Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, (далее - Комиссия, Управление) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
при участии в формате ВКС:
от Уполномоченного органа - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "СКС Оил" на действия комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку масел и специальных жидкостей для автомобиля, начальная (максимальная) цена контракта - 605 730,57 рублей (извещение N 0190300005124000265), на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации -wwwzakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вхд. N 5777-ЭП/24 от 26.06.2024) на действия комиссии по осуществлению закупок.
Заявитель считает, что действия комиссии по осуществлению закупок противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Уполномоченный орган с доводами Заявителя не согласился, представил возражения и сообщил, что при проведении закупки, действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) на Официальном сайте;
2) ) дата и время начала срока подачи заявок 13.06.2024 14:15;
3) дата и время окончания срока подачи заявок 21.06.2024 08:30 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги 21.06.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) 24.06.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель просит отменить протокол подведения итогов, так как считает причину отклонения его заявки необоснованной. Температура застывания, указанная Заказчиком: -45 (Градус Цельсия). Указано заявителем в заявке: -42 (Градус Цельсия), что соответствует указанному диапазону. Число -42 (минус 42), это больше, чем -45(минус 45). То есть заявка соответствует установленному требованию.
В своих возражениях на жалобу Уполномоченный орган пояснил, что участником закупки в составе заявки были указаны конкретные значения температуры застывания в пункте 1 "Масло моторное" (48 Литр; кубический дециметр), в пункте 2 "Масло моторное" (12 Литр; кубический дециметр) - "-42 (Градус Цельсия)", что является меньше минимальных значений, установленных Заказчиком в вышеперечисленных пунктах в извещении о проведении электронного аукциона, а именно: " -45 (Градус Цельсия)".
Проанализировав материалы дела, доводы на жалобу, проведя, в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку соблюдения Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении вышеуказанной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе предложение участника закупки в отношении объекта закупки должно содержать характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок:
рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Исходя из приведенных выше положений Закона о контрактной системе, участник закупки, в случае подачи заявки, обязан соблюдать, в том числе обязательные требования к составу такой заявки, содержащиеся как в Закона о контрактной системе, так и в извещении. При этом участник закупки самостоятельно несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в такой заявке, и должен оценивать риски быть отклоненным в случае несоблюдения указанных обязательных требований.
Обязанностью же комиссии по осуществлению закупки, в частности при рассмотрении заявок участников закупки, является проверка соответствия таких заявок требованиям, сформулированным заказчиком в извещении.
Также необходимо учитывать, что критерием допуска участника к участию в закупке является, в том числе соответствие заявки всем требованиям, указанным в извещении. При этом комиссией по осуществлению закупок подвергаются анализу документы, непосредственно представленные участниками закупки в составе заявки, и именно таким документам дается оценка.
Из извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки является поставка масел и специальных жидкостей для автомобиля, относящаяся к позиции КТРУ 19.20.29.110-00000016 Масло моторное.
В п. 1 и п.2 Описания объекта закупки Приложение N1 к извещению о проведении электронного аукциона установлены функциональные, технические, качественные, эксплуатационные и количественные характеристики для масла моторного, в том числе: Температура застывания (Градус Цельсия): - 45.
В п.3 Инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе Приложения N 4 к извещению о проведении электронного аукциона указано, что подача заявки на участие в закупке означает согласие участника закупки, подавшего такую заявку, на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, и в соответствии с заявкой такого участника на участие в закупке.
В Инструкции по заполнению заявка также дано разъяснение понятий, которые могут применяться заказчиком при указании максимальных и (или) минимальных значений показателей товара, в том числе указано, что знак "" - означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение.
Из Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2024 NИЭА1 следует, что комиссия по осуществлению закупок приняла решение о несоответствии заявки N 50 (Заявителя) требованиям: пп. "а" п.1 ч.5 ст. 49, п.1 ч.12 ст.48 Закона о контрактной системе, несоответствие информации и документов, предусмотренных извещением (за исключением предусмотренных п.п.2, 3 ч.6 ст.43), требованиям извещения.
Основания отклонения заявки: Участником электронного аукциона в характеристиках предлагаемых товаров в п. 1 "Масло моторное" (48 Литр; кубический дециметр), в п.2 "Масло моторное" (12 Литр; кубический дециметр) по показателю товара "Температура застывания", указаны значения, которые не соответствуют значениям показателей, установленным заказчиком в Приложении N 1 к извещению о проведении электронного аукциона.
Изучив заявку Заявителя Комиссия установила, что в заявке N 50 (ООО "СКС Оил") по п. 1 "Масло моторное" (48 Литр; кубический дециметр), участником закупки указана температура застывания минус 42 (градус Цельсия), что соответствует требованиям, указанным в Извещении об осуществлении закупки Заказчика поскольку минус 42°С больше и неравно минус 45°С;
по п.2 "Масло моторное" (12 Литр; кубический дециметр), участником закупки указана температура застывания минус 42 (градус Цельсия), что соответствует требованиям, указанным в Извещении об осуществлении закупки Заказчика поскольку минус 42°С больше и неравно минус 45°С.
Комиссия соглашается с доводами Заявителя о неправомерности отклонения его заявки от участия в закупке по основаниям, отраженным заказчиком в протоколе подведения итогов.
Таким образом, действия комиссии по осуществлению закупок, необоснованно признавшей заявку участника закупки несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки, нарушают пп. "а" п.1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе, и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Между тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией было установлено, что Заказчик составил описание объекта закупки ненадлежащим образом, вводя тем самым в заблуждение участников закупки, поскольку поставка масла моторного с характеристикой температуры застывания больше минус 45°С, не соответствует реальной потребности Заказчика, что подтверждается протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2024 NИЭА1.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что потребность заказчика выражена непосредственно в приобретении масел морозостойких, с температурой застывания от минус 45°С, минус 46°С, минус 47°С и т.д.
Следовательно, извещение об осуществлении закупки и прилагаемые к нему документы размещены в единой информационной системе в сфере закупок с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Закупка товара, не отвечающего потребности заказчика приведет к неэффективному расходованию денежных средств.
Таким образом Комиссия приходит к выводу о нарушении со стороны Заказчика требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в части описания объекта закупки, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Соответственно имеются основания для выдачи предписания о приведении извещения об осуществлении закупки и прилагаемых к нему документов в соответствие с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СКС Оил" на действия комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки способом электронного аукциона на поставку масел и специальных жидкостей для автомобиля, начальная (максимальная) цена контракта - 605 730,57 рублей (извещение N 0190300005124000265), обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
4. Выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
6. Обязать Уполномоченный орган, Заказчика обеспечить уведомление должностных лиц (членов комиссии по осуществлению закупок, заказчика) о необходимости представить в срок до 19.07.2024 в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, следующие надлежащим образом заверенные копии документов:
- паспортные данные должностного лица (страницы с 2 по 6);
- информацию о фактическом месте проживании;
- адрес электронной почты (контактная информация для уведомлений должностного лица);
- приказ о назначении на должность;
- сведения о создании и составе комиссии по осуществлению закупок;
- должностную инструкцию;
- справку о доходах в форме 2-НДФЛ;
- объяснения должностного лица;
- иную информацию и документы, которые могут иметь значение для рассмотрения дела.
Составление протокола об административном правонарушении по части 1.4 и части 2 статьи 7.30 КоАП РФ по вышеуказанным фактам в отношении должностного лица - назначается на 22.07.2024 в 17 час. 00 мин., по адресу: ЯНАО, г. Салехард, ул. Губкина, 13, каб. 23 (зал заседаний).
В случае невозможности обеспечить явку на составление протокола об административном правонарушении должностным лицам необходимо уведомить об этом Ямало-Ненецкое УФАС России факс (34922) 3-47-08; e-mail: to89@fas.gov.ru).
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 2 июля 2024 г. N 089/06/49-433/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.07.2024