Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Балтыковой Е.М. - заместителя руководителя - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление),
членов комиссии:
Умеровой Р.Р. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления,
Крупиной Е.М. - специалиста-эксперта отдела товарных рынков и естественных монополий Управления,
в отсутствие представителей заявителей - индивидуального предпринимателя Бикиной Киры Евгеньевны и Общества с ограниченной ответственностью "Атлантистрейд", надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения внеплановой проверки, в присутствии представителей государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" Веселова Никиты Олеговича (доверенность N61-юк от 14.12.2023 года) и Дибаева Эдуарда Маратовича (доверенность N60-юк от 14.12.2023 года), на основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе), а также на основании информации индивидуального предпринимателя Бикиной Киры Евгеньевны и Общества с ограниченной ответственностью "Атлантистрейд", провела внеплановую проверку соблюдения требований Закона о контрактной системе государственным заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань; строительство автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке северного обхода города Астрахани, Астраханская область (номер извещения 0318100043424000016), по итогам которой
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России поступила информация индивидуального предпринимателя Бикиной Киры Евгеньевны (далее - ИП Бикина К.Е.) и Общества с ограниченной ответственностью "Атлантистрейд" (далее - ООО "Атлантистрейд") о нарушении государственным заказчиком - Федеральным казенным учреждением "Управление федеральных автомобильных дорог "Каспий" Федерального дорожного агентства" (далее также - ФКУ "УПРДОР "Каспий", Заказчик) требований Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань; строительство автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке северного обхода города Астрахани, Астраханская область (номер извещения 0318100043424000016) (далее - конкурс).
Проведение внеплановой проверки назначено Управлением на 01.07.2024 года в 14 час. 00 мин. по местному времени контролирующего органа по адресу: г. Астрахань, ул. Шаумяна, 47, ком. N 505.
ИП Бикина К.Е. и ООО "Атлантистрейд" участие своих представителей в проведении внеплановой проверки не обеспечили, в назначенное время к интернет-видеоконференции не подключились.
Представители Заказчика приняли личное участие в проведении внеплановой проверки.
В ходе проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
30.05.2024 года Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань; строительство автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке северного обхода города Астрахани, Астраханская область (номер извещения 0318100043424000016) (далее - извещение).
03.06.2024 года Заказчик внес изменения в извещение и разместил его измененную редакцию в ЕИС.
Извещение в редакции от 03.06.2024 года рассматривалось Комиссией в ходе проведения внеплановой проверки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 527 256 000,00 рублей.
Комиссией ранее была рассмотрена жалоба Открытого акционерного общества "Хотьковский автомост" на действия ФКУ "УПРДОР "Каспий" при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань; строительство автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке северного обхода города Астрахани, Астраханская область (номер извещения 0318100043424000016), а также проведена внеплановая проверка и принято соответствующее решение N030/06/106-672/2024, в котором указано следующее:
"..В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе предусмотрено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно структурированному извещению наименование объекта закупки:
"Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань; строительство автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке северного обхода города Астрахани, Астраханская область".
Такое же наименование объекта закупки указано в печатной форме извещения, обосновании НМЦК и в описании объекта закупки.
При этом, согласно проекту контракта и порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе наименованием объекта закупки является:
"Разработка предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них: Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань; строительство автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке северного обхода города Астрахани, Астраханская область".
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 7 и пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение содержит противоречивую информацию о наименовании объекта закупки, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, а именно соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе регламентировано, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В силу части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации (далее - СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Саморегулируемая организация (СРО), в которой состоит участник, должна быть зарегистрирована в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирован и участник закупки (за исключением случаев, установленных ч. 3 ст. 55.6 Градостроительного кодекса РФ), иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда, сформированные в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Частью 10 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области инженерных изысканий или саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам.
Частью 12 статьи 55.16 ГрК РФ установлены минимальные размеры взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации.
В подпункте 1.1 пункта 16 печатной формы извещения установлено следующее:
"Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования.
Саморегулируемая организация (СРО), в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, компенсационный фонд возмещения вреда сформированные в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
Совокупный размер обязательств участника конкурса по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств.
Минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда устанавливается в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации в соответствии с ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
На участников, которые предложат цену контракта 10 млн руб. и менее, перечисленные выше требования не распространяются. Такие участники не обязаны быть членами СРО в силу ч. 2.1 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации".
При этом, в ходе проведения внеплановой проверки установлено, что предметом закупки является разработка предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31 и пункта 12 части 1 статьи 42 в извещении Заказчиком неверно определена норма, согласно которой устанавливается минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена СРО в области архитектурно-строительного проектирования, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Также, исключения в части членства в СРО в соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ неприменимы для участников закупки, являющихся членами СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
Таким образом, действия установившего такие исключения Заказчика нарушают часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 6 статьи 31 и пункт 12 части 1 статьи 42 и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Кроме того, в структурированном извещении Заказчиком не установлены требования к членству участника закупки в СРО в области архитектурно-строительного проектирования, что нарушает пункт 1 части 1 статьи 31, часть 5 статьи 31 и пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Также, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее размер обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению (если требование обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона).
В силу части 4 статьи 33 Закона о контрактной системе требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара (далее - гарантийные обязательства), к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости.
В структурированной форме извещения установлено требование к гарантийному сроку - 10 лет, в то время как согласно пункту 9.2 файла "Проект контракта" извещения гарантийный срок устранения исполнителем недостатков, возникших в течение гарантийного срока составляет 4 года с момента ввода объекта в эксплуатацию.
В соответствии с пояснениями представителя Заказчика такое противоречие возникло в связи с допущенной Заказчиком технической ошибкой, а правильное требование к гарантийному сроку содержится в файле "Проект контракта" извещения.
Следовательно, действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 7 Закона о контрактной системе и образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Комиссия Управления отмечает, что поскольку допущенные Заказчиком нарушения не повлекли невозможность подачи заявки, не повлияли на определение победителя закупки, то основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушения Заказчику отсутствуют...".
Решением N030/06/106-672/2024 от 27.06.2024 года жалоба Открытого акционерного общества "Хотьковский автомост" признана необоснованной, а ФКУ "УПРДОР "Каспий" признано нарушившим требования части 3 статьи 7, пункта 1 части 1 статьи 31, части 5 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 5 части 1 статьи 42 и пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключить контракт на строительство и реконструкцию участков автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань; строительство автомобильной дороги Р-22 "Каспий" автомобильная дорога М-4 "Дон" - Тамбов - Волгоград - Астрахань на участке северного обхода города Астрахани, Астраханская область (номер извещения 0318100043424000016), предписание не выдано.
Председатель Комиссии Е.М. Балтыкова
Члены Комиссии Р.Р. Умерова
Е.М. Крупина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 1 июля 2024 г. N 030/10/99-724/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024