На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 27.06.2024 N 428/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение АО "ИНПЦ ТЛП" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ГБУ города Москвы "Автомобильные дороги" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на оказание услуг по экспертизе качества твердого многокомпонентного противогололедного реагента на основе композиции хлористого кальция с другими хлоридами (натрия и калия) и формиатом натрия (МРтв.) в 2024-2026 гг. (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173200001424000775) (далее - Конкурс, Извещение),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано описание объекта закупки (приложение к Извещению) (далее - Описание объекта закупки), поскольку в рамках одного лота Заказчиком приобретаются услуги по экспертизе качества твердого многокомпонентного противогололедного реагента, оказываемые по 26 адресам, что приводит к необоснованному ограничению числа возможных участников Конкурса;
2) Заказчиком, Уполномоченным органом к участникам закупки в Извещении неправомерно не установлено требование об обязательной аккредитации лаборатории исполнителя по контракту в национальной системе Российской Федерации;
3) Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено Описание объекта закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя, содержащего информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа 21.06.2024, в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения объявлен перерыв, заседание продолжилось 03.07.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными в ходе проведения Конкурса:
1) Извещение размещено в ЕИС - 23.05.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 266 1329 556,58 руб.;
4) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 10.06.2024;
5) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Конкурсе подана только одна заявка на участие в Конкурсе.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом сформировано Описание объекта закупки, поскольку в рамках одного лота Заказчиком приобретаются услуги по экспертизе качества твердого многокомпонентного противогололедного реагента, оказываемые по 26 адресам, что приводит к необоснованному ограничению числа возможных участников Конкурса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Извещением установлено, что в рамках исполнения обязательств по контракту исполнителю необходимо оказать услуги по экспертизе качества твердого многокомпонентного противогололедного реагента по 26 адресам.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что в Извещении указаны исключительно адреса баз, на которых хранятся реагенты. Услуги, оказываемые по данным адресам технологически и функционально связаны между собой, а именно услуги по экспертизе качества твердого многокомпонентного противогололедного реагента.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили доказательств, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом к участникам закупки в Извещении неправомерно не установлено требование об обязательной аккредитации лаборатории исполнителя по контракту в национальной системе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2.1 Описания объекта закупки предусмотрено, что исполнитель обязан оказать услуги по проведению экспертизы качества противогололедных материалов в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом и Описанием объекта закупки, а также в соответствии с требованиями актов, указанных в разделе 7 Описания объекта закупки.
Также пунктом 7.8 раздела 7 Описания объекта закупки установлено, что в качестве одного из актов установлен ГОСТ Р 58426-2020. "Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные общего пользования. Материалы противогололедные. Методы испытаний" (далее - ГОСТ Р 58426-2020).
Комиссией установлено, что в пункте 4.1 ГОСТ Р 58426-2020 указано следующее: "До июня 2024 года допускается проверка соответствия качества ПГМ требованиям нормативно-технической документации, в том числе при сертификации продукции, при подтверждении соответствия ПГМ требованиям настоящего стандарта и иной документации, лабораториями, аккредитованными в иной системе аккредитации, кроме национальной, область аккредитации которых предусматривает такие объекты исследования, как ПГМ на показатели, установленные настоящим стандартом".
На заседании Комиссии установлено, что Извещение опубликовано 23.05.2024, то есть до внесения изменений в правила аттестации, при этом в соответствии с Описанием объекта закупки данное требование установлено к исполнителю по контракту.
Таким образом, в случае размещения извещения после 01.06.2024 соответствующее требование должно быть установлено к участникам закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили доказательств, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу Заявителя Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено Описание объекта закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
3.1. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлено время на проведение испытаний пробы противогололедного материала, подготовку и выдачу протокола испытаний проб противогололедного материала.
Пунктом 2.14 Описания объекта закупки установлено, что время на проведение лабораторных испытаний пробы противогололедного материала, подготовку и выдачу протокола испытаний проб противогололедного материала должно составлять для комбинированных противогололедных материалов не более 4 (четырех) календарных дней с даты отбора пробы противогололедных материалов.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что максимальный срок проведения испытаний противогололедных материалов выбран в связи с необходимостью оперативного контроля противогололедных материалов, в том числе в привязке к условиям по приемке противогололедных материалов, установленным в контракте на поставку соответствующего противогололедного материала.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии не представили доказательств, свидетельствующих об обратном, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3.2. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 17 Описания объекта закупки установлен показатель агрессивного воздействия на цементобетон, (%), а именно Заказчиком, Уполномоченными органом ненадлежащим образом выбрана единица измерения параметра.
Комиссией установлено, что в качестве метода проведения испытаний установлен ГОСТ 33389-2015. Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Противогололедные материалы. Методы испытаний" (далее - ГОСТ 33389-2015), вместе с тем в ГОСТ 33389-2015 в качестве единиц измерений установлены г/см3.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом Описание объекта закупки сформировано без учета требований ГОСТ.
3.3. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 10 Описания объекта закупки установлена динамическая вязкость, сантипуаз, (кг х с)/кв. м, по ГОСТ 33-2016, а именно Заказчиком, Уполномоченным органом неправильно выбран нормативный документ, в соответствии с которым осуществляется определение динамической вязкости - ГОСТ 33-2016. Межгосударственный стандарт. Нефть и нефтепродукты. Прозрачные и непрозрачные жидкости определение кинематической и динамической вязкости (далее - ГОСТ 33-2016). Вместе с тем ГОСТ 33-2016 не распространяется на проведение испытаний для противогололедных материалов, поскольку ГОСТ 33-2016 устанавливает метод определения кинематической вязкости нефти, а также прозрачных и непрозрачных жидких нефтепродуктов.
Комиссией установлено, что в Описании объекта закупки Заказчиком, Уполномоченным органом в качестве метода проведения испытаний установлен ГОСТ 33-2016, при этом в ГОСТ 33389-2015 в качестве единиц измерений предусмотрены - сП (Сантипаузы), вместе с тем в Описании объекта закупки данная единица измерения отсутствует.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом Описание объекта закупки сформировано без учета требований ГОСТ.
3.4. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 11 Описания объекта закупки установлена плотность, (г/куб. см), вместе с тем в соответствии с ГОСТ 33389-2015 определение плотности предусмотрено для жидких противогололедных материалов.
Согласно Извещению объектом закупки является оказание услуг по экспертизе качества твердого многокомпонентного противогололедного реагента.
Комиссией установлено, что в Описании объекта закупки Заказчиком, Уполномоченным органом в качестве метода проведения испытаний установлен ГОСТ 33389-2015, вместе с тем в ГОСТ 33389-2015 определение плотности предусмотрено для жидких противогололедных материалов.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом Описание объекта закупки сформировано без учета требований ГОСТ.
3.5. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 13 Описания объекта закупки установлена гигроскопичность, %/сут., не более, вместе с тем в Описании объекта закупки не установлен нормативный документ, в соответствии с которым требуется проведение работ для определения гигроскопичности.
Комиссией установлено, что в Описании объекта закупки Заказчиком, Уполномоченным органом в качестве метода проведения испытаний установлен ГОСТ 33389-2015, вместе с тем в ГОСТ 33389-2015 не установлен метод определения гигроскопичности.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом Описание объекта закупки сформировано без учета требований ГОСТ.
3.6. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 14 Описания объекта закупки установлена слеживаемость, вместе с тем в Описании объекта закупки Заказчиком, Уполномоченным органом не установлены единицы измерений параметра слеживаемости.
Комиссией установлено, что в соответствии с ГОСТ 33389-2015 в качестве единиц измерений параметра слеживаемости предусмотрены количество ударов, при этом в Описании объекта закупки данная единица измерения отсутствует.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом Описание объекта закупки сформировано без учета требований ГОСТ.
3.7. По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в пункте 16 Описания объекта закупки установлена коррозионная активность на металл (Ст3), мм/год скорость убыли массы (мг/кв. см/сут.) линейная скорость коррозии (справочно) (мм/год), а именно Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом выбраны единицы измерений параметра.
Комиссией установлено, что в соответствии с ГОСТ 33389-2015 определение коррозионной активности противогололедных материалов в качестве единиц измерений предусмотрены только мг/см2сут.
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом Описание объекта закупки сформировано без учета требований ГОСТ.
Учитывая изложенное, указанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдается, поскольку Заказчиком заключен контракт.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдается, поскольку Заказчиком заключен контракт.
3. Передать материалы от 03.07.2024 по делу N 23/44/99/123 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 июля 2024 г. N 24/44/99/122 (ключевые темы: единицы измерения - гост - уполномоченные органы - участники закупок - контрактная система в сфере закупок)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024