Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>,
<__>,
При участии в дистанционном режиме ВКС:
от Заказчика - представителя по доверенности;
от Подрядчика - представителей по доверенности,
рассмотрев обращение Заказчика - МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта" о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300001224000077 от 27.03.2024 (далее - контракт) на выполнение работ по благоустройству территории объекта: г. Надым, прогулочная зона вдоль ул. Зверева (в районе домов 3-29), с ООО "АР Плюс" (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения Заказчика об одностороннем отказе от государственного контракта (от 05.06.2024 N 1, далее - Решение об одностороннем отказе) следует, что 27.03.2024 между муниципальным учреждением "Управление капитального строительства и капитального ремонта", именуемым в дальнейшем "Заказчик" и Обществом с ограниченной ответственностью "АР Плюс", именуемым в дальнейшем "Подрядчик", заключен муниципальный контракт N 0190300001224000077 на выполнение работ по благоустройству территории (далее по тексу - работы) объекта: г. Надым, прогулочная зона вдоль ул. Зверева (в районе домов 3 - 29) (далее - контракт).
Для принятия решения, Заказчиком рассмотрены следующие документы:
1) Муниципальный контракт N 0190300001224000077 от 27.03.2024;
2) Претензия N 89-174-19/01-08/1697 от 24.05.2024;
3) Счет на оплату N 16 от 16.04.2024;
4) Платежное поручение N308 от 18.04.2024;
5) Платежное поручение N 312 от 18.04.2024;
6) Письма Исходящие:
N 89-174-19/01-08/1408 от 03.05.2024;
N 89-174-19/01-08/1363 от 27.04.2024;
N 89-174-19/01-08/1707 от 27.05.2024;
N 89-174-19/01-08/1090 от 11.04.2024.
7) Акт осмотра объекта благоустройства: г. Надым, прогулочная зона вдоль ул.Зверева (в районе домов 3 - 29).
Согласно п. 1.1. контракта Подрядчик обязуется выполнить работы по благоустройству территории (далее по тексу - работы) объекта: г. Надым, прогулочная зона вдоль ул. Зверева (в районе домов 3 - 29) (далее по тексту - Объект) в соответствии с Графиком выполнения работ (Приложение N 1 Контракта), со Сводным сметным расчетом стоимости строительства N ССРСС-01 (Приложение N 5, 5.1.-5.3. к Контракту) и на условиях, предусмотренных Контрактом, а Заказчик принять и оплатить надлежащим образом фактически выполненные Работы по Контракту.
Пунктами 4.1., 4.2., контракта предусмотрена обязанность Подрядчика принять Объект у Заказчика до начала производств работ в форме акта передачи Объекта (Приложение N 2 к контракту) для выполнения работ. Производить работы в полном соответствии с проектно-сметной документацией и строительными нормами и правилами.
Обязательства, предусмотренные условиями контракта, Подрядчик не исполнил, тем самым нарушил п.п. 1.1., З.1., 3.2., 3.3., 4.1., 4.2., 4.7. контракта.
В соответствии с пунктами 11.4, 11.5., 11.6. контракта, на основании ст.ст. 450.1., 708, 715 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ч. 8, 9 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ-44) Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Руководствуясь ст.ст. 450.1, 708, 715 ГК РФ, ч.ч. 8, 9 ст. 95 ФЗ-44, п.п. 11.4., 11.5., 11.6. контракта, Заказчиком принято решение:
1. Отказаться от исполнения муниципального контракта в одностороннем порядке и расторгнуть муниципальный контракт 0190300001224000077 от 27.03.2024 на выполнение работ по благоустройству территории объекта: г. Надым, прогулочная зона вдоль у л. Зверева (в районе домов 3 - 29), заключенный между Муниципальным учреждением "Управление капитального строительства и капитального ремонта" и Обществом с ограниченной ответственностью "АР Плюс".
2. Затребовать у Общества с ограниченной ответственностью "АР Плюс" оплатить неустойку по выставленной претензии по контракту.
3. Затребовать у Общества с ограниченной ответственностью "АР Плюс" возвратить полученный и не освоенный аванс в размере 881 837,00 рублей.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 19.06.2024 N ЕГ/1970/24, представил письменные объяснения по делу N 089/10/104-413/2024 из которых следует, что стороны заключили муниципальный контракт 0190300001224000077 от 27.03.2024 (далее - контракт) на выполнение работ по благоустройству территории объекта: г. Надым, прогулочная зона вдоль ул. Зверева (в районе домов 3-29).
В соответствии с п. 3.2. Договора, срок выполнения работ - с момента заключения Контракта по 01 сентября 2024т.
Согласно и. 4.1 Контракта. Подрядчик обязан принять Обьскт у Заказчика до начала производства работ в форме акта передачи Объекта (Приложение N 2 к контракту) для выполнения работ.
11.04.2024 года письмом исх. N 89-174-19/01-08/1090 Заказчик запросил у Поставщика информацию по пунктам 4.6 и 4.9 Контракта (приложение N1).
16.04.2024 г. Приказом N ВД-01/1 Подрядчиком был назначен ответственный за выполнение работ по Контракту в соответствии с пунктом 4.6 Контракта (приложение N2).
В целях составления графика выполнения работ Подрядчик 25.04.2024 года прибыл в г.Надым для осмотра Объекта и подписания акта передачи (авиабилеты-приложение N3).
В связи с неблагоприятными климатическими условиями (наличие большою снежного покрова) и отсутствием в локальных сметных расчетах позиций по расчистке объекта благоустройства от снежного покрова. Подрядчик принять объект благоустройства отказался до наступления стабильных положительных температур и естественного схода снежною покрова.
Письмом N 89-174-19/01-08/1408 от 03.05.24 Заказчиком направлен акт о передаче площадки с требованием о принятии площадки (приложение N4).
В письме Подрядчика он от 05.05.2024. в ответ на письмо от 03.05.2024i N89-174-19/01-08/1408, Подрядчик сообщил, что в связи с неблагоприятными климатическими условиями для выполнения работ (наличие большого снежного покрова), не представляется возможным принять строительную площадку, с предложением рассмотреть срок передачи объекта в работу при наступлении более благоприятных климатических условий до наступления стабильных положительных температур и естественного схода снежного покрова (приложение N5).
Письмом исх. N ИК-05/39 от 21.05.2024 года Подрядчик предложил Заказчику подписать соглашение о расторжении Контракта, в связи с несвоевременной передачей площадки по Контракту, некорректным указанием Заказчиком сроков выполнения работ и последующим отказом в решении вопроса о продлении сроков выполнения работ (приложение N 6).
В связи территориальной удаленностью Подрядчика от Объекта. Подрядчик не обладал актуальной информацией о готовности площадки к передаче. Заказчик повторно Подрядчика на приёмку объекта не вызывал.
До настоящего времени площадка по Контракту Подрядчику не передана.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
27.03.2024 между Заказчиком и Подрядчиком заключен государственный контракт N 0190200000323002347/13 (далее - Контракт).
05.06.2024 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 18.06.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Частью 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в существенном нарушении им условий контракта.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Из материалов дела следует, что начало исполнения контракта - с момента заключения Контракта. Срок выполнения работ - с момента заключения Контракта по 01 сентября 2024 г. Срок окончания выполнения работ по Контратку не наступил.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что причиной расторжения Контракта послужило допущенное Подрядчиком нарушение условий муниципального контракта, выразившееся в неисполнении обязательств по муниципальному контракту в части выполнения работ на объекте. Подрядчик не представил никаких разрешительных документов, к земляным работам и прокладке кабелей в канализации не преступил.
В адрес Подрядчика неоднократно направлялись письма о необходимости исполнения условий контракта: N 89-174-19/01-08/1408 от 03.05.2024; N 89-174-19/01-08/1364 от 27.04.2024; N 89-174-19/01-08/1707 от 27.05.2024; N 89-174-19/01-08/1090 от 11.04.2024; N 89-174-19/01-08/1408 от 03.05.2024.
В нарушение условий контракта, Подрядчик допустил нарушение условий муниципального контракта, выразившееся в неисполнении обязательств по муниципальному контракту в части выполнения работ на объекте. Подрядчик не представил никаких разрешительных документов, к земляным работам и прокладке кабелей в канализации не преступил.
Согласно п. 4.1. контракта Подрядчик обязан принять Объект у Заказчика до начала производств работ в форме акта передачи Объекта (Приложение N 2 к контракту) для выполнения работ.
По информации Подрядчика, представитель Подрядчика выезжал на объект, но в связи с неблагоприятными климатическими условиями (наличие большого снежного покрова), не представилось возможным принять строительную площадку.
Подрядчик сообщил, что Заказчиком не было учтено обстоятельство, что в виду климатических особенностей региона, принятие строительной площадки будет невозможно с момента подписания Контракта, что привело к необоснованному решению об одностороннем отказе от исполнения Контракта со стороны Заказчика.
Пунктом 3.2. Договора установлено, что срок выполнения работ - с момента заключения Контракта по 01 сентября 2024 г. Таким образом, у Подрядчика было еще 2 месяца на выполнения работ по Контракту. В настоящее время строительная площадка находится в надлежащем состоянии. Подрядчик готов его принять и выполнить работы. Предусмотренный Контрактом объем работ планировалось завершить за полтора месяца при учете наступления стабильных положительных температур и естественного схода снежного покрова.
В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Подрядчика были направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
На случай ненадлежащего исполнения Подрядчиком условий Контракта законодательством о контрактной системе и положениями контракта предусмотрено применение к Подрядчику гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, отказа в оплате по контракту, что является достаточной стимулирующей мерой для восстановления нарушенных прав и законных интересов Заказчика.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Поставщиком условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "АР Плюс" представленную МУ "Управление капитального строительства и капитального ремонта" по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300001224000077 от 27.03.2024 на выполнение работ по благоустройству территории объекта: г. Надым, прогулочная зона вдоль ул. Зверева (в районе домов 3-29), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии <__>
Члены комиссии <__>
<__>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 25 июня 2024 г. N 089/10/104-413/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.06.2024