Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя управления,
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
рассмотрев обращение Заказчика - МБУ "Управление городского хозяйства" МО г. Ноябрьск о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 301 от 31.05.2024 на оказание услуг по ремонту транспортного средства (автобуса), цена контракта 599 003,33 (извещение N 0190300003724000301) с ИП Алексеевым И.А., и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России были представлены материалы и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения Заказчика об одностороннем отказе от муниципального контракта (от 10.06.2024 N175, далее - Решение об одностороннем отказе) следует, что 31.05.2024 между муниципальным бюджетным учреждением "Управление городского хозяйства" муниципального образования город Ноябрьск (далее - МБУ "УГХ" МО г. Ноябрьск, Заказчик) и ИП Алексеевым И.А. (далее - Исполнитель) был заключен муниципальный контракт N301 на оказание услуг по ремонту транспортного средства (автобуса) (далее - Контракт, Услуги).
По условиям контракта Исполнитель взял на себя обязательства оказать услуги по ремонту транспортного средства (автобуса), в объеме, установленном в Техническом задании (приложение N1 к Контракту), в течение 3-х календарных дней с даты подписания контракта.
Таким образом, исполнитель до заключения контракта имел информацию обо всех условиях/требованиях, необходимых для его исполнения.
Однако, по состоянию на 03 июня 2024 года обязательства по контракту Исполнителем не выполнены.
03.06.2024 в адрес Исполнителя была направлена претензия за исх. N165 с требованием перечислить сумму штрафа, а также направить Заказчику:
- Информацию об ответственных лицах за проведение ремонтных работ транспортного средства;
- Предоставить на согласование весь перечень запчастей, расходных материалов, узлов и агрегатов объеме, определенном техническим заданием, необходимых для проведения ремонтных работ ТС;
- Определить место проведения ремонтных работ на территории МО Г. Ноябрьск, для командирования ответственного со стороны Заказчика за производством ремонтных работ.
05.06.2024 в адрес Исполнителя была направлена претензия N170 в дополнение к ранее направленному письму N165 от 03.06.2024.
06.06.2024 в адрес Исполнителя было направлено письмо исх. N173, из содержания которого следует, что Заказчиком был произведен осмотр запасных частей, расходных материалов, узлов и агрегатов, необходимых для проведения ремонтных работ.
В ходе осмотра установлено отсутствие рулевой рейки гидравлической (с тягами) - позиция N8 Технического задания, а также вала карданной передачи - позиция N13 Технического задания.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 25.06.2024 N АД/2029/24 представил письменные объяснения по делу N 089/10/104-430/2024 из которых следует, что все запчасти для выполнения ремонтных работ были заказаны.
В ходе исполнения контракта заказчику было направлено письмо, о том, чтобы увеличить срок на выполнение работ до 30 дней, и что 99 % работ готов выполнить в течение 2 дней, далее в ходе переписки посредством ЕИС, была установлена дата на ремонт автомобиль 07 июня 2024 года, но заказчик так и не передал автомобиль для ремонта. Предварительно представитель (механик-водитель) заказчика приехал для визуального осмотра запчастей, хотя условиям контракта это не установлено. Я не отказываюсь от исполнения контракта, запчасти все были представлены. Мною выполнены все условия по контракту, причин для не предоставления автомобиля мне не понятны. Со слов заказчика автомобиль неисправный и неподвижный, хотя он благополучно передвигается и был главным транспортом при приезде губернатора ЯНАО 17 мая 2024 года в город Ноябрьск. Кроме того, к указанному договору было заключено дополнительное соглашение, об изменении существенного условия в части перечисления аванса от 12.04.2024.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
31.05.2024 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт N 301 (далее - Контракт).
10.06.2024 принято решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 24.06.2024.
Исходя из вышеизложенного, на момент проведения заседания Комиссии решение об одностороннем отказе Заказчика вступило в законную силу и Контракт считается расторгнутым в соответствии с требованиями ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам:
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Основаниями включения сведений о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр при одностороннем отказе заказчика от исполнения обязательств по контракту, при условии соблюдения порядка, установленного статьей 95 Закона о контрактной системе, принятия соответствующего решения, являются документально подтвержденные следующие обстоятельства:
-неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта несоответствия поставщика (подрядчика, исполнителя) требованиям, установленным документацией о закупке;
-установление заказчиком в ходе исполнения контракта факта представления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) недостоверной информации о своем соответствии установленным документацией о закупке требованиям.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Частью 1 статьи 401 ГК РФ установлено, что лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
В соответствии с частью 3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (исполнителя, подрядчика), выразившееся в существенном нарушении им условий контракта.
При принятии решения о включении либо не включении сведений об организации в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не вправе ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения участником закупки тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о наличии у Заказчика оснований для включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков, с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения контракта, антимонопольный орган обязан не только убедиться в наличии оснований для расторжения контракта и соблюдении порядка его расторжения заказчиком, но и установить недобросовестный характер действий поставщика (подрядчика, исполнителя), что предполагает отсутствие у последнего реального намерения исполнить контракт надлежащим образом и в установленные сроки.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
По смыслу ст. 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила ведения реестра не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Автобус 223300 Volkswagen 2EKZ Crafter Гос. номер A111НСХ89 VIN Z7C223300A0000143 год выпуска 2010 модель/номер двигателя BJK / 056403 | |||
N п/п |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Натяжитель с демфером |
шт. |
1 |
2 |
Ролик промежуточный навесного |
шт. |
1 |
3 |
Ремень поликлиновой |
шт. |
1 |
4 |
Комплект роликов ремня ГРМ |
шт. |
1 |
5 |
Насос водяного охлаждения |
шт. |
1 |
6 |
Наконечник рулевой тяги левый |
шт. |
1 |
7 |
Наконечник рулевой тяги правый |
шт. |
1 |
8 |
Рулевая рейка гидравлическая (с тягами) |
шт. |
1 |
9 |
Стойка передняя амортизационная левая |
шт. |
1 |
10 |
Стойка передняя амортизационная правая |
шт. |
1 |
11 |
Рычаг независимой подвески передний левый |
шт. |
1 |
12 |
Рычаг независимой подвески передний правый |
шт. |
1 |
13 |
Вал карданной передачи |
шт. |
1 |
14 |
Трос стояночного тормоза |
шт. |
1 |
15 |
Амортизатор задний левый |
шт. |
1 |
16 |
Амортизатор задний правый |
шт. |
1 |
17 |
Стойка заднего стабилизатора |
шт. |
2 |
18 |
Сайленблоки задних рессор |
шт. |
6 |
19 |
Втулка заднего стабилизатора |
шт. |
2 |
20 |
Предпусковой подогреватель двигателя |
шт. |
1 |
21 |
Крышка кондиционера |
шт. |
1 |
Из материалов дела следует, что техническим заданием (Приложение N1 к Контракту) предусмотрен перечень запасных частей, расходных материалов и эксплуатационных жидкостей используемых при оказании услуг по ремонту транспортного средства, в составе:
При этом, расходные материалы, запасные части и эксплуатационные жидкости, применяемые при оказании услуг должны быть оригинальными или соответствовать техническим характеристикам оригинальных запчастей, новыми, не восстановленными, не бывшими в употреблении, не являться выставочным образцом и полностью совместимыми с Техникой по идентификационному номеру транспортного средства (VIN номер).
Комиссией установлено, что Исполнителем для оказания услуги по Контракту были заказаны все запасные части, расходные материалы и эксплуатационные жидкости согласно техническому заданию.
На момент осмотра Заказчиком запасных частей, расходных материалов по перечню технического задания, у Исполнителя отсутствовали рулевая рейка гидравлическая (с тягами), вал карданной передачи.
Исполнитель пояснил, что не отказывался от исполнения контракта, причиной невыполнения обязательств в установленный срок послужила задержка поставок запасных частей и расходных материалов. Со слов Исполнителя вал карданной передачи отсутствует на свободном рынке, и поставка осуществляется с Берлина в течение 30 календарных дней. В связи с чем, невозможно было выполнить ремонт в трехдневный срок. Однако, Исполнитель готов был выполнить большую часть работы по Контракту.
В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не свидетельствуют о том, что действия Исполнителя были направлены на умышленное несоблюдение условий Контракта.
На случай ненадлежащего исполнения Исполнителем условий Контракта законодательством о контрактной системе и положениями контракта предусмотрено применение к Исполнителю гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, отказа в оплате по контракту, что является достаточной стимулирующей мерой для восстановления нарушенных прав и законных интересов Заказчика.
По общему правилу при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении закона. В то же время такая вина не установлена.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в намеренном ненадлежащем исполнении контракта.
Обстоятельств, подтверждающих намеренное ненадлежащее исполнение Исполнителем условий Контракта, Комиссией Управления не установлены.
Оценка контрольным органом обстоятельств одностороннего расторжения контракта государственным заказчиком в целях применения положений ст. 104 Закона о контрактной системе не подменяет собой оценку правомерности расторжения контракта, которая осуществляется в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия,
РЕШИЛА:
Информацию об ИП Алексееве И.А., представленную МБУ "Управление городского хозяйства" МО г. Ноябрьск о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 301 от 31.05.2024 на оказание услуг по ремонту транспортного средства (автобуса), цена контракта 599 003,33 (извещение N 0190300003724000301) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 27 июня 2024 г. N 089/10/104-430/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024