Резолютивная часть объявлена 03 июля 2024 г. Изготовлено в полном объеме 08 июля 2024 г. |
г. Курск |
||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
<...> |
председатель Комиссии, |
|
<...> |
член Комиссии, |
||
<...> |
член Комиссии, |
||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "ВЕБ-Медикал" (далее - ООО "ВЕБ-Медикал") |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заявителя |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Заказчик |
Областное бюджетное учреждение здравоохранения "Солнцевско-Мантуровская центральная районная больница" (далее - ОБУЗ "Солнцевско-Мантуровская ЦРБ") |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) заказчика |
Отсутствует (надлежаще уведомлен о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем возможности дистанционного участия) |
||
Уполномоченное учреждение |
Областное казенное учреждение "Центр закупок Курской области" (далее - ОКУ "Центр закупок Курской области") |
||
Ф.И.О. участвующего (-их) в заседании представителя (-ей) уполномоченного учреждения |
<...> (по доверенности, личность удостоверена) |
||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||
Закупка N |
0744200000224005241 |
||
Объект закупки |
Шприцы общего назначения, шприцы инсулиновые |
||
Начальная (максимальная) цена контракта |
540 715 руб. 00 коп. |
||
Дата размещения извещения об осуществлении закупки |
18.06.2024 г. |
||
Изменение (-я) извещения об осуществлении закупки (при наличии) |
- |
||
Разъяснение (-я) положений извещения об осуществлении закупки, размещенные в единой информационной системе (далее - ЕИС) (при наличии) |
- |
||
Дата окончания подачи заявок на участие в закупке |
27.06.2024 г. |
||
Количество поданных заявок на участие в закупке (при наличии) |
3 (три) с идентификационными номерами заявок A-192847, A-192841, A-193419 |
||
Количество заявок, признанных соответствующими установленным требованиям (при наличии) |
3 (три) с идентификационными номерами заявок A-192847, A-192841, A-193419 |
||
Количество заявок, в отношении которых принято решение об отклонении (при наличии) |
- |
||
Дата заключения заказчиком контракта по итогам проведения закупки (при наличии) |
Контракт не заключен |
||
Национальный проект |
- |
||
Ф.И.О. лиц, допущенных на заседание Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
<...> (личность удостоверена) |
Заседание проведено дистанционно с использованием средств видеоконференцсвязи по ссылке https://fas3.tconf.rt.ru/c/0684236796, на заседании велась аудиозапись.
Довод (-ы) жалобы:
по мнению заявителя,
1. заказчиком при описании объекта закупки установлены характеристики, соответствующие товару единственного производителя, что нарушает требования Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе_").
2. в размещенной в ЕИС структурированной форме извещения по позиции "Номинальная длина трубки иглы, мм" в нарушении ФЗ "О контрактной системе_" указана информация, отличная от информации, содержащейся в описании объекта закупки.
Довод (-ы) возражений, объяснений, заявлений, доказательства и ходатайства лиц, участвующих в деле:
- Заказчик в письменном мнении, представленном в материалы дела, возражал против доводов жалобы, указал, что извещение об осуществлении закупки не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе...";
- представитель уполномоченного учреждения возражала против доводов жалобы, также указала, что извещение об осуществлении закупки не противоречат требованиям ФЗ "О контрактной системе...".
По результатам рассмотрения жалобы и проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе...", Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" внеплановой проверки определения поставщика, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Согласно ч. 2 ст. 8 ФЗ "О контрактной системе..." конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе_" установлены правила описания объекта закупки, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства РФ от 08.02.2017 N145) утверждены правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил.
В силу п.5 Правил Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, определенных п.5 Правил.
Как установлено п.6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Описание объекта закупки определено Заказчиком в Приложении к извещению "Описание объекта закупки" и размещено в ЕИС 18.06.2024.
Так, Заказчиком при описании объекта закупки были использованы позиции Каталога товаров, работ и услуг (далее - КТРУ) 32.50.13.110-00004567 (позиция N4 в описании объекта закупки), 32.50.13.110-00004568 (позиция N5 в описании объекта закупки) наименование товаров по КТРУ - "Шприц общего назначения".
Заявитель в своей жалобе указал следующее: "По позиции N 4 Аукциона отвечает требованиям Технического задания по всей совокупности установленных требований (Тип шприца - трехкомпонентный, Шприц безопасный или безопасная игла - соответствие, Коннектор - Луер-Лок, Номинальная длина трубки иглы, мм - 30; Номинальный наружный диаметр трубки иглы, мм - 0,6) только один производитель - ООО "Парамед Консалтинг" (РУ РЗН 2022/18223).
По позиции N 6 Аукциона отвечают требованиям Технического задания по всей совокупности установленных требований (Тип шприца - трехкомпонентный, Шприц безопасный или безопасная игла - соответствие, Коннектор - Луер-Лок, Номинальная длина трубки иглы, мм - <40; Номинальный наружный диаметр трубки иглы, мм - 0,7) два производителя - ООО "Парамед Консалтинг" (РУ РЗН 2022/18223), ООО "Снабполимер Медицина" (РУ РЗН 2022/16912)".
Данный довод заявителя не нашел подтверждения материалами дела.
Так, согласно информации официального сайта ЕИС, в позициям КТРУ 32.50.13.110-00004567, 32.50.13.110-00004568 установлены характеристики товара обязательные для применения Заказчиками при описании объекта закупки, так и дополнительные, которые не предусмотрены в позиции КТРУ.
Учитывая положения п.5 Правил, Заказчику при указании дополнительных характеристик товара необходимо руководствоваться положениями ст. 33 ФЗ "О контрактной системе..." и п.6 Правил.
Как подтверждается материалами дела, заказчиком при описании объекта закупки установлена дополнительная информация, а также размещено обоснование необходимости использования таких характеристик и информации.
Исходя из правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации в определении от 10.04.2019 N301-ЭС19-4478 по делу NА398-2827/2018, заказчик, устанавливая требования к характеристикам товара, определяет потребность с учетом специфики своей деятельности и имеющейся необходимости закупки конкретных медицинских изделий для нужд учреждения, в связи с чем требования заказчика к объекту закупки носят объективный характер и не повлекут ограничение количества участников проводимой аукционной процедуры.
Поскольку приоритетной целью государственных закупок является удовлетворение потребностей закупок, а не экономических интересов хозяйствующих субъектов, невозможность участия в торгах в данном случае заявителя связана с отсутствием у него товара, необходимого заказчику, что не свидетельствует о нарушении его прав и ограничении конкуренции в сфере закупок заказчиком. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона N323-ФЗ одним из основных принципов охраны здоровья является, в том числе, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Следовательно, Заказчик вправе устанавливать такие характеристики товара, которые наиболее полно отвечают потребностям медицинской организации и обеспечивают максимальную безопасность пациента, а также позволяют оказывать квалифицированную медицинскую помощь.
Заказчиком в материалы дела были представлены коммерческие предложения, содержащие в себе характеристики, показатели и их значения, которые установлены Заказчиком в описании объекта закупки.
Заказчик в представленных в материалы дела письменных пояснениях указал следующее: "В Российской Федерации зарегистрированы и свободно обращаются на рынке медицинских изделий соответствующие описанию объекта закупки не менее двух производителей:
На участие в закупке поданы заявки 3 участников с разным товаром.
По позициям N 4 и N6 представлен товар двух разных производителей
1) Фогт Медикал Фертриб ГмбХ, Германия, N РЗН 2016/3938
2) ООО "Парамед Консалтинг" N РЗН 2022/18223 от 08.09.2022 г.
При рассмотрении заявок участников и сравнении регистрационных удостоверений производителя ООО "Парамед Консалтинг" и "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ", можно установить, что шприцы данных производителей соответствуют техническому заданию:
Дополнительная характеристика |
РУ РЗН 2016/3938 от 16.02.2017 "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ" |
РУ РЗН 2022/18223 ООО "ПАРАМЕД КОНСАЛТИНГ |
Шприц безопасный или безопасная игла |
Шприцы инъекционные безопасные однократного применения стерильные двух- и трехкомпонентные с защитным чехлом "Vogt Medical |
Шприц инъекционный безопасный однократного применения стерильный типа "Луер Лок" трехкомпонентный безлатексный с иглой инъекционной однократного применения (стандартной или безопасной) |
".
Таким образом, требованиям заказчика по позициям "Шприц общего назначения" соответствуют товары как минимум двух производителей: "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ" (РУ РЗН 2016/3938), ООО "Парамед Консалтинг" (РУ РЗН 2022/18223).
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям заказчика, документацией, регламентирующей порядок проведения торгов не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки. Аналогичная правовая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 06.03.2019 N305-ЭС19-631.
Объектом закупки является поставка товара, а не его изготовление, следовательно, принять участие в данной закупке может любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, дилеры, дистрибьюторы, поставщики, производители, готовые поставить товар, отвечающий требованиям описания объекта закупки и удовлетворяющий потребности заказчика.
Согласно пункту 1 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Указанные заказчиком технические характеристики товаров позволяют любому лицу принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром, или может приобрести товар с названными функциональными свойствами и желает принять участие в аукционе. При этом заказчик самостоятельно принимает решение при формировании лотов, в том числе в отношении предмета размещаемого заказа, начальной (максимальной) цены контракта, сроков и иных условий поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг с учетом установленных законодательством требований.
В соответствии со ст. 506 Гражданского кодекса РФ в качестве поставщика по договору поставки может выступать как непосредственно сам производитель, так и иное лицо, закупающее товары для дальнейшей передачи.
Таким образом, отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товар, характеристики которого соответствуют требованиям Заказчика, извещением о закупке не ограничен. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
Заявитель не доказал тот факт, что требования к товару (его характеристики и показатели), включенные в извещение об осуществлении закупки являются излишними и создали одним участникам закупки преимущества перед другими, являлись непреодолимыми для участников закупки.
Оценив в совокупности, всесторонне и взаимосвязи обстоятельства дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, документы и сведения, предоставленные сторонами в материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что довод заявителя не нашел своего подтверждения материалами дела.
2. Заявитель в составе своей жалобы указал следующее: "В структурированной форме, размещенного в ЕИС извещения Заказчиком по поз N 6 указана Номинальная длина трубки иглы, мм - <40. В файле описания объекта закупки, размещенного во вкладке "Документы" по поз N 6 указана Номинальная длина трубки иглы, мм - 40.".
Частью 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе..." установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Материалами дела установлено, что "Описание объекта закупки", сформированное без использования ЕИС, содержит информацию отличную от информации, содержащейся в извещении об осуществлении закупки, сформированном с использованием ЕИС (В части характеристики "Номинальной длины трубки иглы, мм - <40". В файле "Описание объекта закупки", по позиции N6 указано следующее - "Номинальная длина трубки иглы, мм - 40").
Заказчик в письменном мнении, представленном в материалы дела указал, что данное противоречие связано с технической ошибкой, допущенной при размещении.
Представитель уполномоченного учреждения на заседании Комиссии не отрицала факт допущенного нарушения при размещении извещения, указала, что к поставке требуется товар со значением характеристики < 40.
При таких обстоятельствах, уполномоченное учреждение при формировании и размещении извещения об осуществлении закупки в структурированной форме нарушило положения ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...",
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.07.2024 NИЭА1 на участие в закупке было подано 3 (три) заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки и законодательства РФ о контрактной системе, определен победитель.
Как подтверждается материалами дела, все участники в составе своих заявок по позиции 6 предложили к поставке товары со значением характеристики меньше 40.
В этой связи, учитывая, что выявленное Комиссией Курского УФАС России нарушение положения ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе..." не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленных нарушений не выдается.
По результатам внеплановой проверки Комиссией Курского УФАС России на данном этапе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в действиях (бездействиях) субъектов контроля иных нарушений ФЗ "О контрактной системе_" не выявлено.
Руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ВЕБ-Медикал" обоснованной в части нарушения уполномоченным учреждением - Областным казенным учреждением "Центр закупок Курской области" ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать уполномоченное учреждение - областное казенное учреждение "Центр закупок Курской области" нарушившим требования ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе...".
3. Предписание об устранении нарушений ч. 3 ст. 7 ФЗ "О контрактной системе..." не выдавать, в связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: <...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 8 июля 2024 г. N 046/06/42-416/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024