На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Приказом Оренбургского УФАС России N 369/24 от 02.07.2024, Комиссией Оренбургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Комиссия) в составе:
Руководителя Комиссии: , членов Комиссии:
в присутствии в режиме видео-конференц-связи представителей МОАУ "СОШ N 54 г. Орска" -
ООО "М-Комплект" на рассмотрение дела не явилось, о дате, времени и месте рассмотрения извещено надлежащим образом (исх. N НР/4131/24 от 02.07.2024), ходатайств не заявлено,
рассмотрев обращение ООО "М-Комплект" (вх. N 6817-ЭП/24 от 27.06.2024) на действия МОАУ "Средняя общеобразовательная школа N 54 г. Орска" при проведении электронного аукциона на приобретение мебели для нужд МОАУ "СОШ N 54 г. Орска" (извещение N 0353300092024000002),
УСТАНОВИЛА:
В Оренбургское УФАС России посредством электронной почты поступила жалоба ООО "М-Комплект" (вх. N 6817-ЭП/24 от 27.06.2024) на действия МОАУ "Средняя общеобразовательная школа N 54 г. Орска" (далее - Заказчик, МОАУ "СОШ N 54 г. Орска", Учреждение) при проведении электронного аукциона на приобретение мебели для нужд МОАУ "СОШ N 54 г. Орска" (извещение N 0353300092024000002).
В соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе назначено проведение внеплановой проверки действий МОАУ "СОШ N 54 г. Орска" при проведении электронного аукциона на приобретение мебели для нужд МОАУ "СОШ N 54 г. Орска" (извещение N 0353300092024000002), с учетом информации, поступившей от ООО "М-Комплект".
Из содержания обращения следует, что аукционная документация в нарушение требований законодательства о контрактной системе не содержит указания на идентификационный код закупки, что может привести к недопущению участников к участию в закупке. Кроме того, согласно доводам Заявителя МОАУ "СОШ N 54 г. Орска" установлены требования к характеристикам поставляемого товара, не позволяющие определить потребность Заказчика.
Представитель Заказчика жалобу просил признать необоснованной, полностью поддержав доводы, изложенные в письменных пояснениях, указав на следующее.
МОАУ "СОШ N54 г. Орска" является автономным учреждением и осуществляет свою закупочную деятельность в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Закон о закупках). По итогам 2023 года Заказчиком не выполнен необходимый объем закупок у малого и среднего предпринимательства и в соответствии с частью 8.1 статьи 3 Закона о закупках при размещении рассматриваемой закупки руководствовался Законом о контрактной системе. Относительно второго довода жалобы представитель Заказчика пояснил, что описание объекта закупки содержит указание на коды позиций в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ): 31.01.12.110- 00000004 - Стол для переговоров; 31.01.12.110-00000004 - Стол для переговоров; 31.01.12.150-00000003 - Тумба офисная деревянная; 31.01.12.139 - Шкаф-купе; 31.01.12.110 - Бриф-приставка; 31.01.12.139 - Тумба - купе СТМ. Описание объекта закупки было составлено в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе, которой Заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Требования о том, что цвет мебели согласовывается с Заказчиком, не относятся ни к функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам товара. Оспариваемое требование подразумевает под собой согласование победителем закупки необходимого цвета (оттенка) в соответствии с палитрой цветов, имеющихся у победителя.
В ходе изучения материалов дела в соответствии с положениями ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе установлено следующее:
19.06.2024 на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов в сети Интернет www.zakupki.gov.ru (единая информационная система) и на сайте оператора электронной площадки было размещено извещение о проведении электронного аукциона на приобретение мебели для нужд МОАУ "СОШ N 54 г. Орска" (извещение N 0353300092024000002).
Начальная максимальная цена контракта составляет 10 522 094,30 рублей.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Пунктом 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщиков является, в том числе, проведение электронного аукциона.
При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию, предусмотренную пп.1-23 ч.1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе ри осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: идентификационный код закупки, определенный в соответствии со статьей 23 настоящего Федерального закона, указание на соответствующую часть статьи 15 настоящего Федерального закона, в соответствии с которой осуществляется закупка (при осуществлении закупки в соответствии с частями 4 - 6 статьи 15 настоящего Федерального закона), а также указание на осуществление закупки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", которое не размещается на официальном сайте.
Согласно ч. 1 ст. 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки
В силу ч. 8.1 ст. 3 Закона о закупках в случае невыполнения заказчиком обязанности осуществить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства в течение календарного года в объеме, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 части 8 настоящей статьи, либо размещения недостоверной информации о годовом объеме закупок у таких субъектов, включенной в отчет, предусмотренный частью 21 статьи 4 настоящего Федерального закона, либо неразмещения указанного отчета в единой информационной системе положение о закупке данного заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. В данном случае в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части:
1) обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком);
2) выбора способа определения поставщика (исполнителя, подрядчика);
3) осуществления закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частями 1 - 3, 5 - 8 статьи 30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом для целей настоящей части под совокупным годовым объемом закупок заказчика понимается совокупный объем цен договоров, заключенных заказчиком с 1 февраля до окончания календарного года;
4) применения требований к участникам закупок;
5) оценки заявок, окончательных предложений участников закупок;
6) создания и функционирования комиссии по осуществлению закупок;
7) определения поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с параграфами 2 и 3 главы 3 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом заказчики:
а) направляют в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок и осуществляющий ведение реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков), сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий договоров в соответствии с настоящим Федеральным законом;
б) не проводят согласование применения закрытого конкурса, закрытого аукциона с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление такого согласования;
8) осуществления закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 93 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При этом заказчики:
а) не проводят согласование с контрольным органом в сфере закупок заключения контракта с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в случае признания конкурса или аукциона несостоявшимся;
б) не направляют в контрольный орган в сфере закупок уведомление об осуществлении закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
Представитель Учреждения пояснила, что Заказчиком в 2023 году не выполнена обязанность осуществления закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства в объеме, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, положение о закупке данного Заказчика с 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом, и до завершения этого года признается неразмещенным в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, и, следовательно, в данном случае, в течение указанного периода заказчики руководствуются положениями Закона о контрактной системе в части определенных процедур. Исходя из положений ч. 8.1 ст. 3 Закона о закупках Заказчик руководствуется не всеми требованиями Закона о контрактной системе, а лишь в части, предусмотренной ч. 8.1 ст. 3 Закона о закупках. Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрено требование об указании идентификационного кода закупки в извещении о проведении закупки для данного Заказчика.
Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из смысла норм статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие качественные, технические и функциональные характеристики товаров, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Подобные действия не противоречат положениям части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, поскольку описание объекта закупки содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям заказчика.
Кроме того, возможность осуществления поставки товара предусмотрена для неограниченного числа поставщиков.
Материалами дела установлено, что Техническим заданием (Описание объекта закупки) на приобретение мебели для нужд МОАУ "СОШ N 54 г. Орска" предусмотрены в том числе следующие требования к поставляемым товарам:
Цвет |
сатин светлый или эквивалент по согласованию с Заказчиком |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Цвет покрытия металлического каркаса |
Светло-серый или эквивалент по согласованию с заказчиком |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Цвет |
Ясень "Шимо светлый" или эквивалент по согласованию с Заказчиком |
|
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Заказчик при описании объекта закупки указал следующие коды позиций в соответствии с КТРУ:
- 31.01.12.110- 00000004 - Стол для переговоров;
- 31.01.12.110-00000004 - Стол для переговоров;
- 31.01.12.150-00000003 - Тумба офисная деревянная;
- 31.01.12.139 - Шкаф-купе; 31.01.12.110 - Бриф-приставка;
- 31.01.12.139 - Тумба - купе СТМ.
Материалами дела установлено, что указанные позиции КТРУ не содержат характеристики "цвет".
Из пояснений Заказчика следует, что на стадии проведения закупки конкретный цвет мебели не может быть определен, поскольку закупка мебели производится для оснащения объекта после проведения ремонтных работ. При указанных обстоятельствах цвет будет согласовываться в ходе исполнения контракта. Кроме того, Заказчик при согласовании цвета будет учитывать палитру цветов, которая имеется в наличии у поставщика.
Согласно ст. 506 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору поставки поставщик - продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Невозможность отдельных участников закупок по каким-либо причинам конкурировать с иными участниками рынка не является поводом учитывать данные обстоятельства заказчиком при формировании описания объекта закупки.
Также необходимо учитывать, что отсутствие у заявителя возможности поставить товар, отвечающий требованиям извещения об электронном аукционе, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. Исключение из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах.
Помимо прочего, Заявителем не представлено доказательств, что требования к товару влекут за собой ограничение количества потенциальных участников аукциона, в том числе ограничили право Заявителя на участие в закупке, препятствовали каким-либо образом подаче заявки Заявителем.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.06.2024 NИЭА1 на участие в закупке подано 6 заявок, все признаны соответствующими положениям извещения об осуществлении закупки N 0353300092024000002.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Таким образом, в случае, если потенциальному участнику закупки не представляется понятным те или иные положения извещения, проекта контракта, он может подать соответствующий запрос о разъяснении положений извещения о закупке. Между тем Заявитель своим правом не воспользовался.
Кроме того, в связи с тем, что ООО "М-Комплект" на рассмотрение дела не явилось, у Комиссии Оренбургского УФАС России отсутствовала возможность задать уточняющие вопросы относительно доводов обращения.
При таких обстоятельствах доводы обращения признаются необоснованными.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3, ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе, Комиссия,
РЕШИЛА:
Нарушений Закона о контрактной системе в действиях МОАУ "Средняя общеобразовательная школа N 54 г. Орска" при проведении электронного аукциона на приобретение мебели для нужд МОАУ "СОШ N 54 г. Орска" (извещение N 0353300092024000002) не установлено.
Решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 5 июля 2024 г. N 056/10/99-757/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024