Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя управления;
Членов Комиссии:
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления,
рассмотрев жалобу ООО "ПрофЭнерго" на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на ремонт сетей уличного освещения в п. Тазовский по ул. Промышленная, ул. Пушкина, ул. Северная, ул. Калинина, ул. Пиеттомина, ул. Почтовая, ул. Ленина, ул. Геофизиков, начальная (максимальная) цена контракта - 16 930 990,00 рублей (извещение N 0190300000724000386), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия заказчика по осуществлению закупок.
Заявитель считает, что действия Заказчика противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на официальном сайте 14.06.2024;
2) дата и время окончания срока подачи заявок 24.06.2024;
3) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 26.06.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчиком в извещении не были установлены дополнительные требования к участникам закупки.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:
В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.
Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок, заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
По смыслу части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
1. Согласно жалобе Заявителя, Заказчик в извещении об осуществлении закупки не установил дополнительное требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 9 раздела II приложения к Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N2571 (далее - постановление N2571).
Подпунктом "а" пункта 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением.
Согласно позиции 9 раздела II приложения к Постановлению N2571 при закупке работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории участник закупки должен обладать опытом исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта), опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). При этом цена выполненных работ по договорам должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Постановления N2571 положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом, позиция 9, в том числе, применяется в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Таким образом, дополнительные требования к участникам необходимо устанавливать при любых конкурентных процедурах, если объект закупки включен в приложение к Постановлению N 2571 и в ряде случаев превышает определенную НМЦК.
Комиссией Управления установлено, что объектом закупки является "Ремонт сетей уличного освещения в п. Тазовский по ул. Промышленная, ул. Пушкина, ул. Северная, ул. Калинина, ул. Пиеттомина, ул. Почтовая, ул. Ленина, ул. Геофизиков".
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) электросети относятся к линейным объектам.
Позиция 9 приложения к Постановлению N2571 предусматривает строительство некапитального строения, сооружения. Под строительством, в соответствии с пунктом 13 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ понимается создание зданий, строений, сооружений. Такое строительство осуществляется с соблюдением общих строительных норм и правил, разрешенного использования земельного участка, правил землепользования и застройки, пожарных требований и т.д.
Под некапитальным строением, сооружением, в соответствии с ГрК РФ, подразумевается строение, сооружение, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
Согласно пункту 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации благоустройство территории - это деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в т.ч. территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно правилам благоустройства территории муниципального округа Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержденным решением Думой Тазовского района N10-1-58 от 30.06.2021 г. линии электросетей не относятся к элементам благоустройства территории.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу, что ремонт сетей уличного освещения не является строительством и не относится к комплексу мероприятий по благоустройству территорий.
На основании вышеизложенного довод жалобы Заявителя на находит своего подтверждения и является необоснованным.
2. Согласно жалобе Заявителя, Заказчик в извещении об осуществлении закупки не установил требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе Если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, требования ч.2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе устанавливаются при НМЦК двадцать миллионов рублей и более.
Комиссией Управления установлено, что согласно извещению N 0190300000724000386 начальная (максимальная) цена контракта составляет 16 930 990, 00 рублей.
С учетом изложенного довод жалобы Заявителя на находит своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно жалобе Заявителя, Заказчиком в рамках извещения не установлены дополнительные требования к видам работ, для выполнения которых требуется членство в СРО для участия в торгах (ч. 2 ст. 52 ГрК):
инженерно-изыскательные работы; разработка проектной документации; строительство;
капитальный ремонт;
снос зданий и сооружений;
монтажные работы.
Сумма тендера, при которой заказчики обязаны установить требование к членству СРО от участников тендера - 10 млн (ч. 2,1 ст. 52 ГрК).
Законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (часть 2 статьи 47, часть 4 статьи 48, часть 2 статьи 52, часть 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
По смыслу пункта 14.2 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) подразумевает замену и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замену и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замену отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 ГрК РФ под объектом капитального строительства подразумевается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).
Комиссия отмечает, что объектом закупки является ремонт электросетей, не относящихся в соответствии с положениями ГрК РФ к объекту капитального строения и не подпадающих под действия статьи 52 ГрК РФ.
Таким образом, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
4. В дополнительных разъяснениях по жалобе Заявитель указывает, что согласно сметной документации, являющейся неотъемлемой частью извещения о проведении закупки в ведомости объемов работ указан монтаж провода СИП в объеме 7510 м, что превышает демонтаж провода, а, следовательно, в линейный объект вносятся конструктивные изменения.
Между тем, Заказчиком в извещении не установлены дополнительные требования в соответствии с разделом II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571.
Заявитель считает, что к участникам закупки должны быть применены требования позиции 11 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, либо требования позиции 15 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571
Согласно позиции 11 раздела II приложения к Постановлению N2571 при закупке работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением работ, предусмотренных позицией 18, работ по капитальному ремонту автомобильной дороги участник закупки должен обладать опытом исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги; опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции линейного объекта, за исключением автомобильной дороги.
В соответствии с пунктом 14.3 статьи 1 ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов подразумевает изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено ГрК РФ.
Исходя из пояснений представителей Заказчика и анализа вида работ, перечисленных в сметной ведомости, Комиссия Управления приходит к выводу, что в рамках закупки требуется проведение текущего ремонта электросетей.
Таким образом, требования в соответствии с позицией 11 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571 к участникам закупки не требуется.
Согласно позиции 15 раздела II приложения к Постановлению N2571 при закупке работ по текущему ремонту зданий, сооружений участник закупки должен обладать опытом исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений; опытом исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Как отмечалось ранее, объект закупки является линейный объект, не относящийся в соответствии с положениями ГрК РФ к зданиям, строениям, сооружениям.
Комиссия отмечает, что согласно части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
В силу вышеуказанной нормы обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в заседании Комиссии Управления Заявитель участия не принимал, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе, в части неустановления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с постановлением N 2571, равно как и не представлено документов, на основании которых Заявителем сделан вывод о том, что закупаемые работы и услуги относятся к работам по капитальному ремонту линейного объекта.
Таким образом, доводы жалобы Заявителя является необоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ПрофЭнерго" на действия заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на ремонт сетей уличного освещения в п. Тазовский по ул. Промышленная, ул. Пушкина, ул. Северная, ул. Калинина, ул. Пиеттомина, ул. Почтовая, ул. Ленина, ул. Геофизиков, начальная (максимальная) цена контракта - 16 930 990,00 рублей (извещение N 0190300000724000386) необоснованной.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 июня 2024 г. N 089/06/31-423/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024