Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>;
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
рассмотрев жалобу ООО "Донской торговый дом" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница", при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, начальная (максимальная) цена контракта - 655 619,94 рублей (извещение N 0190200000324007629) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 14.06.2024;
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 27.06.2024 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 27.06.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 01.07.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует:
1. Объект закупки Пункт N1 Воск костный, натуральный имеет техническую характеристику Химический состав: Стерильный гемостатический материал для местного применения, состоящий из белого пчелиного воска (70%) и вазелина (30%). Данный параметр соответствует единственному производителю: Костный воск Bone WaxR Производитель: B.BRAUN (Германия). При анализе рынка гемостатических средств установлено, что на рынке присутствуют другие производители средства Воск костный, натуральный, которые не имеют данную техническую характеристику. Просит удалить данный показатель содержание вазелина (30%) из технических характеристик этого товара и расширить параметр содержание белого пчелиного воска (не менее 70%).
2. Объект закупки Пункт N2 имеет техническую характеристику Срок рассасывания 8 - 10 суток. При анализе рынка гемостатических средств установлено, что на рынке присутствуют другие производители средства Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения, натуральный, которые не имеют похожие технические характеристики.
Просим расширить техническую характеристику Срок рассасывания 7 - 14 суток.
3. Объект закупки Пункт N2 имеет техническую характеристику Срок рассасывания 5 - 8 суток.
При анализе рынка гемостатических средств установлено, что на рынке присутствуют другие производители средства Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения, натуральный, которые не имеют похожие технические характеристики.
Просим расширить техническую характеристику Срок рассасывания 5 - 14 суток.
4. Объект закупки Пункт N4 имеет техническую характеристику Срок рассасывания 5 - 8 суток. При анализе рынка гемостатических средств установлено, что на рынке присутствуют другие производители средства Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения, натуральный, которые не имеют похожие технические характеристики.
Просим расширить техническую характеристику Срок рассасывания 5 - 14 суток.
5. Объект закупки Пункт N5 имеет техническую характеристику Срок рассасывания 3 - 5 суток. При анализе рынка гемостатических средств установлено, что на рынке присутствуют другие производители средства Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения, натуральный, которые не имеют похожие технические характеристики.
Просим расширить техническую характеристику Срок рассасывания 3 - 14 суток.
6. Объект закупки Пункт N6 имеет техническую характеристику Срок рассасывания 3 - 5 суток. При анализе рынка гемостатических средств установлено, что на рынке присутствуют другие производители средства Средство гемостатическое хирургическое на основе полисахаридов растительного происхождения, натуральный, которые не имеют похожие технические характеристики.
Просим расширить техническую характеристику Срок рассасывания 3 - 14 суток.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещению об осуществлении закупки объектом закупки является поставка медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие.
В извещении об осуществлении закупки содержится описание объекта закупки, установлены характеристики поставляемого товара.
Совокупность технических характеристик, указанных в извещении о закупке, составлена таким образом, чтобы товары, которые будут представлены участниками размещения заказа для поставки в рамках закупки, соответствовали текущим потребностям заказчика и нуждам конечных пользователей товара, в соответствии с которыми и была определена потребность заказчика.
Комиссия отмечает, что Заказчик вправе включить в Описание объекта закупки такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в Описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность Заказчика в Описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам.
Изучив потребность Комиссией установлено, что Заказчиком произведено описание товара в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе и содержит функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, позволяющие участникам этой закупки определить и сформировать предложение по поставке такого товара.
В отношении первого довода Комиссия отмечает, что указанный в потребности товар может быть предложен Заказчику различными поставщиками товара, круг которых неограничен, что в рассматриваемом случае подтверждается коммерческими предложениями, представленными потенциальными поставщиками для обоснования начальной максимальной цены контракта.
Комиссия также отмечает, что данная позиция нашла свое отражение в правоприменительной и судебной практике, так согласно правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10 по делу N А06-6611/2009, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Заказчику предоставлено право на установление в описании объекта закупки условий требований к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям, при этом сам по себе факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников размещения заказа, данный вывод отражен в Определении Верховного Суда РФ от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003 по делу N А45-12358/2013.
Комиссия обращает внимание, что в рассматриваемом случае Заказчик, являющийся учреждением здравоохранения, сформировал в описании объекта закупки требования к характеристикам товара с учетом своих потребностей, и с учетом специфики назначения и способа применения медицинского изделия.
Комиссией установлено, что с учетом специфики использования Заказчиком приобретается товар, клиническая эффективность которого при применении с антибиотиками доказана в процессе многолетнего использования при проведении нейрохирургических вмешательств на головном и спинном мозге, а именно травматизации мозговой ткани.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения и признается необоснованным.
Согласно доводам 2-6 жалобы Комиссия считает необходимым отметить, что Заказчик, формируя свою потребность в приобретаемом товаре, руководствуется необходимостью обеспечить тот спектр функционала, в котором у Заказчика имеется существенная необходимость при выполнении своих прямых обязанностей и полномочий.
Учитывая, что медицинские изделия оказывают непосредственное влияние на здоровье и жизнь человека, при установлении конкретных требований к предмету закупок на поставку медицинских изделий, главным является достижение при лечении пациентов наилучшего терапевтического эффекта и максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий.
Указание Заказчиком на необходимость поставки медицинского изделия с установленными характеристиками обусловлено спецификой назначения и способа его применения. Из пояснений Заказчика следует, что заявленные гемостатические средства приобретаются для определенных нейрохирургических операций. Гемостатические материалы со сроком рассасывания до 14 суток будут размещаться отдельной закупкой.
Комиссия отмечает, что отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников закупки.
По окончанию срока подачи заявок на участие в данном аукционе поступило 4 заявки от потенциальных поставщиков.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на заседание Комиссии не обеспечил, в составе обращения не представил достаточных доказательств, подтверждающих обоснованность довода.
Кроме того, Заявителем, доказательств нарушения его прав и законных интересов не представлено.
Учитывая данные обстоятельства, возражения Заказчика, Комиссия пришла к выводу об отсутствии в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе, исходя из того, что предмет закупки сформулирован в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Таким образом, доводы Заявителя не нашли своего подтверждения.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, об отсутствии в действиях Заказчика нарушения норм Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Донской торговый дом" на действия Заказчика - ГБУЗ ЯНАО "Новоуренгойская центральная городская больница", при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку медицинских изделий, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, начальная (максимальная) цена контракта - 655 619,94 рублей (извещение N 0190200000324007629), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 28 июня 2024 г. N 089/06/33-425/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024