтверждающих обратное доказательств Комиссии Управления не представил.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок Заказчика правомерно признала заявку ООО "ПКФ "БК-студия" соответствующей извещению, что повлекло за собой признание ООО "ПКФ "БК-студия" победителем закупки в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе. Заявитель в своей информации указывает, что Заказчик должен проверить наличие у поставщика прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также, что программное обеспечение Победителя не соответствует требованиям Заказчика, и фактически Заказчику будет поставлено сингапурское программное обеспечение. Однако, в данном случае обязанность участников закупки предоставлять в составе заявки подтверждение наличия прав на программное обеспечение действующим законодательством не предусмотрена. Доказательства несоответствия программного обеспечения, информация о котором предоставлена Победителем в составе заявки, требованиям Заказчика отсутствуют. В связи с указанным, вопрос соответствия или несоответствия предложенного Победителем товара описанию объекта закупки должен быть решен при приемке товара. При этом, пунктом 5 Постановления N1236 установлено, что заказчик при исполнении заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" гражданско-правового договора, предметом которого является поставка программного обеспечения и (или) прав на него, не вправе допускать в соответствии с частью 7 статьи 95 указанного Федерального закона замену программного обеспечения, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения или реестр евразийского программного обеспечения, на иное программное обеспечение. Управление контроль исполнения, соблюдения условий государственных контрактов не осуществляет.
В соответствии с пунктом 5 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Астраханский государственный технический университет" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку тренажера промысловой палубы (номер закупки 0325100003824000010) отсутствуют.
2. Предписание не выдавать.
3. Передать информацию ООО КБМЭ "Вектор" в Управление Федерального казначейства по Астраханской области для рассмотрения в рамках имеющихся полномочий. Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством в течение трех месяцев с даты его принятия. Председатель комиссии Е.М. Балтыкова Члены комиссии: Р.Р. Умерова Е.М. Крупина Исп.Крупина Е.М. тел.(8512) 39-29-54, вн.030-115
2024-4875
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 2 июля 2024 г. N 030/10/99-706/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024