Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России) по контролю в сфере размещения заказов в составе: Председатель комиссии Кожемяко Н.А. Члены комиссии Кикичева Я.В. Гревцов В.А., рассмотрев дело N 061/06/50-2320/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком норм Федерального Закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при проведении запроса котировок в электронной форме N 0358200000224000551 "Оснащение (гигрометры) объекта капитального строительства "Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Областная детская клиническая больница" (реконструкция государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Областная детская клиническая больница". Строительство областного детского хирургического центра инновационных технологий на 280 коек)", в присутствии представителей Заказчика и представителей Заявителя,
УСТАНОВИЛА:
Жалоба ООО "Термотест" поступила в Ростовское УФАС России 02.07.2024 г. По мнению Заявителя, действия Заказчика при определении содержания извещения не соответствуют требованиям Закона о контрактной системе. Заказчик с доводами жалобы согласился, представил пояснения. Комиссия, по результатам рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки
установила
следующее. Заказчик 21.06.2024 г. разместил на официальном сайте www.zakupki.gov.ru в ЕИС и электронной торговой площадке АО "ЕЭТП" извещение о проведении запроса котировок в электронной форме N 0358200000224000551.
Предмет закупки - "Оснащение (гигрометры) 2024-13370 объекта капитального строительства "Государственное бюджетное учреждение Ростовской области "Областная детская клиническая больница" (реконструкция государственного бюджетного учреждения Ростовской области "Областная детская клиническая больница". Строительство областного детского хирургического центра инновационных технологий на 280 коек)" Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 1 564 090 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика от 03.07.2024 г. на участие в закупке подано две заявки. Контракт на момент рассмотрения жалобы не заключен.
1. Согласно доводу жалобы Заказчик в извещении о проведении закупки неправомерно
установил
запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236.
В рамках проводимой закупки закупаются гигрометры. Заказчиком применен КТРУ - 26.51.51.140-00000004 Согласно извещению о проведении закупки Заказчиком установлены:
- ограничения допуска: Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 г. "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. " 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- запрет: Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд", - условия допуска: Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018 г.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам 2024-13370 связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно пункту 2(1) Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно- аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав. Комиссия отмечает, что запрет, определенный п. 2 Постановления N1236, применяется исключительно в рамках выполнения контрактных обязательств, связанных с программным обеспечением и (или) правами на него, перечисленных в п. 2(1) Постановления N1236.
Аналогичная правовая позиция изложена в письме Минцифры России от 15.12.2022 NП11- 2-05-106-94501, письме Минфина России от 29.11.2022 N24-06-06/116710, судебных актах по арбитражному делу NА41-11503/2023.
С учетом факта отсутствия в извещении о проведении закупки требования об установке программного обеспечения и передаче прав на него вследствие поставки гигрометров, Комиссия Ростовского УФАС России приходит к выводу о нарушении Заказчиком ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе. 2024-13370 Довод жалобы признан обоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заказчик при описании объекта закупки неправомерно
установил
по позиции 2 и 3 требование "канальность 4" и "канальность
8".
По мнению Заявителя, достаточно 2 каналов - измерение температуры и влажности. Кроме того, по позициям 1-3 Заказчиком установлено требование о наличии у гигрометров функции "измерения точки росы". По мнению Заявителя, столь детализированное описание объекта закупки ограничивает возможность других производителей принять участие в закупке.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
На основании пп. а п. 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Согласно извещению Заказчиком установлено ограничение на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878.
Предметом поставки по контракту согласно описанию объекта закупки является "Гигрометр". В Каталог товаров, работ, услуг среди прочих включена позиция N 26.51.51.140-00000004 "Гигрометр" (обязательное применение с 10.07.2024 года - бессрочно), которая содержит характеристики товара. 2024-13370 Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что при формировании описания объекта закупки Заказчиком использована позиция КТРУ 26.51.51.140-00000004, содержащая в том числе, следующие характеристики:
- канальность: 2,
1,
4 и
8 (выбор одного), - наличие функции измерения точки росы: да или нет (выбор одного). Довод жалобы не обоснован.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728, в соответствии с ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об отмене протокола от 03.07.2024 г., внесении изменений в извещение о проведении закупки в соответствии с требованиями законодательства РФ о контрактной системе и настоящего решения, продлении срока подачи заявок в соответствии с ч. 4 ст. 42 Закона о контрактной системе, продолжении закупки.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч. 9 ст. 106 Закона о контрактной системе решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Н.А. Кожемяко Члены комиссии: Я.В. Кикичева В.А. Гревцов Исп.Кикичева Я.В. тел.(863) 240-89-60 вн.061-153 2024-13370
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 5 июля 2024 г. N 061/06/50-2320/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024