Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО группа компаний "Архитектура и технологии" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Московской области "Мытищинская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на поставку перчаток (извещение N 0348300053624000143 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия (бездействие) Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено - 21.05.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 474 076,22 рублей;
3) дата окончания подачи заявок - 24.06.2024;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки заказчик должен руководствоваться в том числе, следующим правилом: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию о наименовании объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товара, что не позволяет надлежащим образом заполнить заявку на участие в Аукционе.
1) Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам товаров, в том числе следующие:
- по показателю "Удлинение при разрыве (до ускоренного старения)" установлено значение " 700" с единицей измерения "Процент";
- по показателю "Усилие при разрыве (до ускоренного старения)" установлено значение " 12.5" с единицей измерения "
12.5"
- по показателю "Усилие, необходимое для достижения удлинения на 300% (до ускоренного старения)" установлено значение " 2" с единицей измерения "Ньютон".
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
При этом, Комиссия отмечает, что указанные требования к характеристикам товаров не являются технической, качественной и функциональной характеристикой товара, в связи с чем, установление Заказчиком указанных требований к товарам является неправомерным.
Аналогичным образом, Заказчиком допущены нарушения в части установления требований к характеристикам товара по показателям "Удлинение при разрыве" и "Усилие при разрыве".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2) Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам товаров, в том числе следующие:
- для товара "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные Идентификатор: 151802908" по показателю "Внутреннее покрытие" установлено значение "Полимерное с увлажнителем (указать состав в заявке)" с инструкцией по заполнению характеристик в заявке "Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики";
- для товара "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные Идентификатор: 151802901" по показателю "Внутренняя отделка" установлено значение "Полимерное с увлажнителем (указать состав в заявке)" с инструкцией по заполнению характеристик в заявке "Значение характеристики не может изменяться участником закупки".
Вместе с тем, в нарушение требований статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчиком в извещении по показателям "Внутренняя отделка", "Внутреннее покрытие" не установлены функциональные, технические и качественные характеристики.
Таким образом, потребность Заказчика по показателям "Внутренняя отделка" и "Внутреннее покрытие" извещением о проведении Аукциона не определена.
При этом Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки на момент подачи заявки иметь товар в наличии.
Таким образом, изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных характеристик подобным образом противоречат требованиям Закона о контрактной системе, так как Заказчиком не установлены требования к показателям "Внутренняя отделка", "Внутреннее покрытие" позволяющие определить потребность Заказчика, а также определить соответствие закупаемого товара требованиям установленным Заказчиком.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам товара, ограничивающие количество участников закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом закупки поставка перчаток.
1) По мнению Заявителя, совокупности характеристик, установленных в извещении о проведении Аукциона для товара "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные Идентификатор: 151802912" соответствует товар единственного производителя.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам товара, в том числе для товара "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные Идентификатор: 151802912" по показателю "Манжета" установлено значение "Усиленная текстурно-рельефная (армированная) с чередованием продольных уплотненных слоев латекса".
Представителем Заказчика на заседании Комиссии представлены документы и сведений, свидетельствующих о возможности поставки товара иных производителей "Кардинал Хелс 200, ЛЛC", "Хелиомед Хандельсгез м.б.Х" соответствующих требованиям извещения о проведении Аукциона.
Изучив документы и сведения Комиссия приходит к выводу, что указанный товар установлен в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) По мнению Заявителя, совокупности характеристик, установленных в извещении о проведении Аукциона для товара "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные Идентификатор: 151802902" соответствует товар единственного производителя.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам товара, в том числе для товара "Перчатки хирургические из латекса гевеи, неопудренные Идентификатор: 151802902" по показателю "Материал" установлено значение "Содержит оксид висмута, не содержит свинец", по показателю "Эквивалентная толщина свинца (указана на индивидуальной упаковке)" установлено значение " 0.03 мм".
Представителем Заказчика на заседании Комиссии представлены документы и сведений, свидетельствующих о возможности поставки товара иных производителей "ВРП Азия Пасифик СДН БХД", "Пауль Хартманн АГ", "МАВИГ Гмбх" соответствующих требованиям извещения о проведении Аукциона.
Изучив документы и сведения Комиссия приходит к выводу, что указанный товар установлен в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3) По мнению Заявителя, совокупности характеристик, установленных в извещении о проведении Аукциона для товара "Перчатки хирургические полиизопреновые, неопудренные Идентификатор: 151802906" соответствует товар единственного производителя.
Заказчиком в извещении о проведении Аукциона установлены требования к техническим характеристикам товара, в том числе для товара Перчатки хирургические полиизопреновые, неопудренные Идентификатор: 151802906 по показателю "Фасовка" установлено значение "Две пары (4 шт.) перчаток (пара внешних и пара внутренних перчаток) в одной индивидуальной упаковке, внешние перчатки надеты на внутренние".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии доказательств, однозначно свидетельствующих о возможности поставки указанного товара иного производителя, соответствующего требованиям извещения о проведении Аукциона, не представил.
Кроме того, не представлено документов и сведений, подтверждающих уникальность медицинского изделия, что также не указано в извещении о проведении Аукциона, а также отсутствует надлежащее обоснование невозможности поставки медицинского изделия иных производителей.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Решением комиссии от 04.06.2024 N 050/06/105-16803/2024 (далее - Решение N 050/06/105-16803/2024) в действиях Заказчика выявлено нарушения пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании Решения N 050/06/105-16803/2024Заказчику, Оператору электронной площадки выдано Предписание об устранении выявленных нарушений путем отмены протоколов, составленных в ходе проведения Аукциона, а также необходимости внесения изменений в извещение о проведении Аукциона. Срок исполнения Предписания - до 19.06.2024.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не исполнено Предписание по делу от 04.06.2024 N 050/06/105-16803/2024 в полном объеме.
Вместе с тем, представитель Заказчика не представил документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, действия Заказчика, не исполнившего надлежащим образом Предписание, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Группа компаний "Архитектура и технологии" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 5 части 1 статьи 42, пункта 1 части 2 статьи 42, пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы дела от 27.06.2024 N 050/06/105-20416/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 июня 2024 г. N 050/06/105-20416/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.07.2024