Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председатель комиссии:
- С.Г. Черкашина - врио руководителя управления Еврейского УФАС России; Члены комиссии:
- С.Н. Свирид - главный специалист-эксперт Еврейского УФАС России;
- Л.В. Павельева - главный специалист-эксперт Еврейского УФАС России;
- без участия представителей Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "НП ТЭКтест-32" (о дате, времени и месте рассмотрения жалобы 2024-944 уведомлены надлежащим от 20.06.2024 исх. N ПБ/789/24; о переносе времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом от 25.06.2024 исх. N СЧ/814/24);
- при участии представителя Заказчика (посредством видео-конференц-связи) - Муниципального казенного учреждения "Централизованное хозяйственное управление" муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области Гордеевой Л.И. (доверенность от 24.06.2024 N 98), рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственность "НП ТЭКтест-32" (241050, Брянская область, г. Брянск, ул. Горького, д. 60, оф. 1; ИНН: 3257051940) на действия Комиссии по осуществлению закупок муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Централизованное хозяйственное управление" муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (679000, ЕАО, г. Биробиджан, ул. Ленина, д. 29; ИНН: 7901533783) о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки для муниципальных нужд путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Актуализация схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области" (извещение от 10.06.2024 N 0378300011924000062), в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области поступила жалоба Общества с ограниченной ответственностью "НП ТЭКтест-32" (далее - ООО "НП ТЭКтест-32", Заявитель) от 20.06.2024 вход. N 1761/24 на действия Комиссии по осуществлению закупок муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Централизованное хозяйственное управление" муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области (далее - МКУ "Централизованное хозяйственное управление", Заказчик) о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при осуществлении закупки для муниципальных нужд путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Актуализация схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области" (извещение от 10.06.2024 N 0378300011924000062).
Жалоба подана в соответствии с требованиями ст. 105 Закона о контрактной системе. В жалобе Заявителя указано, что Комиссия по осуществлению закупок необоснованно признала заявку ООО "НП ТЭКтест-32" не соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки (отсутствует свидетельство саморегулируемой организации (далее - СРО)), тогда как в составе заявки было представлено свидетельство СРО и выписка из реестра. Заявитель просит Комиссию признать жалобу обоснованной. В адрес Еврейского УФАС России от Заказчика поступило возражение на жалобу Заявителя от 24.06.2024 исх. N 97 (вход. N 1785/24 от 21.06.2024), согласно которому: "...Комиссией по осуществлению закупок отклонена заявка участника закупки ООО "НП ТЭКтест-32" в связи с отсутствием в едином реестре сведений о членах СРО, поскольку представленная информация и предоставленные документы не являются 2024-944 2 подтверждением членства СРО в области инженерных изысканий и в области подготовки проектной документации. При проверке, по ИНН ООО "НП ТЭКтест-32" 3257051940, не найден реестровый номер в едином реестре сведений о членах СРО. Предоставленная выписка из реестра членов СРО союз ПОЭ дает право на проведение энергетических обследований центральных систем холодного водоснабжения и водоотведения в части разработки и экспертизы инвестиционных программ и анализа (экспертизы), расчета платы за подключение в сфере водоснабжения и водоотведения. В аукционной документации имеется ответ к запросу на разъяснения по положениям извещения, в нем указано на какие виды работ необходимо предоставить выписку из реестра СРО: участник закупки должен состоять в СРО в области архитектурно- строительного проектирования и инженерных изысканий. Кроме этого, в выписке из ЕГРЮЛ ООО "НП ТЭКтест-32" нет вида деятельности 71.12.16 Услуги по инженерно-техническому проектированию объектов водоснабжения и канализации. Учитывая изложенное, считаем, что в действиях аукционной комиссии Заказчика при рассмотрении заявок на участие в электронном аукционе нет нарушений Закона о контрактной системе. Просим признать жалобу ООО "НП ТЭКтест-32" необоснованной". Изучив представленные документы, рассмотрев доводы жалобы, возражение на жалобу, заслушав представителя Заказчика, руководствуясь статьями 99 , 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Еврейского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с нормой, закрепленной в ст. 1 Закона о контрактной системе указанный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок. Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона о контрактной системе). Статьей 8 Закона о контрактной системе установлены следующие принципы обеспечения конкуренции:
1. Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
2. Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат 2024-944 3 требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Таким образом, при осуществлении закупок Заказчик обязан соблюдать требования Закона о контрактной системе. 10 июня 2024 года в ЕИС по адресу: http://www.zaкupki.gov.ru и на электронной площадке ООО "РТС-тендер" по адресу: http://www.rts-tender.ru Заказчиком размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0378300011924000062 и электронные документы. Извещение о проведении электронного аукциона N 0378300011924000062 содержит следующие электронные документы: расчет НМЦК вв; проект МК; описание объекта; требование к содержанию составу заявки. В извещении о проведении электронного аукциона N 0378300011924000062 указана следующая информация, в том числе:
- наименование объекта закупки: актуализация схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области;
- начальная (максимальная) цена контракта: 705 000,00 руб.;
- ИКЗ: 243790152696279010100100500027112244;
- дата и время окончания срока подачи заявок: 18.06.2024 10:00;
- дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 20.06.2024;
- дополнительная информация: наличие у участника закупки членство СРО простой уровень - преимущества: не установлены;
- ограничения: не установлены и т.д. Итоги подведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя) отражены в протоколе N ИЭА1 от 19.06.2024.
Согласно абз.3 п. 1 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Согласно ч. 2 ст. 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, работы реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении 2024-944 4 конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 ст. 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении предусмотрена документация о закупке).
Согласно п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования). Комиссией установлено, что в извещении об осуществлении электронного аукциона указано требование о наличии у участника закупки членства СРО.
Согласно ч. 1 ст. 55.17 ГрК РФ в единый реестр сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах включается информация о членах саморегулируемой организации, о лицах, прекративших членство в саморегулируемой организации, а также сведения об их обязательствах соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключенным такими лицами с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Таким образом, наличие сведений в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации.
В соответствии с письмом ФАС России от 11.07.2023 N МШ/54828/23 "Об установлении требований к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации и о проверке у участников закупок членства в саморегулируемой организации" законодательством о градостроительной деятельности определены случаи, при которых определенные работы должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемой организации в соответствующей области (ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52, ч. 4 ст. 55.31 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С учетом изложенного в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства устанавливается требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства соответственно (за исключением случаев, при которых такое членство не требуется в соответствии с ГрК РФ). 2024-944 5 Также в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе работы по выполнению инженерных изысканий, заказчиком должно быть установлено требование к участнику закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования. Федеральным законом от 30.12.2021 N 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 55.17 ГрК РФ внесены изменения, вступившие в силу с 01.09.2022 и предусматривающие: исключение предоставления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации; ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах (далее - Реестр). Сведения, содержащиеся в Реестре, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы. С учетом положений статьи 55.17 ГрК РФ наличие сведений в Реестре в настоящее время является подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации. Учитывая изложенное, в случае, если при осуществлении закупки в извещении, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлено требование к участникам закупки о членстве в соответствующей саморегулируемой организации, требование к подтверждающему документу в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) не устанавливается, подтверждающий документ в заявке на участие в закупке не представляется.
Таким образом, комиссия по осуществлению закупок самостоятельно осуществляет проверку сведений об участнике закупки в Реестре, при этом в случае отсутствия сведений об участнике закупки в Реестре, заявка такого участника закупки отклоняется в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе. Исходя из вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу, что факт членства участника закупки в саморегулируемой организации проверяется комиссией по осуществлении закупок самостоятельно, посредством проверки единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах. Аналогичная позиция изложена в письме Минфина России N 24-01-07/95279, Минстроя России N Б0737-СИ/02 от 03.10.2022 "О подтверждении членства участника закупки в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства для целей участия в закупках в соответствии с Законом о контрактной системе".
В соответствии с п.п. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по 2024-944 6 осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона. При этом Комиссия также считает необходимым отметить, что в силу ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе, отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям, ввиду чего, при получении информации о ценовом предложении участника и установлении, что участник закупки обязан являться членом саморегулируемой организации для выполнения работ, предусмотренных контрактом, однако таковым не является, комиссии по осуществлению закупок представляется возможным отстранить участника закупки от участия в закупки на основании ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе, при этом комиссия по осуществлению закупок, при отклонении такого участника закупки, будет обладать всеми необходимыми сведениями для квалификации участника закупки как несоответствующего требованиям извещения.
В соответствии с протоколом подведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя)N ИЭА1 от 19.06.2024 заявка участника под идентификационным номером 116780224 (ООО "НА ТЭКтест-32") отстранена по ч. 9 ст. 31 Закона о контрактной системе в связи с отсутствием указанной в извещении о проведении электронного закупки членства СРО (нет в реестре членов СРО). Комиссией установлено, что Заявитель (ИНН: 3257051940) на момент рассмотрения жалобы не зарегистрирован в едином реестре сведений о членах саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно- строительного проектирования и их обязательствах (https://reestr.nopriz.ru/ ).
Кроме того, Комиссией установлено, что Заявителем в составе заявки представлено свидетельство в членстве в СРО союз "Профессиональное объединение энергоаудиторов" N ПОЭ-0111 от 16.08.2017 и данное свидетельство предоставляет право осуществлять деятельность по проведению энергетического обследования, а также представлена выписка из реестра членов СРО в области энергетического обследования за номером 0111 от 22.09.2023, которая дает право выполнения работ (услуг) в составе деятельности по проведению энергетического обследования, в том числе проведения энергетических обследований объектов добычи, производства, транспортировки, хранения и потребления энергетических ресурсов.
Таким образом, поскольку ООО "НП ТЭКтест-32" не является членом СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и их обязательствах, Комиссия по осуществлению закупок правомерно отклонила заявку Заявителя. При изложенных обстоятельствах, учитывая, что Заявитель не обеспечил явку своих законных представителей на заседание Комиссии, доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, не представил, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Комиссии по осуществлению закупок отсутствует нарушение положений 2024-944 7 Закона о контрактной системе. Данный довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 99, 106, 107 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
Р Е Ш И Л А:
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью "НП ТЭКтест-32" на действия Комиссии по осуществлению закупок муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения "Централизованное хозяйственное управление" муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области о нарушении требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки для муниципальных нужд путем проведения электронного аукциона, объектом которого является: "Актуализация схемы водоснабжения и водоотведения муниципального образования "Город Биробиджан" Еврейской автономной области" (извещение от 10.06.2024 N 0378300011924000062) признать необоснованной.
Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия в Арбитражном суде Еврейской автономной области. Председатель комиссии С.Г. Черкашина Члены комиссии: С.Н. Свирид Л.В. Павельева 2024-944 8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Еврейской автономной области от 1 июля 2024 г. N 079/06/106-22/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024