Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - Амурское УФАС России) по контролю в сфере закупок в составе: Парнищевой М.М. - председателя Комиссии, заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок; Стрелковой Е.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок; Левченко И.И. - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, в присутствии представителей: от заказчика - Ларионова А.А., действующего на основании доверенности от 30.08.2024, от исполнителя по контракту - Марутяна Р.А., действующего на основании доверенности от 12.12.2022 (представителям сторон по делу разъяснены права, порядок рассмотрения дела, сообщено о ведении аудиозаписи заседания Комиссии Амурского УФАС России), рассмотрела поступившую в Амурское УФАС России от государственного заказчика - Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области" (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области) об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 13.05.2024 N 35 (реестровый номер контракта 1280103126924000009) с индивидуальным предпринимателем Марутян Джульеттой Арташесовной (далее - ИП Марутян Д.А.) (ИНН: 280125797356), заключенного по результатам электронного аукциона на услуги по капитальному ремонту наружной кирпичной стены режимного корпуса N4 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области (в рамках капитального ремонта), объявленного извещением от 19.04.2024 2 N 0323100001424000003 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, а также на электронной площадке РТС-тендер http://www.rts- tender.ru
УСТАНОВИЛА:
13.05.2024 заказчиком - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области по результатам электронного аукциона на услуги по капитальному ремонту наружной кирпичной стены режимного корпуса N4 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области (в рамках капитального ремонта) заключен контракт N 35. Сведения о контракте внесены в реестр контрактов, присвоен реестровый номер 1280103126924000009.
Цена контракта - 1 063 095,69 рублей. Пунктом 1.1 Контракта определено, что подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту наружной кирпичной стены режимного корпуса N4 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области (в рамках капитального ремонта) в соответствии с локальной сметой N 1 (Приложение N 1).
В соответствии с пунктом 3.1 Контракта срок выполнения работ - с момента заключения контракта и до 01 июля 2024 г. Подрядчик письмом от 15.05.2024 сообщил заказчику о выявлении несоответствии акта технического обследования и рабочей документации, где указал, что производство строительно-монтажных работ только по стене здания может привести к негативным последствиям - обрушению здания. Просил расторгнуть контракт по соглашению сторон или внести изменения в существенные условия контракта. В ответ на письмо от 15.05.2024 заказчик отказал подрядчику во внесении изменений в контракт и расторжении контракта по соглашению сторон указав, что в локальной смете отражены и учтены поэтапно все необходимые ремонтные работы. Заказчик письмом от 06.06.2024 N 28/6/13-4678 направил в адрес подрядчику претензию с требованием приступить к выполнению работ по контракту. Письмом от 07.06.2024 N 13 подрядчик в ответ на претензию заказчика от 06.06.2024 N 28/6/13-4678 сообщил, что ранее индивидуальный предприниматель письмом от 15.05.2024 уведомил заказчика о выявлении несоответствии акта технического обследования и рабочей документации, где указал, что производство строительно- монтажных работ только по стене здания может привести к негативным последствиям - обрушению здания. Просил внести изменения в рабочую документацию и локально-сметный расчет на основании акта технического обследования или расторгнуть контракт по соглашению сторон. 14.06.2024 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области принято решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 13.05.2024 N 35 в связи с тем, что ИП Марутян Д.А. существенно нарушены условия заключенного контракта. Указанное решение заказчик направил в адрес ИП Марутян Д.А. с использованием единой информационной системы в сфере закупок. Частью 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае 3 одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
В силу пункта 2 статьи 450.1 ГК РФ в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным. Пунктом 10.1 государственного контракта от 13.05.2024 N 35 установлено, что расторжение настоящего контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения условий контракта в соответствии с гражданским законодательством. Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Порядок одностороннего отказа от исполнения контракта установлен статьей 95 Закона о контрактной системе. Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 4 Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. 14.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Комиссия Амурского УФАС России установила, что заказчиком решение об одностороннем отказе от исполнения государственного контракта от 13.05.2024 N 35 должным образом направлено ИП Марутян Д.А. через функционал Единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, соответственно, данное решение получено исполнителем 17.06.2024.
Соответственно, датой вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, исходя из требований части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе является 28.06.2024.
В карточке договора в единой информационной системе зафиксировано, что 02.07.2024 контракт переведен в статус "Исполнение прекращено".
Таким образом, порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, установленный статьей 95 Закона о контрактной системе, со стороны заказчика соблюден. Представитель ИП Марутян Д.А. на заседании комиссии пояснил, что до заключения контракта подрядчиком был осуществлен выход на место выполнение строительных работ, где совместно с куратором заказчика была визуально обследована стена, в разговоре с куратором, который пояснил, что необходимо сделать частичный ремонт, конкретно мест разрушения на стене. Вторым посещением было после заключения контракта, находясь на месте осуществления строительно-монтажных работ. При приемке стены и сравнение сметной документацией и видами объемом работ, куратором заказчика, было указано, что выполнение работ необходимо вести строго по проекту. Заказчик по запросу подрядчика предоставил документацию для изучения и ознакомления, где было выявлено существенное несоответствие, со сметной документацией, а также придя к выводу, что выполнение данных работ по проекту в отсутствии условий для участия спецтехники, может привести к негативным последствиям - обрушение стены здания, и даже жертвам со стороны строителей и сотрудников. По результатам выявленных обстоятельств подрядчик незамедлительно обратился к заказчику с просьбой пересмотреть порядок выполнения работ. ИП Марутян Д.А. не имела намерений уклонятся от исполнения своих обязательств по контракту и намеревалась его исполнить, однако, при выявленных обстоятельствах после заключения контракта уже не смогла приступить к выполнению работ. Индивидуальный предприниматель признает, что должен был подробней изучить предмет работ до принятия участия в закупки, поскольку если ИП Марутян Д.А. знала все 5 обстоятельства, то не претендовала бы на заключение контракта, но вместе с тем, просит учесть, что попасть на закрытую часть объекта выполняемых работ представитель индивидуального предпринимателя смог только после заключения контракта. Представители заказчика на заседании Комиссии Амурского УФАС России поддержали доводы, изложенные в обращении. Изучив документы, имеющиеся в материалах дела, пояснения представителя ИП Марутян Д.А., Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что основания для принятия антимонопольным органом решения о включении информации об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют ввиду нижеследующего. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое действие поставщика, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта в установленный срок. Однако, при рассмотрении вопроса о включении либо невключении сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта в одностороннем порядке правовое значение имеет непосредственно поведение исполнителя с момента принятия решения о расторжении контракта до его фактического расторжения. В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139- О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств; указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. С учетом изложенного, уполномоченный орган при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. ИП Марутян Д.А. в материалы дела представлены документы, свидетельствующие о наличии объективных причин (не зависящих от хозяйствующего субъекта), повлекших за собой невозможность оказания требуемых Заказчику услуг, и, соответственно, об отсутствии недобросовестного и виновного поведения подрядчика при исполнении контракта. Комиссией Амурского УФАС России из имеющейся пояснений установлено, что 6 поставщиком принимались меры по устранению нарушений, являющихся основанием для принятия решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, материалами дела подтверждается, что не все обстоятельства выполняемых работ были известны подрядчику до заключения контракта, кроме того техническим обследованием рекомендовалось при выполнении строительных работ удалить посторонних из зоны производства работ, что указывает на необходимость проведения работ более существенных работ с освобождением всех помещений здания объекта проводимых работ. Комиссия Амурского УФАС России приходит к выводу, что вышеуказанные обстоятельства указывают на отсутствие недобросовестного поведения со стороны ИП Марутян Д.А. при исполнении контракта. Бесспорных доказательств, подтверждающих недобросовестное поведение лица, умышленное ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, в материалах дела не имеется, следовательно, ИП Марутян Д.А. не может быть признана недобросовестным поставщиком (исполнителем, подрядчиком).
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков.
Согласно подпункту "а" пункта 13 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078) не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. Пунктом 15 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере 7 закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Руководствуясь подпунктом "а" пункта 15 правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением N 1078, Комиссия Амурского УФАС России принимает решение об отказе во включении информации об ИП Марутян Д.А. в реестр недобрасовестных поставщиков виду предоставления исполнителем информации и документов, подтверждающих принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта. Рассмотрев информацию, поступившую от ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области об одностороннем отказе заказчика от исполнения государственного контракта от 13.05.2024 N 35 (реестровый номер контракта 1280103126924000009) из-за существенного нарушения ИП Марутян Д.А. условий исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на услуги по капитальному ремонту наружной кирпичной стены режимного корпуса N4 ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области (в рамках капитального ремонта), для рассмотрения вопроса о включении сведений об исполнителе по контракту - ИП Марутян Д.А. в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", приказа Федеральной антимонопольной службы N 267 от 27.08.2007 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных 8 поставщиках", Комиссия Амурского УФАС России приняла РЕШЕНИЕ: сведения (информацию) об индивидуальном предпринимателе Марутян Джульетты Арташесовны (зарегистрированной по адресу: 675000, Амурская область, город Благовещенск, улица Театральная, 14А, кв. 1; ИНН 280125797356) реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии М.М. Парнищева Члены комиссии: Е.В. Стрелкова И.И. Левченко Исп.Левченко И.И. тел.8(4162)37-21-73; вн. 028-217
2024-3354
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области от 9 июля 2024 г. N 028/06/104-519/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024