Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия Управления, Комиссия УФАС) в составе: Смышляева И.А. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления, Сучков О.Н. - помощник руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления, Косоногова Е.А. - старший специалист 1 разряда отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления, на основании ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, рассмотрела с использованием видеоконференц-связи обращение МБУ "Череповецкий молодежный центр" (далее - Заказчик) о включении информации в отношении ИП Сумкина И.А. (далее - Участник закупки, Предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (далее - РНП), в присутствии представителя ИП Сумкина И.А. в отсутствие представителя от Заказчика (уведомлен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения),
У С Т А Н О В И Л А:
14.06.2024 в единой информационной системе (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению мероприятия для проекта "Школа актерского мастерства" в рамках реализации программы комплексного развития молодежной политики в регионах Российской Федерации "Регион для молодых" (извещение N 0830500000224002554) (далее - закупка).
В соответствии с извещением о проведении закупки Заказчиком установлено обеспечение исполнения контракта, предусмотренное ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, в размере 5% от цены, по которой заключается контракт.
В силу ст. 104 Закона о контрактной системе в связи с уклонением от заключения контракта 28.06.2024 в Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области поступило обращение Заказчика о включении информации об Участнике закупки в РНП. В рамках рассмотрения обращения и внеплановой проверки Комиссия Управления
установила
следующее. 24.06.2024 в ЕИС размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2024 NИЗК1 (далее - Протокол).
Согласно Протоколу по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем запроса котировок в электронной форме признан ИП Сумкин И.А. 25.06.2024 Заказчик разместил в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС Проект контракта. 27.06.2024 от электронной площадки http://www.rts-tender.ru получен документ "Уведомление об уклонении победителя от заключения контракта" от 25.06.2024. 28.06.2024 процедура заключения контракта N 08305000002240025540001 переведена на этап "Контракт не заключен". 28.06.2024 на электронную площадку http://www.rts-tender.ru передан документ "Информация об отмене процедуры заключения контракта" от 28.06.2024. 28.06.2024 Заказчиком размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 28.06.2024 NППУ20 1 (далее - Протокол об уклонении).
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в ЕИС протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного пп. "а" п. 2 ч. 6 ст. 51 2 Закона о контрактной системе, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в ЕИС протоколов, указанных в ч. 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием ЕИС) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе (за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных ст. 37 Закона о контрактной системе, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Законом о контрактной системе определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в ЕИС (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе; 3 3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном п. 1 ч. 17.2 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 6 ст. 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном ст. 51 Закона о контрактной системе, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с п. 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с п. 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных п. 2 ч. 2, п. 2 ч. 3, п. 2 и п. 3 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные ч. 3 (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не выполнены требования п. 3 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе) и ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 ст. 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки; 4 б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным ч. 10 с. 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного пп. "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с пп. "а" п. 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с п. 14 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 Правил, выявлено хотя бы одно из следующих обстоятельств:
а) заказчиком нарушены установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требования: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта;
в) участником закупки не выполнены требования, предусмотренные Законом о контрактной системе для заключения контракта, вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится невыполнение требований, предусмотренных Законом о контрактной системе для заключения контракта, по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Регламентированный срок для размещения Заказчиком протокола о признании Участника закупки уклонившимся от заключения контракта - 27.06.2024.
В ходе проведения внеплановой проверки действий Заказчика Комиссией УФАС установлено, что Протокол размещен Заказчиком 28.06.2024 с нарушением срока, установленного п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе. 5 В силу п. 2 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации. Комиссией Управления принято решение об отсутствии необходимости выдачи обязательного для исполнения предписания об устранении выявленного нарушения В силу положений ст. ст. 99, 104 Закона о контрактной системе, Правил при проведении проверок и рассмотрении жалоб, обращений не обязывает антимонопольный орган/соответствующие комиссии антимонопольного органа устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса. В письменных пояснениях ИП Сумкин И.А. сообщает следующее. "Я впервые осуществлял закупочную деятельность, по многим вопросам консультировался с технической поддержкой ООО "РТС-тендер, ПАО "Сбербанк России". 25.05.2024 и 26.06.2024 не было возможности подписать Проект контракта из-за технического сбоя. Вечером 26.06.2024 при попытке подписать Проект контракта оформлена независимая гарантия в качестве обеспечения исполнения контракта, которая выпущена только 27.06.2024.
После ее готовности сотрудник Сбербанка уведомила, что независимая гарантия недействительна, а дата оформления и дата выдачи независимой гарантии должны совпадать.". ИП Сумкиным И.А. в Комиссию Управления представлена информация о том, что Предпринимателем подана заявка от 26.06.2024 N 1 на выпуск независимой гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта. Независимая гарантия выдана 27.06.2024 N 352829089036-24-Г1.
Документов, подтверждающих, что независимая гарантия недействительна не представлено. Заказчиком позиция относительно необходимости включения информации в отношении ИП Сумкина И.А. в РНП не представлена. Комиссия Управления оценивает доводы/пояснения Участника закупки и Заказчика с учетом требований действующего законодательства и на основании представленных доказательств (документов). Комиссия УФАС, всесторонне рассмотрев все обстоятельства данного обращения, приходит к выводу о том, действия Заказчика по признанию Участника закупки уклонившимся от заключения контракта являются правомерными. Вместе с тем, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном уклонении от подписания государственного или муниципального контракта, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение от подписания контракта, которое предполагает недобросовестное поведение лица. 6 Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что в действиях Участника закупки не установлено недобросовестного поведения, ИП Сумкиным И.А. осуществлялись действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Таким образом, в рассматриваемом случае, Комиссией Управления установлено наличие основания, предусмотренного пп. "б" п. 14 Правил, для принятия решения об отказе во включении информации в отношении ИП Сумкина И.А. в РНП.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Правил Комиссия Управления,
Р Е Ш И Л А:
1. Отказать во включении информации в отношении ИП Сумкина И.А. (ИНН: 352829089036) в реестр недобросовестных поставщиков.
2. В рамках внеплановой проверки признать Заказчика нарушившим п. 2 ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе.
3. Предписание не выдавать. 4.
Передать материалы дела должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке. Председатель комиссии п о дп и сь И.А. Смышляева Члены комиссии: подпись О.Н. Сучков подпись Е.А. Косоногова 7
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 5 июля 2024 г. N 035/10/104-536/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024