Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствие представителя Администрации Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области (далее - Заказчик):
в отсутствие представителя ИП Пак Анастасия Николаевна (далее - Участник, Исполнитель, Подрядчик), надлежащим образом уведомленного о заседания Комиссии в формате видеоконференцсвязи, что подтверждается уведомлением N6713/24 от 25.06.2024
рассмотрев направленное Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращение о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком 15.01.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N 0145300029924000001 на создание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области с приобретением контейнеров (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта: 5 400 000,00 рублей.
По результатам торгов между Заказчиком и Участником был заключен контракт N 01453000299240000010001 от 05.02.2024 на сумму 4 644 000,00 рублей (далее - Контракт).
Из направленного Заказчиком обращения следует, что согласно решению Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 04.06.2024, Контракт расторгнут, во исполнение требований законодательства, документы направлены в Ленинградское УФАС России.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Вместе с тем, представитель Участника явку на заседание не обеспечил, письменные пояснения, запрошенные у Участника в адрес Ленинградского УФАС России не поступали.
Уведомление N6713/24 от 25.06.2024 направлено по электронной почте, дополнительно размещено в ЕИС для ознакомления неограниченному кругу лиц.
Таким образом, Участник, уведомленный надлежащим образом, не предоставил никаких письменных пояснений, явку на заседание в формате видеоконференцсвязи не обеспечил, не отправил Комиссии Ленинградского УФАС документов с фактами своей добросовестности, исходя из чего, Комиссия считает, что Исполнитель представил тот пакет документов, которыми располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу.
От Заказчика поступили письменные пояснения с приложениями, которые приобщены к материалам дела.
Согласно части 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае пунктом 6.4.3 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС, ознакомившись с Контрактом и Приложениями (неотъемлемые части Контракта), выявила, что согласно п. 1.1. Подрядчик обязуется по заданию Заказчика в соответствии с Описанием объекта закупки (приложение N 1 к Контракту) выполнить работы по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области с приобретением контейнеров в соответствии с описанием объекта закупки (приложение N 1 к настоящему контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, именуемые в дальнейшем работы, а Муниципальный заказчик обязуется оплатить качественно выполненные по настоящему контракту работы.
По Контракту:
1.2. Наименование, количество и иные характеристики выполняемых по настоящему контракту работ указаны в описании объекта закупки (Приложение N1 к Контракту).
1.3. Место выполнения работ - населенные пункты Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области согласно Приложения 1 к муниципальному контракту (Техническое задание).
Согласно пункту 4.1. Контракта установлено, что срок выполнения работ: не более 60 (шестидесяти) рабочих дней с даты передачи Объектов в работу по акту передачи Объектов в работу, составленному в произвольной форме, но не позднее 31.07.2024 года.
Согласно п. 12.1. настоящий Контракт вступает в силу с момента подписания его сторонами (в том числе усиленной электронной подписью) и действует до "31" декабря 2024 года. Окончание срока действия контракта не освобождает стороны от выполнения в полном объеме своих обязательств по настоящему контракту и от ответственности за нарушение его условий, если таковые имели место в период исполнения настоящего контракта.
Приложениями Контракта являются:
- Приложение N 1 "Описание объекта закупки (Техническое задание) на выполнение работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области с приобретением контейнеров";
- Приложение N 2 "График оплаты выполненных работ по контракту";
- Приложение N 3 "Акт обследования" (Форма).
- Приложение N 4 "Акт передачи участка" (Форма).
Из представленных в Управление Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области документов установлено следующее.
Заказчик, начиная с даты подписания контракта неоднократно письмами и звонками приглашал Подрядчика для передачи объектов в работу по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области с приобретением контейнеров по 11 адресам и подписания акта, однако Подрядчик не отвечал на письма.
Комиссия установила, что 03.04.2024 Заказчик подписал акты по передаче объектов для выполнения работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области с приобретением контейнеров по 11 адресам и направил Подрядчику по электронной почте anpak93@mаil.гu, указанной в муниципальном Контракте.
Также, 15.04.2024 Заказчик Почтой России направил Подрядчику подписанные акты по передаче объектов для выполнения работ по созданию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области с приобретением контейнеров по 11 адресам.
Вместе с тем, Участник уклонился от передачи объекта и подписания актов со своей стороны.
15.04.2024 Заказчик отправил письмо N365, в котором было сказано, что в настоящее время ни одно из условий Контракта не выполнено Подрядчиком ИП Пак А.Н., в связи с чем Администрация Кисельского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области как Заказчик просит подъехать в администрацию для обсуждения вопросов по Контракту.
Не смотря письмо со стороны Заказчика в сторону ИП Пак А.Н, ответных действий со стороны Участника не поступало.
Ввиду этого согласно пункту 6.4.3. Контракта, Заказчик имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Пунктом 6.4.10. Контракта установлено, что Муниципальный заказчик имеет право расторгнуть муниципальный контракт в случае, если подрядчик не приступает к исполнению муниципального контракта в срок до 01.06.2024 года.
А также пунктом 8.1. Контракта установлено, что Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим контрактом в соответствии с законодательством Российской Федерации.
04.06.2024 Заказчиком были осмотрены все участки территорий под контейнерные площадки и зафиксировано, что к работам на всех объектах подрядчик так и не приступил, в результате чего принял решение об одностороннем отказе.
Таким образом, Подрядчик, не отвечая ни на претензии, ни на телефонные звонки, уклоняется от исполнения Контракта.
В связи с вышеизложенным на основании п. п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, п. 8.1 Контракта Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Согласно ч.13 ст.95 Закона N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Настоящее решение вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссии не представлено доказательств добросовестного поведения Участника, а в виду его отсутствия на заседании Комиссии, Управлению не представлено документов, которые могли бы подтверждать позицию о невозможности исполнить Контракт и о том, что Участник стремился выполнить обязательства.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Исходя из представленных доказательств и пояснений Заказчика, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) Комиссия не рассматривает гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в сферу ее компетенции. Комиссия лишь на основе представленных документов, письменных и устных пояснений сторон оценивала добросовестность/недобросовестность со стороны Участника.
В настоящем решении, предмет оценки вытекает исключительно из механизма полномочий антимонопольного органа, закрепленного в соответствующих нормативных правовых актах, а именно, к выявлению в действиях (бездействии) Участника фактов, которые подтвердят его недобросовестное поведение и позволят выявить признаки, позволяющие включить сведения о таком исполнителе в РНП.
То есть, Комиссия по обращению Заказчика рассматривала лишь применение такой меры публично-правовой ответственности как включение сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков на 2 года с учетом всех обстоятельств и фактов в рамках полномочий Комиссии Ленинградского УФАС в соответствии с Законом о контрактной системе и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Анализ документов, имеющихся в материалах дела, позволяет Комиссии сделать вывод о том, что Заказчик со своей стороны предупреждал Участника о необходимости исполнения обязательств в рамках заключенного Контракта, а также предоставлял дополнительный срок, для исполнения обязательств Обществом.
При исследовании обстоятельств дела Комиссия исследовала те материалы, которые были представлены сторонами, при этом Участник не представил Управлению доказательств надлежащего исполнения Контракта с должной степенью заботливости и осмотрительности.
В рассматриваемом деле признаки недобросовестности установлены Комиссией также в игнорировании 10 дневного срока для устранения причин принятия одностороннего отказа, то есть недобросовестность в виде неосмотрительности и попустительстве, то есть основания, которые также случат поводом для включения сведений в РНП (вышеуказанный подход находит отражение в Определении Верховного суда РФ от 07.08.2015 N305-КГ-9489).
То есть, Комиссия Ленинградского УФАС расценивает возникшую ситуацию как противоправное действие (бездействие), характеризующееся уклонением от исполнения обязанностей, предусмотренных законом, произошедших по его воле.
Также Комиссия отмечает, что Участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Анализ всех вышеуказанных действий Участника, в рамках принятых на себя Контрактом обязательств, не позволяет Комиссии сделать вывод о надлежащей заботливости и осмотрительности с его стороны.
При этом, само по себе решение об одностороннем отказе не лишало Участника возможности устранить причины его принятия, вместе с тем, подобных действий Участник не совершал, а на дату заседания Комиссии попыток приступить к работам не предпринималось.
Из вышеизложенного, Комиссия считает, что у Участника имелось достаточное количество времени для надлежащего исполнения обязательств по Контракту.
Указанные обстоятельства позволяют Комиссии сделать вывод о том, что Участник не стремился к поведению, ожидаемому от участника гражданского оборота, учитывающему законные интересы контрагента, в данном случае Заказчика, что уже является достаточным основанием для включения сведений о нем в РНП.
Комиссия отмечает, что при принятии решения исходит из каждого конкретного случая, выявляя добросовестной/недобросовестное поведение Участника при исполнении своих обязательств в рамках определенных договорных отношений с Заказчиком.
Ввиду чего, выполнение работ, оказание услуг, поставка товара по другим ранее заключенным контрактам Обществом не учитываются, поскольку они не имеют отношения к рассматриваемому делу.
При применении Комиссией такой меры как включение в реестр недобросовестных поставщиков, необходимо оценить соразмерность применяемых санкций существу совершенных Участником действий (бездействия) и возможными для него последствиями.
В рассматриваемом деле, действия (бездействия) Участника привели к тому, что к работам Участник не приступал.
Таким образом, Заказчику, нанесен ущерб, поскольку отсутствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории населенных пунктов Кисельнинского сельского поселения Волховского муниципального района Ленинградской области не отвечает нормативным требованиям санитарной безопасности, кроме того отсутствие контейнеров приводит накоплению мусора и недовольству жителей Ленинградской области.
То есть, Заказчик в значительной степени лишился того, на что рассчитывал при заключении Контракта.
При таких обстоятельствах Комиссия Ленинградского УФАС, с учетом всех фактов и доказательств, усматривает в действиях Участника признаки недобросовестности, выраженные в действиях (бездействии) по исполнению возложенных на себя обязательств в рамках заключенного Контракта соразмерные санкции в виде включения сведений о нем в РНП.
Руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
включить сведения ИП Пак Анастасия Николаевна в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 28 июня 2024 г. N 047/10/104-1837/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.07.2024