Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf" поступило обращение заказчика в лице Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N 2" (далее - ГБУЗ ТО "ОКБ N 2", Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП) сведений в отношении Индивидуального предпринимателя Копысовой Татьяны Борисовны (ИНН 665910915780) (далее - ИП Копысова Т.Б., Исполнитель) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку сухого энтерального питания, заключённого по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167200003423006748).
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступило обращение заказчика в лице ГБУЗ ТО "ОКБ N 2" о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в отношении ИП Копысовой Т.Б. (ИНН 665910915780) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку сухого энтерального питания, заключённого по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167200003423006748).
Заказчиком представлены все предусмотренные Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее также - Закон о контрактной системе) документы и сведения.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее по тексту - Правила).
Подпунктом "а" пункта 13 Правил предусмотрено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта, а также проводит внеплановую проверку предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ИП Копысовой Т.Б. представлены письменные пояснения и документы, просит сведения в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия по результатам проведенной внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, между ГБУЗ ТО "ОКБ N 2" и ИП Копысовой Т.Б. по результатам проведенного электронного аукциона (реестровый номер закупки 0167200003423006748) заключен муниципальный контракт от 23.10.2023 N 85 на поставку сухого энтерального питания на сумму 187 657,50 руб.
Товар Заказчику поставляется партиями в соответствии с условиями настоящего Контракта. Количество Товара в каждой партии определяется на основании Заявки Заказчика на поставку Товара. Заказчик направляет Заявки в пределах срока, установленного настоящим пунктом. При этом направление Заявок за пределами срока, установленного настоящим пунктом, не допускается. Поставка Товара на основании не подписанной Заказчиком Заявки не допускается. Поставка Товара по Заявкам осуществляется в течение 15 (Пятнадцати) календарных дней со дня отправки Заявки Заказчиком. Заявки (Приложение N4 к договору) подаются не чаще 2 раз в месяц с 01.01.2024 г. по 11.11.2024 г. (п. 3.1 Контракта).
Настоящий Контракт вступает в силу с даты его заключения обеими Сторонами и действует по "28" февраля 2025 г. (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Окончание срока действия настоящего Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по настоящему Контракту (п. 11.1 Контракта).
Поставщик обязуется передать в собственность сухое энтеральное питание (далее - Товар) Заказчику в обусловленный настоящим Контрактом срок, согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническому заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (п. 1.1).
Приложением N 2 к Контракту (Техническое задание) установлено, что Поставщиком осуществляется поставка Смеси энтеральной производства Пептамен Юниор (Швейцария), Нутрилон аминокислоты (Великобритания) и Неокейт Джуниор (Великобритания).
В соответствии с условиями Контракта Поставщик обязан:
- Поставить Товар в порядке, количестве, в срок и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (п. 4.1.1).
- Обеспечить соответствие поставляемого Товара требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами и санитарно-эпидемиологическими требованиями, а также требованиям, установленным настоящим Контрактом (п. 4.1.2).
- Обеспечить за свой счет устранение выявленных нарушений при несоответствии поставленного Товара условиям настоящего Контракта или осуществить его соответствующую замену в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом (п. 4.1.3).
Как было отмечено выше, предметом поставки является смесь энтеральная Пептамен Юниор, Нутрилон аминокислоты и Неокейт Джуниор.
В заседании комиссии представитель Поставщика пояснил, что изначально под условия технического задания по позиции N 2 подходил только один продукт - Смесь энтеральная Нутрилон Аминокислоты. Однако ИП Копысовой Т.Б. при формировании заявки на участие в закупке была допущена ошибка, а именно не была осуществлена проверка наличия данного товара на российском рынке. Уже после заключения Контракта Поставщиком было установлено, что смесь энтеральная Нутрилон Аминокислоты на момент публикации Заказчиком технического задания уже отсутствовала на рынке (что подтверждается Письмом-уведомлением от 27.04.2020 приложенным в материалы дела).
Комиссией Управления из Писем ООО "Нутриция" в адрес Поставщика установлено, что в следствие объединения компаний Нутриция Бэйби и Нутриция Медикал установлено 2 идентичных по применению товара, а именно Нутрилон Аминокислоты и Неокейт LCP, в связи с чем принято решение о прекращении поставки Нутрилон Аминокислоты. Нутрилон Аминокислоты производился в Великобритании, ООО "Нутриция" являлся уполномоченным импортёром данного товара в России (Письмо ООО "Нутриция" от 25.03.2024 N 38/24, Письмо-уведомление от 27.04.2020 приложены в материалы дела).
Стоит отметить, что товар Неокейт LCP содержит меньше нуклеотидов (17,2 мг), что товар Нутрилон Аминокислоты (23,3 мг).
Однако согласно позиции N 2 Технического задания, нуклеотиды поставляемой смеси должны быть 23,3 мг.
В связи с невозможностью поставить Заказчику товар, соответствующий функциональным, техническим, качественных характеристикам, установленным Техническим заданием, 29.11.2023 Поставщиком в адрес Заказчика посредством электронной почты направлено письмо с приложением проекта Дополнительного соглашения, в соответствии с которым Заказчику предлагалось заменить смесь Нутрилон аминокислоты, производитель Nutricia на смесь Нутрилон Аминокислоты Syneo (производитель Нутриция), либо смесь Неокейт LCP (электронное письмо повторно направлено Заказчику 23.01.2024).
В дальнейшем Заказчиком в адрес Поставщика направлено 2 заявки на поставки энтеральных смесей, согласно позициям Технического задания (Заявка N 1 от 24.01.2024, Заявка N 2 от 16.02.2024).
Поставщиком в адрес Заказчика осуществлена поставка энтеральных смесей Пептамен Юниор и Неокейт Джуниор, однако поставка энтеральной смеси Нутрилон аминокислоты оказалась невозможной ввиду прекращения производства данного товара, отсутствия товара с аналогичными характеристиками на российском рынке.
В ходе электронной переписки (Письмо Поставщика от 29.01.2024, Письма Заказчика от 01.02.2024 N 397/24, от 13.02.2024 N 592/24), Заказчик отказал Поставщику во внесении изменений в условия Контракта, а именно в замене смеси Нутрилон аминокислоты, выразив сомнение относительно отсутствия товара на рынке и достоверности информации письма ООО "Нутриция", требуя поставить смесь энтеральную Нутрилон аминокислоты.
Учитывая, неисполнение обязательств Поставщиком в полном объеме, неоднократное нарушение сроков поставки, учреждением на основании п. 1,2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, п. 11.2 Контракта от 30.06.2023 N 1479 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенным нарушением его условий Поставщиком.
Заказчиком в материалы дела представлено Письмо ООО "Нутриция" о том, что поставка товара смесь Нутрилон Аминокислоты Syneo поставляется на территорию Российской Федерации без перебоев, однако Характеристики данного товара не соответствуют характеристикам смеси Нутрилон аминокислоты, в частности нуминокислотам (Нутрилон Аминокислоты Syneo 16,6 мг, Нутрилон аминокислоты 23,3 мг).
Комиссия Управления считает необходимым отметить, что хотя поставка товара смесь Нутрилон Аминокислоты Syneo (нуминокислоты 16,6 мг.) поставляется на территорию России без перебоев, Заказчиком не подтверждена такая же бесперебойная поставка смеси Нутрилон аминокислот (нуминокислоты 23,3 мг.).
В свою очередь, сведения, свидетельствующие об отсутствии поставок товара смесь энтеральная Нутрилон аминокислоты подтверждаются Письмом ООО "Нутриция" от 25.03.2024 N 38/24, Письмом-уведомлением от 27.04.2020, приложенными Поставщиком в материалы дела.
Вместе с тем, Комиссия полагает, что не осуществление ИП Копысовой Т.Б. проверки наличия смеси Нутрилон аминокислоты на российском рынке до подачи заявки на участие в закупке однозначно не свидетельствует о недобросовестном поведении, учитывая, что по остальным товарным позициям, предусмотренным техническим заданием, поставка осуществлена предпринимателем в установленный срок.
Изложенное выше, однозначно освидетельствует о том, что на момент формирования заявки на участие в закупке предприниматель добросовестно полагал о фактическом наличии на товарном рынке смеси энтеральной Нутрилон аминокислоты, полностью соответствующей описанию объекта закупки, размещенного заказчиком в составе извещения об осуществлении закупки.
В свою очередь, Заказчиком не представлено доказательств, сведений (включая Письмо ООО "Нутриция" в адрес Заказчика), подтверждающих наличие товара, соответствующего требованиям позиции N 2 Технического задания на территории Российской Федерации.
В свою очередь, Комиссией Управления установлено, что стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств на момент принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта составляет: 74 047,18 руб. (40% от цены контракта, что подтверждается документами о приемке выполненных работ, размещенными в ЕИС).
Статьёй 309 Гражданского кодекса РФ (далее также - ГК РФ) предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с ч. 1,2 ст. 523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон, а также неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
В соответствии с ч. 2 ст. 450 ГК РФ, существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Отказ Исполнителя от поставки товара (медицинских изделий) и непоставка товара Заказчику в установленный Заявкой Заказчика срок предполагается существенным нарушением условий договора.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, что такое право предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 Контракта установлено, что расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
При принятии решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основанию нарушения Подрядчиком вышеуказанных условий Контракта, решение вступает в силу при неустранении Подрядчиком нарушений в срок, установленный в Федеральном законе от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Процедура расторжения контракта (договора) в одностороннем порядке регулируется соответствующими положениями статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе 29.05.2024 было направлено заказчиком в адрес Поставщика с использованием средств Единой информационной системы в сфере закупок и получено обществом в тот же день. Таким образом, датой надлежащего уведомления является 29.05.2024.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Исполнителем допущенные нарушения условий Контракта в регламентированный законом срок не были устранены.
Таким образом, датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в законную силу является 11.06.2024.
Принятое Заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в установленном законом порядке не признанно недействительным.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты, в том числе в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пп. "а" п. 15 разд. III Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в случае если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, выявлено, что поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Тюменское УФАС России отмечает, что принятие заказчиком решения об одностороннем отказе от контракта, не влечет для антимонопольного органа необходимость автоматического включения сведений о хозяйствующем субъекте в РНП, поскольку служит исключительной, специальной мерой ответственности, требующей достаточных правовых оснований.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства в рамках своих полномочий, а также иные действия, совершенные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и заказчиком, приходит к выводу, что действия поставщика (подрядчика, исполнителя) были направлены на исполнение контракта. Доказательств умышленного и намеренного уклонения поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения обязательств по контракту или иных неопровержимых доказательств недобросовестного поведения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссии Тюменского УФАС России представлено не было.
Комиссией изучена переписка, которая велась сторонами в рамках исполнения контракта), из которой следует, что Поставщиком поставка товара по двум из трёх позиций Технического задания была осуществлена в адрес Заказчика, поставка товара по позиции N 2 не была осуществлена ввиду снятия указанного товара с производства ООО "Нутриция", отсутствия товара, соответствующего требованиям Технического задания на территории Российской Федереации (письма от 23.01.2024, 01.02.2024, 01.02.2024, 13.02.2024, 19.03.2024, 10.04.2024, 16.04.2024, 23.05.2024, 07.06.2024)
При таких обстоятельствах Комиссия Тюменского УФАС России не имеет достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что поставщик (подрядчик, исполнитель) должен быть подвержен такой строгой санкции, как включение в РНП. Такая мера ответственности, как включение в РНП предусмотрена только за недобросовестность поведения, чего Комиссией Тюменского УФАС России не установлено.
В этой связи, у Комиссии Тюменского УФАС России отсутствуют достаточные правовые основания для включения в РНП сведений в отношении ИП Копысовой Т.Б.
В связи с изложенным, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьи 104 Закона о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Тюменского УФАС России,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП Копысовой Т.Б. (ИНН 665910915780) ввиду одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на поставку сухого энтерального питания, заключённого по результатам электронного аукциона (реестровый номер закупки: 0167200003423006748) не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Закона о контрактной системе, настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 19 июня 2024 г. N РНП-72-86/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024