Резолютивная часть решения оглашена 09.07.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 12.07.2024.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления, заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, член Комиссии: С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, рассмотрев жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" на положения извещения о проведении электронного аукциона на приобретение (включая установку) остановочных павильонов по Воронежскому шоссе города Липецка (реестровый номер 0346300040724000044) (далее - электронный аукцион; закупка), а также другие документы (копии), представленные сторонами, проведя внеплановую проверку в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании приказа Липецкого УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России посредством функционала ЕИС поступила жалоба ООО "БРОКЕР ГРУПП" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении электронного аукциона (заказчик - муниципальное учреждение "Управление главного смотрителя г. Липецка"). Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе и подана в срок, установленный статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России в ЕИС. Заявитель, заказчик, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направили. В жалобе заявителя указано, что в извещении о проведении закупки неправомерно не установлено дополнительное требование к участникам, предусмотренное позицией 9 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Заказчик с доводом жалобы не согласен, представил возражения на жалобу, а также затребованные документы. Извещение о проведении электронного аукциона размещено заказчиком 19.06.2024 в ЕИС. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 100 000,00 руб. Объектом закупки является приобретение (включая установку) остановочных павильонов по Воронежскому шоссе города Липецка. 05.07.2024 в ЕИС и на электронной площадке размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭА1.
Требования к содержанию извещения об осуществлении закупки установлены статьей 42 Закона о контрактной системе. Так, согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В силу ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования.
Согласно ч. 4 ст. 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Постановлением N 2571 установлены к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к настоящему постановлению.
В соответствии с позицией 9 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки устанавливается дополнительное требование на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
2) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). Цена выполненных работ по договорам, предусмотренных пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Также в приложении к Постановлению N 2571 установлен перечень документов, которые подтверждают соответствие участников указанному требованию. Подпунктом "а" пункта 3 Постановления N 2571 установлено, что позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) 10.2) некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений);
13) строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства). Между тем, из положений извещения о проведении закупки и приложений к нему, следует что предметом закупки выступает поставка товара - остановочных павильонов. Начальная (максимальная) цена контракта обоснована на поставку товара остановочных павильонов (включая их установку), а в составе извещения о проведении закупи отсутствуют локальные сметные расчеты на выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений). Установлено, что в техническом задании, а также приложении к техническому заданию, содержатся технические характеристики закупаемых павильонов.
В соответствии с приложением к извещению о проведении электронного аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкции по ее заполнению" участники закупи должны сформировать предложение в отношении объекта закупки согласно следующим требованиям: "1) Участник закупки представляет характеристики предполагаемого товара в соответствии с Техническим заданием об осуществлении закупки или в любой удобной форме информацию о характеристиках, предлагаемого участником закупки товара, соответствующих значениям, установленным в Техническом задании, а также товарный знак (при наличии у товара товарного знака). Инструкция по заполнению характеристик предлагаемого участником закупки товара, соответствующих показателям, установленным заказчиком в Техническом задании изложена в разделе 4 "Инструкция по заполнению заявки на участие в закупке";
2) Наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации.".
Согласно разделу 1 проекта контракта поставщик обязуется приобрести (включая установку) остановочные павильоны по улицам города Липецка, (далее - Товар), в объеме и в сроки, установленные в техническом задании (приложение N 1 к контракту), являющимся неотъемлемой частью контракта, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом. Наименование, количество и иные характеристики поставляемого и устанавливаемого товара указаны в спецификации (приложение N2 к контракту), являющейся неотъемлемой частью контракта. Работы выполняются поставщиком из его материалов, его силами и средствами. Исходя из вышеизложенного, объект закупки не предусматривает выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории. В связи с чем, в извещении о проведении электронного аукциона правомерно не установлено дополнительное требование по позиции 9 раздела Постановления N2571 к участникам электронного аукциона. Заявитель на заседание комиссии не явился, доказательств обратного не представил. При проведении внеплановой проверки Комиссией Липецкого УФАС России в действиях заказчика установлено нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, которое заключается в следующем.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должно содержаться наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона. Статьей 23 Закона о контрактной системе определено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования и ведения каталога), Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования каталога).
В силу п. 2 Правил использования каталога, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в извещении об осуществлении закупки.
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки.
Согласно п. 4 Правил использования каталога, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" п. 10 Правил формирования каталога и Правил использования каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). В соответствие с подпунктами "а", "б", "г" пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включаются, в том числе код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил, наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара), информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил.
Согласно п. 7 Правил использования каталога в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. Исходя из вышеизложенных положений, при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренных каталогом товаров, работ, услуг, заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога, а также обосновать использование иных, не предусмотренных позицией каталога, характеристик. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008).
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит положений, ограничивающих возможность заказчика в самостоятельном определении кода ОКПД проводимых закупок. Однако, заказчик, определяя коды ОКПД, должен указывать наиболее подходящие по предмету закупки. Кроме того, Минфин России обращает внимание, что не допускается выбор заказчиком кода по ОКПД2 с целью изменения способа определения поставщика или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть в случае указания неверного кода (письмо Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-08/36404).
Как следует из описания объекта закупки заказчиком закупаются работы с кодом ОКПД2 43.99.90.100.
Согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности код ОКПД2 43.99.90.100 содержит работы строительные специализированные, не включенные в другие группировки, кроме работ на объектах культурного наследия. Однако, проанализировав описание объекта закупки, являющимся приложением к извещению о проведении электронного аукциона, установлено, что заказчиком приобретается товар, с последующей установкой, но не работы строительные.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что заказчик ненадлежащим образом
установил
код ОКПД2 в извещении о проведении электронного аукциона в отношении приобретаемого товара. Учитывая изложенное, заказчиком допущено нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. Вместе с тем установлено, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, права и интересы участников электронного аукциона не нарушены. Установленное нарушение закона содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь статьей 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" на положения извещения о проведении электронного аукциона на приобретение (включая установку) остановочных павильонов по Воронежскому шоссе города Липецка (реестровый номер 0346300040724000044) необоснованной.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии И.В. Поткина Заместитель председателя Комиссии Т.Н. Ролдугина Член Комиссии: С.С. Кажушко
2024-5967
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 9 июля 2024 г. N 048/06/106-572/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024