Резолютивная часть решения оглашена 10.07.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 11.07.2024.
На основании ст.104 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N1078 (далее - Правила), Комиссией Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления; зам.председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии: Т.С. Рябкова -заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, рассматривается обращение муниципального бюджетного учреждения "Технопарк-Липецк" (далее по тексту также - заказчик), содержащее информацию об одностороннем отказе от исполнения контракта от 25.12.2023 N 22-ЭА на поставку, монтаж, подключение и наладку силового трансформатора в блочной трансформаторной подстанции БКТП 2х1 1 600/10/0,4, расположенной по адресу:
г. Липецк, ул. 9 Мая, владение 27 (реестровый номер контракта 3482305440023000028), заключенного с ООО "ВА" (далее по тексту также - поставщик; общество) по итогам электронного аукциона с реестровым номером 0846600002123000835, а также проводится проверка фактов, свидетельствующих об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком условий контракта. Указанное обращение заказчиком размещено в ЕИС 03.07.2024.
На основании п.13 Правил, приказа Липецкого УФАС России Комиссией проводится внеплановая проверка, предусмотренная пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, на предмет соблюдения заказчиком требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении вышеуказанной закупки. Рассмотрение обращения назначено на 09.07.2024.
В заседании Комиссии объявлен перерыв до 10.07.2024 для получения от сторон документов и сведений.
Проверка проведена посредством видеоконференцсвязи при участии представителей:
- заказчика: Ж.Р. Хайрединова (директор), - поставщика: А.А. Лыкова (по доверенности). Представитель заказчика сообщил, что поставщик должен был исполнить свои обязательства в течение шестидесяти дней с даты заключения контракта. Однако, данный срок им был нарушен. В конце мая текущего года заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поставщик поставил трансформатор и заказчик отменил данное решение. Однако товар оказался ненадлежащим. Устранение недостатков в товаре произведено не было. В этой связи 21.06.2024 заказчик принял новое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Представитель поставщика сообщил, что ООО "ВА" является производителем трансформаторов. Обществом действительно был нарушен срок, установленный контрактом. Но это было вызвано объективными причинами. Нарушение сроков изготовления и поставки оборудования прежде всего было вызвано тем, что место производственного цеха расположено в городе Белгороде, который находится в непосредственной близости к линии соприкосновения с вооруженными формированиями Украины, под постоянными обстрелами. По этой причине предприятие было вынуждено постоянно приостанавливать свою деятельность. Несмотря на просрочку, оборудование было поставлено в адрес заказчика 10.06.2024.
На 15.06.2024 был организован монтаж и лабораторные испытания. Однако при проведении лабораторных испытаний были выявлены небольшие отклонения от технических испытаний оборудования.
В результате этого, общество было вынуждено вывести оборудование в производственное помещение для устранения недостатков, срок устранения данных недостатков был установлен не позднее 02.07.2024.
Однако, заказчик отказался ждать оборудование и принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. С данным решением общество не согласно.
В ходе анализа представленных документов и сведений Комиссией Липецкого УФАС России установлено следующее. 25.12.2023 заказчиком и поставщиком заключен контракт N 22-ЭА на поставку, монтаж, подключение и наладку силового трансформатора в блочной трансформаторной подстанции БКТП 2х1 1 600/10/0,4, расположенной по адресу:
г. Липецк, ул. 9 Мая, владение 27 (реестровый номер контракта 3482305440023000028) (далее -контракт; договор). Разделом 1 контракта определено, что Поставщик обязуется осуществить поставку, монтаж, подключение и наладку силового трансформатора в блочной трансформаторной подстанции БКТП 2х1 1 600/10/0,4, расположенной по адресу:
г. Липецк, ул. 9 Мая, владение 27 (далее - Товар) в соответствии со спецификацией (Приложение N 1), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение к Контракту), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
Согласно п. 3.1 контракта поставщик в течение 60 календарных дней с даты подписания контракта самостоятельно осуществляет поставку, монтаж, подключение и наладку силового трансформатора в блочной трансформаторной подстанции БКТП 2х1 1 600/10/0,4, расположенной по адресу:
г. Липецк, ул. 9 Мая, владение 27 Следовательно, товар должен быть поставлен не позднее 23.02.2024.
Из представленных сторонами документов, а также сведений ЕИС, следует, что поставщик в срок, установленный в контракте, не поставил товар. Документы о приемке поставщиком в ЕИС не размещены.
Таким образом, поставщиком нарушен срок исполнения обязательств по контракту. В материалы дела представлено письмо заказчика от 19.02.2024, в котором он потребовал до 22.02.2024 проинформировать заказчика о стадии изготовления силового трансформатора в блочной трансформаторной подстанции БКТП 2х1 1 600/10/0,4, подтвердить готовность и сообщить планируемые сроки поставки. В письме от 21.02.2024 поставщик указал, что задержка поставки связана с задержкой поставки комплектующих из-за проведения специальной военной операции и нахождением общества в непосредственной близости к приграничной зоне с Украиной; сборка оборудования находится в завершающей стадии и поставщик гарантировал поставку в ближайшие сроки. 11.03.2024 заказчик уведомил поставщика, что при полной готовности оборудования к поставке, необходимо согласовать с заказчиком дату поставки и установки оборудования (письмо N347-ТХП).
Также в письме N348-ТХП от 11.03.2024 заказчик указал, что у него отсутствует информация о стадии изготовления трансформатора, представитель общество не отвечает на звонки заказчика. Заказчик потребовал в срок до 12.03.2024 проинформировать заказчика о стадии изготовления трансформатора. Поставщик в своем письме от 29.03.2024 сообщил, что в связи с обстрелами г. Белгород, объявления ракетной опасности, общество не работает на неопределенное время, постарается отгрузить оборудование сразу после улучшения обстановки. Затребованной заказчиком информации о стадии изготовления трансформатора поставщик не представил. 10.04.2024 заказчик потребовал в срок до 11.04.2024 проинформировать о стадии изготовления трансформатора, планируемом сроке поставки оборудования. 19.04.2024, в связи с неполучением ответа на свое письмо от 10.04.2024, заказчик потребовал в срок до 20.04.2024 проинформировать о стадии изготовления трансформатора, планируемом сроке поставки оборудования. В связи с неполучением ответов на письма от 10.04.2024, 19.04.2024, заказчик в письме от 22.04.2024 потребовал от поставщика в срок до 24.04.2024 предоставить запрошенную им информацию. В письмах от 22.04.2024, 26.04.2024 поставщик указал, что трансформатор находится в электрических сетях на испытаниях, отгрузку гарантирует после 15.05.2024. 06.05.2024 поставщик сообщил, что процесс изготовления силового трансформатора в блочной трансформаторной подстанции БКТП 2х1 1 600/10/0,4 находится в завершающей стадии, отгрузку гарантирует после 15.05.2024.
В письме от 07.05.2024 поставщик гарантировал, что производственный процесс по изготовлению силового трансформатора в блочной трансформаторной подстанции БКТП 2х1 1 600/10/0,4 завершится 08.05.2024. 13.05.2024 (письма N788-ТХП, 789-ТХП) заказчик указал, что срок исполнения контракта истек и потребовал от поставщика исполнить все обязательства до 10.05.2024. 20.05.2024 заказчик потребовал сообщить дату поставки трансформатора и период проведения испытаний кабельной линии. В претензии от 22.05.2024 заказчик указал, что на 21.05.2024 поставщик не исполнил свои обязательства и потребовал их выполнить до 23.05.2024.
В претензии от 27.05.2024 заказчик указал, что на 26.05.2024 поставщик не исполнил свои обязательства и потребовал их выполнить до 28.05.2024. 29.05.2024 заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятое в связи с тем, что поставщик не исполнил свои обязательства по контракту, несмотря на выставленные претензии заказчика. В письме от 07.06.2024 поставщик уведомил, что оборудование готово к отгрузке, дата поставки: 9-10 июня 2024 г. Из представленных сторонами писем следует, что 10.06.2024 оборудование было поставлено. 10.06.2024 поставщик разместил в ЕИС документы о приемке. 10.06.2024 заказчик отменил в ЕИС свое решение от 27.05.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Также из переписки сторон следует, что 15.06.2024 поставщиком выполнялись работы по установке оборудования в камере блочной трансформаторной подстанции, по испытанию оборудования электротехнической лабораторией ООО "Система". Из протокола проверки и испытания силового трансформатора от 15.06.2024 видно, что оборудование не прошло испытаний, сделан вывод о его несоответствии нормам НТД. 21.06.2024 заказчик разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, принятое в связи с тем, что поставщик не исполнил свои обязательства по контракту и мотивированное ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Дата вступления решения в законную силу и расторжения контракта - 02.07.2024.
В письме от 27.06.2024 поставщик сообщил, что оборудование после устранения недостатков будет доставлено заказчику 29.06.2024.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Вместе с тем, из представленных сторонами документов, а также пояснений их представителей следует, что до вступления в законную силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта поставщик так и не исполнил свои обязательства по контракту.
В соответствии со статьей 432 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно п.2 ст.450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только:
1) при существенном нарушении договора другой стороной;
2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу ч.1 ст.523 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (ч.2 ст.450 ГК РФ).
При этом, нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров и поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок (ч.2 ст.523 ГК РФ).
Пунктом 4.4.7 контракта установлено, что заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Приняв решение от 21.06.2024 об одностороннем отказе от исполнения контракта, заказчик выполнил все требования статьи 95 Закона о контрактной системе. Исследовав и оценив представленные в материалах дела доказательства, Комиссия Липецкого УФАС России пришла к выводу о том, что у заказчика были основания для принятия указанного решения. По правилам статьи 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск. Принимая решение об участии в торгах, а также условия контракта, осуществляя их акцепт, победитель гарантирует как добросовестность своих намерений как субъект гражданского оборота, так и исполнение обязательств, связанных с рассматриваемыми отношениями.
Согласно ч. 3 статьи 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно статьям 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются. Неисполнение поставщиком условий контракта по поставке товара, соответствующего условиям контракта, послужило основанием для принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Поставщик, как субъект предпринимательской деятельности, принимая решение об участии в закупке, должен был проанализировать свои возможности и имеющиеся ресурсы, а также принял риск наступления неблагоприятных для себя последствий в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям закона, в том числе в виде невозможности исполнения контракта в установленный срок.
Таким образом, факт недобросовестного поведения поставщика, выразившегося в уклонении от надлежащего исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закупки, подтвержден материалами дела. Комиссия Липецкого УФАС России, проведя анализ представленных в материалы проверки документов, установила, что доказательств, свидетельствующих о том, что поставщиком были приняты все меры для надлежащего исполнения обязательств по рассматриваемому контракту, в материалы проверки не представлено.
Также в материалы проверки не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что исполнение контракта оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. О таких обстоятельствах до истечения срока поставки товара поставщик не уведомлял. Более того, сообщать о причинах нарушения срока поставки поставщик начал в ответ на требования заказчика. В Липецкое УФАС России, а также заказчику поставщик не представил доказательства, подтверждающие заявленные им доводы, что производственную деятельность он не осуществлял в период срока, отведенного контрактом для поставки оборудования. В ходе обозрения сайта общества в сети интернет установлено, что никакой информации о приостановлении деятельности в связи с боевыми действиями в рамках специальной военной операции не размещено. Более того, заказчик, рассчитывая получить функционирующее оборудование, длительное время не принимал решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, что привело к увеличению срока поставки товара с двух месяцев до семи. Однако, поставщик так и не исполнил надлежащим образом свои обязательства. Поведение поставщика свидетельствует о его пренебрежительном отношении к исполнению возложенных на него обязанностей по контракту. На заседании Комиссии установлено, что в действиях поставщика не усматриваются признаки заботливости и осмотрительности на протяжении всего периода действия обязательств по рассматриваемому контракту, намерение исполнить принятые на себя обязательства надлежащим образом. При этом в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие:
- принятие поставщиком мер для надлежащего исполнения условий контракта, - что надлежащее исполнение поставщиком обязательств оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, наступивших и не прекратившихся в период исполнения контракта. В свою очередь заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта.
В силу п. 15 Правил, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. С учетом изложенного, на основании п. 13 Правил имеются основания для включения сведений о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Комиссия Липецкого УФАС России, руководствуясь ст.99, ст. 104 Закона о контрактной системе, Правилами,
РЕШИЛА:
Включить в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года сведения в отношении общества с ограниченной ответственностью "ВА" (ИНН 3102210147; номер реестровой записи в Едином реестре участников закупок: 23090895; директор: Арцыбашев Владимир Григорьевич (ИНН 312308463031); учредитель: Кушнир Алексей Владимирович (ИНН 312324748838)) в связи с односторонним отказом муниципального бюджетного учреждения "Технопарк-Липецк" от исполнения контракта от 25.12.2023 N 22-ЭА на поставку, монтаж, подключение и наладку силового трансформатора в блочной трансформаторной подстанции БКТП 2х1 1 600/10/0,4, расположенной по адресу:
г. Липецк, ул. 9 Мая, владение 27 (реестровый номер контракта 3482305440023000028; ИКЗ 233482305440048230100100330012711244).
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии И.В. Поткина Зам. председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии Член Комиссии Т.С. Рябкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 10 июля 2024 г. N РНП-48-82-м/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024