Комиссия Орловского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия), в составе: председателя Комиссии - Бочкова С.А., заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии: Торшиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; Лебедева М.А., главного государственного инспектора отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, в присутствии представителей заказчика: администрации Должанского района Орловской области (далее - Заказчик) Стеблецовой Е.Г., Гранкиной Г.А., Растворовой Т.А., в присутствии представителя подрядчика: Общества с ограниченной ответственностью "Агроторгстрой" (далее - ООО "Агроторгстрой", Подрядчик, Общества) Мелкумяна Г.М., рассмотрев с использованием сервиса видеоконференций TrueConf сведения о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Постановление N 1078),
У С Т А Н О В И Л А:
В Орловское УФАС России (далее - Управление) 19 июня 2024 года (вх. N 3639/23) поступило обращение о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) информации об ООО "Агроторгстрой" (303858, Орловская область, г. Ливны, ул. Пушкина, 34, ИНН 5702013218; КПП: 570201001).
Заказчик сообщает, что ООО "Агроторгстрой" было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на капитальный ремонт автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: ул. Садовая, с. Кривцово-Плота Кудиновского сельского поселения Должанского района Орловской области (Извещение N 0354300000124000037).
Комиссия рассмотрела поступившие сведения о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе), провела в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановую проверку и
установила
следующее. 16.04.2024 Заказчиком на официальном сайте было размещено извещение N 0354300000124000037 о проведении Аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 13 657 160,00 рублей. На участие в Аукционе была подана 1 заявка - ООО "Агроторгстрой" (цена контракта - 13 657 160,00 рублей). 08.05.2024 между Заказчиком и Обществом был заключен муниципальный контракт N 037 (далее - Контракт). В соответствие с пунктами 1.1 - 1.2 Контракта: "1.1.
По Контракту Подрядчик обязуется принять на себя обязательства выполнить работы по капитальному ремонту автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: ул. Садовая, с. Кривцово-Плота Кудиновского сельского поселения Должанского района Орловской области (далее - Объект) в соответствии с локальным сметным расчетом (сметой), Сметой контракта на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги (Приложение N 1 к Контракту) в сроки предусмотренные контрактом, с учетом графика выполнения работ по ремонту, который является неотъемлемой частью контракта (Приложение N 2 к Контракту), и сдать результат работ по ремонту заказчику, а Заказчик обязуется принять выполненные работы на условиях Контракта и оплатить их. 1.2. Место выполнения работ: Орловская область, Должанский район, с. Кривцово- Плота, ул. Садовая".
Согласно пункту 5.1 Контракта: "Календарные сроки выполнения работ определены Сторонами: Начало работ: с даты заключения контракта Окончание работ: 31 июля 2024 г.". Пунктом 3.1.5 Контракта определено: "Заказчик обязан для выполнения работ по контракту в течение 3 рабочих дней со дня заключения контракта передать подрядчику по акту приема-передачи строительную площадку, сметный расчет по ремонту, иные документы, необходимые для выполнения работ по контракту, или обеспечить их передачу, а также осуществить иные юридически значимые действия, необходимые для выполнения работ по контракту".
Также согласно пункту 3.1.8 Контракта: "Заказчик обязан нести ответственность:
а) за соответствие нормам законодательства Российской Федерации проекта по ремонту или сметного расчета по ремонту, наличие в проекте по ремонту или сметном расчете по ремонту ошибок, препятствующих исполнению подрядчиком существенных условий контракта, в случае если разработка проекта по ремонту или сметного расчета по ремонту осуществлялась заказчиком;
б) за несвоевременную передачу строительной площадки, проекта по ремонту или сметного расчета по ремонту, иных документов и имущества, необходимых для выполнения работ по контракту". Вместе с тем, как следовало из пояснений представителя Общества и не отрицалось представителями Заказчика строительная площадка не была передана Подрядчику по акту приема-передачи строительной площадки (как пояснили представители Заказчика, администрацией Должанского района был составлен акт приема-передачи строительной площадки, но не направлен Подрядчику и не подписан Подрядчиком и не представлен Комиссии Управления). В ходе рассмотрения дела представитель Общества также пояснил, что у ООО "Агроторстрой" имелись обстоятельства невозможности надлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных Контрактом, которые выразились в следующем. В составе Аукциона было опубликовано заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального ремонта, финансируемого полностью или частично за счёт средств областного бюджета (далее - Заключение). В пункте 3 Заключения отражены сведения о лице, которое подготовило проектно- сметную документацию на объект для выполнения Работ: Государственное унитарное предприятие Орловской области "Дорожная служба" ("ГУП ОО "Дорожная служба"). Пункт 8 Заключения содержит информацию о перечне представленной для проверки проектно-сметной документации: акт обследования технического состояния, ведомость дефектов, ведомость объемов работ, локально сметный расчет, составленный в базисном уровне цен с перерасчетом в текущий уровень цен на III квартал 2023; транспортная схема, схема ремонта.
В соответствии с пунктом 5.1 Контракта календарные сроки выполнения работ определены сторонами: начало работ с 08 мая 2024 года; окончание работ: 31 июля 2024 года. Подрядчик должен выполнять работу в установленные сроки с учетом графика выполнения работ (пункт 5.2 Контракта). График выполнения Работ закреплен в приложении N 2 к Контракту. В обзоре применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, разъяснено, что при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно- сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в полном объеме, так как без наличия полного комплекта проектной документации участники госзакупки не имеют возможности формировать предложения, касающиеся исполнения контракта. Представитель Общества сообщал, что соответствующая документация в ЕИС не была размещена, а также не представлена в адрес Подрядчика в течение 3 рабочих дней со дня заключения Контракта, то есть в срок до 15.05.2024 включительно. Кроме того, в письме от 04.06.2024 за исх. N 21 Подрядчик привел нормативно- правовое обоснование относительно того, что в рассматриваемом случае, что Заказчиком для проведения работ по капитальному ремонту дорог не был получен достаточный объем выполнения обследования участков автомобильной дороги, результатов инженерных изысканий и проектной документации, утвержденных в установленном порядке. Более того, по мнению представителя Подрядчика, также Заказчиком с учетом норм действующего законодательства не было учтено то, что фактически Работы являются не капитальным ремонтом дороги, а его строительством, в связи с чем Общество не могло выполнить предусмотренные Контрактом работы. Представители Заказчика, в свою очередь, в ходе рассмотрения дела полагали, что предмет закупки сформирован верно. Частью 19 статьи 95 Закона установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта закреплена в разделе 12 Контракта.
В соответствии с частью 20.1 статьи 95 Закона в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 21 статьи 95 Закона решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Часть 22 статьи 95 Закона определяет, что поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления заказчика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения. 04.06.2024 Обществом было сформировано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. С учетом положений части 21 статьи 95 Закона решение Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу 17.06.2024.
Оценивая совокупность обстоятельств в рамках рассматриваемого дела, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком не был исполнен пункт 3.1.5 Контракта, в связи с чем у Общества имелось достаточно оснований для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Следовательно, исходя из положений подпункта "б" пункта 15 Постановления N 1078 заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, что является достаточным основанием для не включения в РНП сведений в отношении ООО "Агроторгстрой". В части имеющегося между Заказчиком и Подрядчиком спора по вопросу является ли грунтовая дорога объектом капитального строительства и может ли быть осуществлены работы по капитальному ремонту грунтовой дороги, Комиссия отмечает, что рассмотрение указанного вопроса не относится к компетенции Комиссии Управления. Вместе с тем, Комиссия учитывает, что в письме Росреестра от 25.10.2023 N 14- 07851/23 указывается, что грунтовая дорога не является объектом капитального строительства и не подлежит государственной регистрации в качестве такого объекта. Кроме того, в ходе рассмотрения дела представители Заказчика пояснили, что разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию дороги, являющейся предметом Контракта, Заказчик не получал.
Согласно выписки из ЕГРН на земельный участок на котором расположена дорога, каких-либо объектов капитального строительства или линейных объектов на данном участке не имеется. В связи с вышеизложенным Комиссия Управления приходит к выводу, что у ООО "Агроторгстрой" могли иметься основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно нормам законодательства о контрактной системе по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр (часть 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ, подпункт "б" пункта 13 Постановления N 1078).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 сентября 2012 года N ВАС-11617/12 и от 12 июля 2013 года NN ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением на нарушителя негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике (подрядчике, исполнителе), ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
В силу правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку только представленных заказчиком документов и информации. Вместе с тем, Закон не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа на осуществление контроля в сфере закупок включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое неисполнение условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона. При этом, Комиссия в рамках осуществления своих полномочий по рассмотрению обращений заказчиков о внесении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не наделяется законом правом осуществления дополнительных процессуальных действий, в частности: экспертизы результатов исполнения контракта, экспертизы достоверности тех или иных доказательств, вызова и допроса свидетелей, которые бы позволяли оперативно устранить возникающие сомнения и максимально всесторонне, полно и объективно провести проверку представленных сведений. Помимо этого, в силу Постановления N 1078 федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку представленных сторонами документов и информации.
В соответствии с пунктом 15 Постановления N 1078 Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Оценив представленные материалы, пояснения сторон Комиссия Управления полагает, что Обществом не допущено бездействие (действия), которое свидетельствует о его недобросовестном поведении. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое уклонение лица от исполнения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона. По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона. В то же время Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, Заказчиком не представлена информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. При таких обстоятельствах, применительно к положениям подпункта "б" пункта 15 Правил ведения реестра, у Комиссии Орловского УФАС России отсутствуют достаточные правовые основания для внесения информации об ООО "Агроторгстрой" в реестр недобросовестных поставщиков. Принимая во внимание вышеизложенное и руководствуясь пунктом 5 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Сведения, представленные администрацией Должанского района Орловской области в отношении ООО "Агроторгстрой" (303858, Орловская область, г. Ливны, ул. Пушкина, 34, ИНН 5702013218; КПП: 570201001), в реестр недобросовестных поставщиков не включать. Председатель комиссии С.А. Бочков Члены комиссии: О.А. Торшина М.А. Лебедев Решение может быть о в арбитражный суд в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2024-2499
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 26 июня 2024 г. N РНП-57-72
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024