Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
в присутствии представителей по доверенности:
от Специализированной организации - ГБУ ЛО "Фонд имущества Ленинградской области":
в отсутствие представителей от Заявителя, извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
рассмотрев в соответствии с Положением о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 7868-ИП/24 от 24.06.2024) на положения извещения при проведении открытого конкурса в электронной форме на "Ремонт фасада здания МОУ "Средняя общеобразовательная школа пос. им. Морозова", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. им. Морозова, ул. Хесина, д. 20".
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 03.06.2024 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 95 446 090,00 рублей.
Как следует из жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки содержит, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 указанной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Примером реализации правовых норм статьи 31 Закона о контрактной системе служит Постановление Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее- Постановление Правительства N2571).
Из содержания жалобы следует, что Заказчик, по мнению Заявителя, неправомерно установил дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571.
Комиссия, проанализировав извещение, установила, что объектом закупки является: "Ремонт фасада здания МОУ "Средняя общеобразовательная школа пос. им. Морозова", расположенного по адресу: Ленинградская область, Всеволожский район, пос. им. Морозова, ул. Хесина, д. 20".
Заявитель указывает, что дополнительные требования должны устанавливаться исходя из позиции 10 раздела II приложения к Постановлению Правительства N 2571 "Работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)".
Вместе с тем, Комиссия, проанализировав пояснения от Заказчика, Специализированной организации, Описание объекта закупки и иные документы, входящие в состав Извещения, установила, что дополнительные требования установлены по позиции 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "Работы по текущему ремонту зданий, сооружений" в соответствии с предметом закупки.
Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ (далее - ГрК РФ), капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
В соответствии с частью 6 статьи 55.24 ГрК РФ, в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
В соответствии с п. 4.1 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденных Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 N 312 (далее - Положение о ремонте и реконструкции жилых зданий), текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что текущий ремонт проводится для поддержания соответствующих параметров устойчивости, надежности зданий, а капитальный ремонт и реконструкция предназначены для восстановления, замены изношенных конструкций (в т.ч. несущих) или изменения параметров здания.
Заказчиком до заседания Комиссии были представлены письменные пояснения, из которых следует, что в соответствии с разделом "Конструктивные решения" (Приложение N 2 к Описанию объекта закупки) по результатам визуального обследования состояние конструкций здания было признано работоспособным. Дефектов и повреждений, вызванных неравномерными осадками или нарушениями правил эксплуатации здания, не обнаружено. Следовательно, замена или восстановление строительных элементов (фасада здания) не требуется, Заказчик в капитальном ремонте не нуждается, также как это не выделено финансирование.
Кроме того, Комиссия установила, что разделом "Архитектурные решения" (Приложение N 2 к Описанию объекта закупки) установлен перечень общих работ по ремонту фасада, среди которых отсутствует указание на необходимость выполнения работ, в ходе которых будут заменены или восстановлены какие-либо конструкции. Между тем, такие виды работ, как "заделка трещин", "утепление плитами", "очистка фасада", "монтаж утеплителя" указывают на необходимость выполнения работ по поддержанию пригодного для эксплуатации состояния фасада здания.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что в рамках работ, являющихся объектом закупки, не производятся работы, соответствующие капитальному ремонту, в связи с чем, не установление требования о членстве в саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и дополнительных требований в соответствии с п. 10 приложения к Постановлению Правительства РФ N 2571 является правомерным.
Также в доводах жалобы Заявитель указывает на то, что требование Заказчика o предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника дополнительным требованиям в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 2571 не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 48 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ч. 6 статьи 43 Закона о контрактной системе при проведении электронных процедур документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 или 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и предусмотренные подпунктом "н" пункта 1 части 1 настоящей статьи, не включаются участником закупки в заявку на участие в закупке. Такие документы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, направляются (по состоянию на дату и время их направления) заказчику оператором электронной площадки из реестра участников закупок, аккредитованных на электронной площадке.
Указанные положения отражены в приложении N 3 к извещению об осуществлении закупки:
"5. Вторая часть заявки должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, а именно:
- документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие з а к у п к и д о п о л н и т е л ь н ы м требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 13 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе (с учетом требований, установленных п. 3 ч. 6 статьи 43 Закона о контрактной системе)".
Таким образом, Заказчиком при формировании извещения об осуществлении закупки и требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке (приложение N 3 к извещению об осуществлении закупки) соблюдены положения действующего законодательства.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком не установлено требование в соответствии с пунктом 15 Постановлением Правительства РФ N 2571 является необоснованным, поскольку данные требования отражены в приложении N 3, приложении N 4 к извещению об осуществлении закупки.
Довод Заявителя о том, что Заказчиком в извещении об осуществлении закупки не установлена возможность предоставления информации, установленной Постановлением Правительства РФ N 2571 является ошибочным по следующему основанию.
Согласно абзацу девятому подпункта "б" пункта 3 Постановления Правительства РФ N 2571 если предусмотренные приложением к Постановлению N 2571 в графе "Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям" документы и информация о таких документах содержатся в открытых и общедоступных государственных реестрах, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе ведение которых осуществляется в единой информационной системе в сфере закупок с размещением на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" таких документов, вместо направления таких документов участник закупки вправе направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра.
Так, возможность представления информации, подтверждающей соответствие участника дополнительным требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ N 2571, вместо направления документов, направить в соответствии с Законом о контрактной системе номер реестровой записи из соответствующего реестра является правом участника закупки.
Довод Заявителя о том, что в приложении N 3.1 к извещению не установлено требование о принятии к оценке контракта (договора), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции, капительному ремонту объекта капитального строительства, не находит своего подтверждения поскольку данное требование содержится в разделе III приложения N 4 к извещению.
Также Комиссия отмечает, что проанализировав документы в составе извещения Комиссия установила, что требованиями к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению (Приложение N 3 к извещению) установлено, что вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в случае установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе и порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе согласно Приложению N 4 "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", в соответствии с Приложением N 3.1 "Требования к документам, подтверждающим квалификацию участника закупки, и порядок их предоставления". Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно порядку рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (Приложение N4 к извещению) Заказчиком установлен критерий оценки, предусмотренный пп. "г" п. 3 раздела I Постановления Правительства N2604 ("квалификация участников закупки"), а также показатель оценки, предусмотренный пп. "в" п. 24 раздела V Постановления Правительства N2604 ("наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта".
Согласно Приложению N 3.1 к извещению установлено, что в качестве документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта, предлагаемого к оценке в рамках детализирующего показателя оценки "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" критерия оценки "Квалификация участников закупки", связанного с предметом контракта, участник закупки предоставляет в составе заявки копию исполненного контракта (договора), включая все приложения к такому контракту (договору) и дополнительные соглашения (при наличии); копии актов о приемке выполненных работ, содержащих все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающих стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство);документ о приемке (при наличии установленного в контракте (договоре) положения о необходимости такого документа); копии справок о стоимости выполненных работ и затрат (при наличии установленного в контракте (договоре) положения о необходимости такого документа); копии разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством РФ; копий документов, подтверждающих оплату выполненных работ; "идентификационные сведения в рамках представленного к оценке опыта работы, связанного с предметом контракта часть 1"; "идентификационные сведения в рамках представленного к оценке опыта работы, связанного с предметом контракта часть 2".
Податель жалобы считает, что Заказчик не может самостоятельно определять и устанавливать список документов для подтверждения опыта согласно Постановлению Правительства N 2604.
Комиссия, проведя анализ извещения и документов, входящих в состав извещения об осуществлении закупки, не находит надлежащих документальных подтверждений данных доводов на основании следующего.
В п. 28 Постановления Правительства N 2604 установлено следующие: в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения N2604:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
общая цена исполненных участником закупки договоров;
общее количество исполненных участником закупки договоров;
наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" настоящего пункта, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 настоящего Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению:
устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
Таким образом, критерий оценки "Квалификация участников закупки" согласно главе V Постановления Правительства N 2604, а именно, в соответствии с подп. "в" п. 28, предусматривает возможность заказчика самостоятельно установить перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанных с предметом контракта.
Следовательно, Заказчик, устанавливая в настоящем Извещении перечень необходимых документов, действовал в соответствии с абзацем 3 подпункта "в" пункта 28 Постановления Правительства N 2604.
Более того, в опровержение довода обращения, Заказчик не требует от участников "описывать" то, как исполнитель выполнял работы, участнику достаточно предоставить лишь сведения и/или документы по имеющемуся у него опыту, которые подтверждают исполнение контракта (договора) в той части, которая позволила бы Заказчику выбрать наиболее подходящего ему исполнителя, с учетом проведения процедуры в форме конкурса.
Таким образом, мнение Заявителя о том, что извещение ограничивает конкуренцию и не позволяет подтвердить наличие опыта выполнения работ, является субъективным и не учитывает фактические положения Постановления Правительства N 2604 в части обязанности Заказчика установления перечня документов, подтверждающих наличия опыта выполнения работ.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что доводы жалобы Заявителя не находят своего подтверждения.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "СИ-2000" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 1 июля 2024 г. N 047/06/42-1835/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.07.2024