рассмотрев на основании статьи 94, статьи 95, статьи 99, статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ), Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Правила N1078 ведения РНП), Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", Приказа Ненецкого УФАС России N64/24 от 25.06.2024, сведения об обращении N038430000920000006, размещенного в Единой информационной системе в сфере закупок (далее- ЕИС) в отношении общества с ограниченной ответственностью ГРУППА КОМПАНИИ "СЕМЬ ВЕРШИН" (ОГРН 21277000045430) (далее - ООО ГК "СЕМЬ ВЕРШИН", Общество, Исполнитель (генеральный проектировщик), представленные муниципальным казённым учреждением Заполярного района "Северное" (далее - Заказчик, МКУ ЗР "Северное"), и в связи с принятием Заказчиком решения от 10.06.2024 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта (исх. N 01.1-16-276/24-0-0) (далее - Контракт), заключенного на основании результатов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения электронного аукциона (протокол N 0184300000423000171 от 29.09.2023) в отношении наименования объекта закупки "Разработка проектной документации на строительство домов блокированной жилой постройки 3 и 4 жилыми блоками в п. Бугрино Сельского поселения "Колгуевский сельсовет" ЗР НАО" (Извещение N 0184300000423000171) при цене Контракта 3 898 900 руб.00 коп.; при участии представителя Заказчика, действующего на основании доверенности; при участии представителя Исполнителя через ВКС на основании представленного 021361 письменного ходатайства от 01.07.2024 (per. N1311-ЭП/24) и действующего в онлайн-заседании согласно доверенности;
УСТАНОВИЛА:
В связи с принятым Заказчиком - МКУ ЗР "Северное" решением об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 0184300000423000171 на разработку проектной документации на строительство домов блокированной жилой постройки 3 и 4 жилыми блоками в п. Бугрино Сельского поселения "Колгуевский сельсовет" ЗР НАО" (Извещение N 0184300000423000171), исходящего из факта ненадлежащего исполнения обязательств принятых на себя обязательств Исполнителем - ООО ГК "Семь вершин" (в отношении предмета и сроков выполнения данного Контракта далее именуемые Стороны), Комиссия контрольного органа в сфере закупок Ненецкого УФАС России в соответствии с подпунктом "а" пунктом 13 Правил N1078 ведения РНП не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенным и нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 15 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом: заказчик, участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе участвовать в заседании комиссии (инспекции) органа контроля; заказчик вправе представлять на заседании комиссии (инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта); участник закупки или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе представлять на заседание комиссии ( инспекции) информацию и документы, объяснения в письменной и устной форме, в том числе подтверждающие отсутствие фактов его недобросовестности при заключении контракта или при исполнении контракта. На назначенную дату рассмотрения дела, связанные с предметом рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, Заказчиком в дополнительном порядке представлены соответствующие письменные материалы и пояснения, которые приобщены в материалы рассматриваемого дела. На запрос контрольного органа в сфере закупок Исполнителем соответствующие письменные материалы и пояснения, связанные с предметом рассмотрения обращения о включении в реестр недобросовестных поставщиков в установленном порядке предоставлены. Рассмотрение дела Комиссией контрольного органа осуществлено на основании представленных Заказчиком и Исполнителем материалов дела, в том числе исследованных сведений о закупке в ЕИС, соответствующие требованиям действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок. Исходя из сведений обращения Заказчика, поступившего в контрольный орган в сфере закупок, следует, что "тип обращения 3 - Расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта".
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В силу части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Комиссией Ненецкого УФАС России по факту обращения о расторжении Контракта в связи односторонним отказом от исполнения контракта из-за существенных нарушений Исполнителем (генеральным проектировщиком) условий Контракта выяснены значимые обстоятельства, необходимые для правильного разрешения рассматриваемого дела и при изложенных нормах действующего законодательства о контрактной системе в сфере закупок. В отношении предмета Контракта установлены следующие правовые основания.
Согласно пункту 2.1 Контракта Исполнитель (генеральный проектировщик) принимает на себя обязательства выполнить в установленные сроки инженерные изыскания и осуществить разработку проектной и рабочей документации в целях строительства домов блокированной жилой застройки с 3 и 4 жилыми блоками, в п. Бугрино Сельского поселения "Колгуевский сельсовет" ЗР НАО (далее - Объект) в рамках реализации муниципальной программы "Строительство (приобретение) и проведение мероприятий по капитальному и текущему ремонту жилых помещений муниципального района "Заполярный район" на 2020 - 2030 годы", утвержденной постановлением Администрации Заполярного района от 18.11.2019 N 201п, а также от имени Заказчика направить разработанную проектно-сметную документацию для получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также положительное заключение государственной экспертизы в части достоверности сметной стоимости, и согласовать Проектную документацию вместе с Заказчиком со всеми компетентными государственными органами и органами местного самоуправления (далее - Работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных Работ в соответствии с условиями Контракта.
В соответствии с пунктом 2.3 Исполнитель (генеральный проектировщик) обязан разработать и передать Заказчику проектную и рабочую документацию, отчет по инженерным изысканиям, в т.ч. в форме электронных документов. Пунктом 6.1 Контракта определено, что сроки выполнения работ (передача всех результатов Работ Заказчику) не позднее 17.06.2024, в том числе:
- начало выполнения работ: с даты заключения Контракта.
- сбор исходных данных, проведение изысканий и передача результатов - не позднее 13.11.2023;
- разработка проектной документации и согласование проектных решений - не позднее 15.02.2024;
- прохождение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также государственной экспертизы в части достоверности сметной стоимости - не позднее 25.04.2024;
- разработка рабочей документации и согласование рабочей и сметной документации с Заказчиком - не позднее 15.05.2024;
- передача всех результатов работ заказчику - не позднее 17.06.2024.
Данным пунктом также предусмотрено о том, что "Окончание срока выполнения выполнения работ по Контракту не влечет прекращение неисполненных обязательств Сторон, в том числе гарантийных обязательств Исполнителя (генерального проектировщика) ".
Согласно пункту 6.2. Контракта к моменту истечения срока выполнения работ Исполнитель (генеральный проектировщик) обязан обеспечить выполнение всех работ и передать Заказчику полностью соответствующий условиям Контракта результат работ.
Согласно пункту 6.4. Контракта Исполнитель (генеральный проектировщик) несет ответственность за нарушение сроков выполнения работ. Разделом 14 "Срок действия Контракта" предусмотрено о том, что Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента его подписания и действует до 30.08.2024, кроме случаев его досрочного расторжения, предусмотренных Контрактом и законодательством Российской Федерации (пункт 14.1).
Окончание срока действия Контракта не освобождает его Стороны от ответственности за его нарушение, допушенных в период срока его действия (пункт 14.2).
Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, а также в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ и Контрактом (пункт 15.1).
Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случаях, предусмотренных частью 15 статьи 95 Закона о контрактной системе (пункт 15.5).
В силу пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как указано выше, данное правовое основание изложено в содержании пунктов 15.1. и 15.5. Контракта, поэтому факт обращения Заказчика о включении сведений в отношении Исполнителя в порядке принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, соответствует установленным требованиям действующего законодательства.
В силу части 12.1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
В соответствии с изложенными основаниями Комиссией Ненецкого У ФАС России установлено, что представленные сведения об одностороннем отказе Заказчиком от исполнения Контракта в контрольный орган в сфере закупок поступило через ЕИС 25 июня 2024 г. Исходя из сведений, размещенных в ЕИС, следует, что решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта от 10 июня 2024 г., послужившее причиной расторжения контракта с Исполнителем в связи с неисполнением обязательств по контракту, факт расторжения Контракта подтвержден от 21 июня 2024 г.
В силу исследованных сведений о расторжении контракта в ЕИС Комиссией контрольного органа подходит к выводу об отсутствии нарушения порядка расторжения Контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Изложенные правовые основания в каждом конкретном случае подлежат выяснению контрольным органом в сфере закупок при решении вопроса о наличии оснований для включения определенного субъекта в РНП в рамках установленной процедуры. По обстоятельствам расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, Комиссией Ненецкого У ФАС России установлено, что в содержании решения об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта факт существенного нарушения условий Контракта в отношении Исполнителя не подтверждено на основании следующих обстоятельств. ООО ГК "Семь вершин" в адрес гл. инженера МКУ ЗР "Северное" Е.К.Бабенко 10.10.2023 направило письмо (исх. N 73) о необходимости согласования графика производства работ и письмо (исх. N75) о передаче градостроительного плана земельного участка, на котором расположен Объект Контракта; проект планировки территории и проект межевания территории, технический условия на подключение Объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. Кроме того, согласно письма Исполнителя (исх. N99 от 10.10.2023) Заказчик уведомлен о начале проведения изысканий с 26 октября 2023 г. В этой связи Заказчиком в адрес Исполнителя 10.10.2023 на основании письма (исх. N 73 и N 75) подтверждено о согласовании графика производства работ и направлены запрошенные виды документации. В частности, Заказчик не отрицает о том, что Исполнителем на основании письма от 01.12.2023 представлены программы инженерных изысканий, но они не согласованы самим Заказчиком в связи с наличием замечаний (письмо от 14.12.2023).
При этом в период с 06.03.2024 по 22.05.2024 Исполнителем неоднократно в адрес Заказчика направлены на согласование программы инженерных изысканий, которые, в свою очередь, Заказчиком не согласованы под видом "выявленных замечаний" и в адрес Исполнителя им направлены соответствующие претензии.
На основании писем от 28.11.2023 (исх. N 44) и от 01.12.2023 (исх. N 41) Исполнитель Заказчику указал на то, что его претензии являются необоснованными, поскольку программы работ и приказы им были направлены ранее, о чем подтверждает скриншот направленных документов, а также в рамках выполняемого муниципального контракта повторно направлены на согласование программы инженерных изысканий и результаты инженерных изысканий, о чем подтверждено в содержании письма от 06.12.2023 (исх. N 36 от 06.12.2023).
В обоснование своей правовой позиции Исполнителем в материалы рассматриваемого дела представлены договор подряда N 39-23 на выполнение инженерных изысканий, заключенного от 02.10.2023 между ООО ГК "Семь вершин" и ООО "Экватор", программы производства работ NN39-23-1 ИЭИ, 39-23-1-ИГМИ, 39-23- 1-ПР, 39-23-1-ИГИ, а также платежные поручения N 1383 от 28.08.2023, N1665 от 04.10.2023, N559 от 22.04.2024 о перечислении аванса за выполнении инженерных изысканий и суммы окончательного расчета по вышеназванному договору подряда. Тем самым, Исполнителем в целях выполнения обязательств по Контракту израсходованы соответствующая сумма денежных средств из своих источников, что, в свою очередь, подтверждает об отсутствии в его действиях признаков недобросовестности. Более того, согласно письма от 13.06.2024 (исх. N 70-24) ООО "Экватор", будучи субподрядчиком по Контракту ООО ГК "Семь вершин" подтвердил о своей готовности исправлять замечания по объекту застройки до полного их устранения, в т.ч. путем выполнения дополнительных полевых работ, направления необходимой техники и сотрудников на участок проведения работ. В заседании Комиссии Ненецкого УФАС России представитель ООО ГК "Семь вершин" подтвердил о том, что Исполнитель надлежащим образом устранял все замечания Заказчика, однако сам Заказчик ни разу не согласовал ни один из вариантов до 05.06.2024 в отношении программ производства изысканий, в связи с чем у Исполнителя не имелось возможности надлежащим образом провести изыскания в порядке, предусмотренной пунктом 14 Технического задания. Кроме того, в заседании Комиссии контрольного органа представитель Заказчика не мог достоверно подтвердить о необходимости неоднократно внесенных замечаний в отношении программ производства изысканий и оказания со стороны Заказчика необходимого содействия Исполнителю, поскольку согласно пункту 4.3. Контракта Заказчик оказывает возможное содействие Исполнителю (генеральному проектировщику) в получении недостающих и соответствующих исходных данных. Исходя из выясненных обстоятельств по факту ненадлежащего исполнения условий Контракта, контрольный орган в сфере закупок подходит к выводу о том, что основанием для включения в РНП является ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя), совершение им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта в результате существенных нарушений условий его исполнения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Для возникновения таких правовых последствий, как признание поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестным, уполномоченный контрольный орган в сфере закупок не вправе ограничиваться формальным установлением факта нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) срока исполнения обязательств по контрактам, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий поставщика и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения последнего в РНП.
Таким образом, фактическое поведение Исполнителя свидетельствует о том, что действия ООО ГК "Семь вершин" были направлены на исполнение Контракта и им предприняты меры в целях исполнения обязательств по условиям Контракта, но в установленные сроки объем и срок предусмотренных работ, обозначенный пунктом 6.1 Контракта, Исполнителем не выполнен. Однако изложенные обстоятельства, связанные с частичным исполнением обязательств Исполнителем по разработке проектной документации, в свою очередь, не могут свидетельствовать о недобросовестном поведении Исполнителя, поскольку им в адрес Заказчика также направлены на согласование генеральные планы застройки, раздел АР (письмо от 15.02.2024 исх. N17), в т. ч. с приложением файлов во вложении, представленных в адрес Заказчика в электронном варианте. Кроме того, существенное нарушение условий муниципального контракта также не подтверждается в силу того, что при определении цены Контракта на весь срок его выполнения для Исполнителя Заказчиком авансирование и промежуточные платежи по Контракту до сдачи конечного результата не предусмотрены (пункты 3.1. и 3.6. Контракта). Следовательно, денежные средства в отношении объекта закупки Заказчиком не авансированы, но при этом в отношении просрочек обязательств Заказчиком Исполнителю предъявлены требования о взыскании пеней и штрафов согласно условиям об ответственности Контракта (раздел 11). В целях урегулирования просрочки обязательств по Контракту Исполнитель в соответствии с письмом от 13.06.2024 (исх. N 13/06) уведомил Заказчика о своем намерении продолжить работу по муниципальным контрактам N0184300000423000169 и N0184300000423000171 по разработке проектной документации на строительство домов блокированной жилой застройки с 2 и 3 жилыми блоками, а также с 3 и 4 жилыми блоками в п. Бугрино, в связи с чем просил Заказчика согласовать обновленный график работ и обязался перед ним выполнить все работы в установленный срок и в надлежащем порядке. Комиссия Ненецкого У ФАС России считает необходимым отметить о том, что на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта срок действия Контракта не истек, но несмотря на то, что Исполнителем обязательства перед Заказчиком согласно условиям заключенного контракта надлежащим образом исполнены не были, то у сторон данного Контракта имелась возможность его урегулирования путем переговоров и заключения дополнительного соглашения. Позиция МКУ ЗР "Северное" о необходимости включения в РНП ООО ГК "Семь вершин" исходят по сути из факта невыполнения Обществом работ по контракту в полном объеме, что свидетельствует об отсутствии потребительской ценности для Заказчика. Однако указанное основание не свидетельствует о преднамеренной недобросовестности Исполнителя и, более того, из материалов дела не следует , что Исполнитель вел себя злонамеренно и недобросовестно уклонялся от выполнения Контракта. Кроме того, в материалах дела не содержится доказательств в отношении того, что Общество намеренно желало уклониться от заключения контракта или исполнения своих обязательств либо умышленно бездействовало, что в конечном итоге по субъективным причинам, зависящим от общества, привело к уклонению от заключения контракта или нарушению своих обязательств. Данная позиция подтверждена судебной практикой Верховного суда РФ (Определение от 29.03.2016 N 305-ЭС16-1282 по делу N А40- 44497/2015).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации применяемые государственными органами санкции должны назначаться с учетом характера допущенного нарушения, размера причиненного вреда, наличия и степени вины нарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционно защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 21.11.2002 N 15-П).
Включение сведений о соответствующем лице, то есть как участника муниципальных и государственных закупок в реестр недобросовестных поставщиков, по существу, является санкцией за недобросовестное поведение участника закупки, выражающееся в неправомерном нарушении законодательства о закупках. Для возникновения таких правовых последствий, как признание поставщика (подрядчика, исполнителя) недобросовестным, уполномоченный контрольный орган в сфере закупок не вправе ограничиваться формальным установлением факта нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) срока исполнения обязательств по контрактам, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий поставщика и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения последнего в РНП.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Все эти обстоятельства в каждом конкретном случае подлежат выяснению антимонопольным органом при решении вопроса о наличии оснований для включения определенного субъекта в РНП в рамках установленной процедуры. Комиссия контрольного органа считает необходимым отметить и о том, что на момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта ООО ГК "Семь вершин" имеет показатели надежности своей компании, выручка компании за 2023 г. составляет 1,9 млрд. руб., участвовал в 9 закупках и из них выиграл 8 торгов (официальный сайт sbis.ru Яндекс). По мнению Комиссии Ненецкого УФ АС России, доводы Заказчика по сути сводятся к невыполнению Обществом работ по контракту в полном объеме, что, в свою очередь, не свидетельствует о преднамеренной недобросовестности подрядчика, наличие которой оценивается контрольным органом с учетом заявленного обращения Заказчика и в сопоставлении с другими доказательствами, имеющими отношение к предмету спора.
В силу изложенных оснований для включения в РНП ООО ГК "Семь вершин" контрольным органом в сфере закупок не установлены. Применительно данному выводу Комиссии Ненецкого У ФАС России в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено о том, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. По смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающее конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния. Включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. В данном случае включение ООО ГК "Семь вершин" в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку является несоразмерным характеру допущенного нарушения. Руководствуясь статьей 99, статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Ненецкого У ФАС России
РЕШИЛА:
Сведения в отношении Подрядчика - Общества с ограниченной ответственностью ГРУППА КОМПАНИИ "СЕМЬ ВЕРШИН" (ОГРН 12177700004543) в связи с принятием Заказчиком - муниципальным казенным учреждением Заполярного района "Северное" решения от 04.06.2024 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N0184300000423000169 по наименованию объекта закупки "Разработка проектной документации на строительство домов блокированной жилой застройки с 3 и 4 жилыми блоками в п. Бугрино Сельского поселения "Колгуевский сельсовет" ЗР НАО" (Извещение N0184300000423000171), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня оглашения резолютивной части решения.
Председатель Комиссии Ю.В.Шабанова Члены Комиссии А.М.Воронова А.Н.Слюсарчик
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ненецкому автономному округу от 1 июля 2024 г. N 083/10/104-63/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.07.2024