Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<.......>,
Членов Комиссии:
<.......>;
<.......>,
рассмотрев направленное Заказчиком - МУ "Дирекция муниципального заказа" обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300003722000068 от 22.03.2022 (далее - контракт) на выполнение проектных работ по капитальному ремонту (вытяжная противодымная вентиляция) здания: "МБОУ "Гимназия N 1", Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Холмогорская, д 29", цена контракта - 389 000,00 рублей, (извещение N 0190300003722000068), с ООО "Престиж-ЛТФ" (ИНН 5503098376) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (решение от 11.06.2024) следует, что 22.03.2022 между МУ "Дирекция муниципального заказа" (далее - Заказчик) и обществом с ограниченной ответственностью "Престиж-ЛТФ" (далее - Исполнитель) заключен муниципальный контракт N 0190300003722000068 на выполнение проектных работ по капитальному ремонту (вытяжная противодымная вентиляция) здания: "МБОУ "Гимназия N 1", Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Холмогорская, д 29" (далее - муниципальный контракт). (далее по тексту - Контракт).
В соответствии с принятыми обязательствами Исполнитель обязуется приступить к выполнению работ по муниципальному контракту с момента заключения контракта по 05.09.2022, в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту). Так, в течение 20 календарных дней со дня заключения Контракта Исполнитель обязан получить и анализировать исходные данные (выполнить обследование технического состояния существующих инженерных сетей) и предоставить отчет по обследованию Заказчику, разработать рабочую документацию не позднее 60 календарных дней со дня заключения Контракта, организовать проведение государственной экспертизы проектной документации и проверки достоверности определения сметной документации не позднее 90 календарных дней до даты окончания работ, предоставить Заказчику готовой рабочей документации, откорректированной по положительным заключениям государственной экспертизы не позднее даты окончания работ.
Таким образом, в срок, не позднее 05.09.2022 года, Исполнитель должен предоставить в адрес Заказчика результат выполненной работы по Контракту, которым, в соответствии с п. 4.1. Контракта, являются проектные работы, разделы рабочей, сметной документации, выполненные в соответствии с условиями задания (приложение N 1 контракту) и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части проведения проверки сметной документации на соответствие действующим нормативам в области сметного нормирования и ценообразования.
О ненадлежащем исполнении обязательств по муниципальному контракту в адрес Исполнителя была направлена претензия от 24.05.2024 N 89-178-1/10121-09/3165.
По состоянию на 11.06.2024 Заказчиком установлено, что работы выполнены не в полном объеме, представленная Исполнителем отчетная документация не соответствует условиям муниципального контракта и требованиям законодательства РФ, кроме того, часть разделов не предоставлена, о чем Заказчиком выдано отрицательное заключение от 06.06.2024.
Тем самым в действиях Исполнителя усматривается ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальному контракту - в установленный срок Исполнителем в нарушение пункта 4.1. контракта Заказчику не предоставлен результат работ: проектные работы, разделы рабочей, сметной документации, выполненные в соответствии с условиями задания (приложение N 1 контракту) и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части проведения проверки сметной документации на соответствие действующим нормативам в области сметного нормирования и ценообразования.
Учитывая изложенное, у Заказчика имеются правовые основания к применению норм, установленных статьями 450.1, 715 Гражданского кодекса РФ для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, муниципальное учреждение "Дирекция муниципального заказа", действующее в силу статьи 72 Бюджетного кодекса РФ от имени муниципального образования город Ноябрьск, руководствуясь частью 9 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, статьей 10 муниципального контракта, статьями 450.1, 715 Гражданского кодекса комиссией учреждения решила в связи с ненадлежащим исполнением условий муниципального контракта ООО "Престиж-ЛТФ" принятых на себя обязательств в установленные контрактом сроки, отказаться от исполнения муниципального контракта в одностороннем порядке.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 25.06.2024 NАД/2024/24 объяснений по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта не представил, своих представителей на заседание комиссии не направил.
Указанное уведомление было направлено исполнителю на адрес электронной почты prestiz-ltf@mail.ru, который указан в Контракте N 0190300003722000068 от 22.03.2022 и в Единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте.
При вынесении решения Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России исходит из того, что лицо, в отношении которого поданы сведения, от пояснений отказалось и принимает решение на основании представленных документов Заказчиком.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В п.11.3 Контракта предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
22.03.2022 между Заказчиком и Исполнителем заключен муниципальный контракт N 0190300003722000068 на выполнение проектных работ по капитальному ремонту (вытяжная противодымная вентиляция) здания: "МБОУ "Гимназия N 1", Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Холмогорская, д 29" (далее - Контракт).
11.06.2024 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Таким образом, 11.06.2024 является датой надлежащего уведомления исполнителя об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Поскольку в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Исполнителя нарушение условий контракта не устранены (часть 14 статьи 95 Закона о контрактной системе), Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и Контракт считается расторгнутым с 24.06.2024.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 24.06.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Комиссией установлено, что контракт на выполнение проектных работ по капитальному ремонту (вытяжная противодымная вентиляция) здания: "МБОУ "Гимназия N 1", Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Холмогорская, д 29" был заключен 22.03.2022.
В соответствии с принятыми обязательствами Исполнитель обязуется приступить к выполнению работ по муниципальному контракту с момента заключения контракта по 05.09.2022, в соответствии с графиком выполнения работ (приложение N 3 к контракту).
По состоянию на 11.06.2024 Исполнитель обязательства по муниципальному контракту не исполнил, работы выполнены не в полном объеме, представленная Исполнителем отчетная документация не соответствует условиям муниципального контракта и требованиям законодательства РФ, кроме того, часть разделов не предоставлена, о чем Заказчиком выдано отрицательное заключение от 06.06.2024, тем самым в действиях Исполнителя усматривается ненадлежащее исполнение обязательств по муниципальному контракту - в установленный срок Исполнителем в нарушение пункта 4.1. контракта Заказчику не предоставлен результат работ: проектные работы, разделы рабочей, сметной документации, выполненные в соответствии с условиями задания (приложение N 1 контракту) и положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в части проведения проверки сметной документации на соответствие действующим нормативам в области сметного нормирования и ценообразования.
Как следует из пояснений заказчика, 04.06.2024 Заказчик направил письмом N 89-178-1/10121-09/3439 в адрес Исполнителя запрос о предоставлении проектной документации в срок до 05.06.2024, однако Исполнитель не представил требуемую документацию в указанный срок.
В связи с ненадлежащим исполнением условий исполнителем принятых на себя обязательств в установленные контрактом сроки, руководствуясь ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ст. 450.1 и ст. 715 Гражданского кодекса РФ, ст.10 муниципального контракта, комиссия заказчика 11.06.2023 приняла решение отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке, в соответствии с действующим законодательством муниципальный контракт расторгнут - 24.06.2024.
Невыполнение в данном случае Исполнителем условий контракта, привело к нарушению интересов не только заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Исполнитель, принимая на себя в рамках контракта соответствующие обязанности, предусмотренные действующим законодательством, в том числе, Законом о контрактной системе обязан знать требования этого законодательства (в том числе, в части, касающейся своевременного и качественного исполнения условий контракта).
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Как следует из фактических обстоятельств, Подрядчик нарушил срок выполнения работ, предусмотренных графиком выполнения работ, и срок предоставления результатов работ, предусмотренный контрактом.
Проведя проверку содержащихся в обращении заказчика фактов, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о недобросовестных действиях исполнителя, выразившихся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту.
Исполнителем не представлены доказательства и информация, позволяющие прийти к выводу о невозможности исполнения условий Контракта надлежащим образом.
На заседание Комиссии контрольного органа исполнитель своих представителей не направил, не представил информацию и документы, подтверждающие, что принимаемые им меры, были направлены на надлежащее исполнение контракта, а также на взаимодействие с заказчиком.
Доказательств возникновения у исполнителя каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке исполнить Контракт, на заседание Комиссии не представлено. Также не представлены доказательства неисполнения обязательств зависящих от третьих лиц.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту установленным.
Следовательно, факт недобросовестного поведения при исполнении контракта Исполнителем, материалами дела установлен.
Таким образом, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Дополнительно Комиссией установлено, что информация об ООО "Престиж-ЛТФ" содержится в Реестре недобросовестных поставщиков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по иным контрактам.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО "Престиж-ЛТФ" (ИНН 5503098376), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Борисове Алексее Юрьевиче (ИНН 550702113988), по обращению муниципального учреждения "Дирекция муниципального заказа" по факту одностороннего отказа от исполнения муниципального контракта N 0190300003722000068 от 22.03.2022 на выполнение проектных работ по капитальному ремонту (вытяжная противодымная вентиляция) здания: "МБОУ "Гимназия N 1", Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Холмогорская, д 29", цена контракта - 389 000,00 рублей, (извещение N 0190300003722000068), с ООО "Престиж-ЛТФ", включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "Престиж-ЛТФ" (ИНН 5503098376), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Борисове Алексее Юрьевиче (ИНН 550702113988) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Председатель комиссии <.......>
Члены комиссии <.......>
<.......>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 июня 2024 г. N 089/06/104-426/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024