Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее - Ростовское УФАС России, Комиссия) по контролю соблюдения законодательства в сфере закупок в составе:
Председатель Комиссии: С.А. Евстратова,
Члены Комиссии: А.С. Вишнякова, А.А. Вертий, рассмотрев дело N061/06/42-2301/2024 по жалобе Заявителя о нарушении Заказчиком при проведении электронного аукциона N0158300044824000196 "Поставка оборудования для актового зала для оснащения объекта: "Строительство средней школы на 1340 мест в г.Батайск, район Авиагородок, 44А" (далее - аукцион) норм Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), путем использования системы видеоконференц-связи (ВКС), в присутствии представителя Заказчика - Землянской Е.Я. (доверенность от 01.07.2024), Яковлевой М.Ю. (доверенность от 04.06.2024), Уполномоченного органа - Щербина Е.А. (доверенность от 20.10.2020), в отсутствие Заявителя, уведомленного надлежащим образом (ходатайств не поступало),
УСТАНОВИЛА:
В Ростовское УФАС России поступила жалоба ИП Пономарева М.Д. на действия МБОУ Средняя общеобразовательная школа N15 при разработке извещения к электронному аукциону. 2024-13387 Заказчик в возражениях на жалобу:
-отрицал нарушения Закона в действиях Заказчика;
-представил пояснения по доводу жалобы.
В соответствии с ч.ч.1,3 ст.99 Закона, в ходе рассмотрения дела установлено следующее. Извещение об осуществлении закупки размещено Уполномоченным органом в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru 20.06.2024, согласно которому:
-установлены дата и время окончания подачи заявок -28.06.2024 08:00 (МСК);
-начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) составила 19 169 945, 00 рублей.
1.Согласно доводам жалобы, установленные описанием объекта закупки требования к закупаемым товарам являются избыточными и приводят к ограничению конкуренции. В частности, Заявитель указывает на следующее:
-Заказчиком не применены обязательные позиции Каталога товаров, работ и услуг 26.40.31.190- 00000012 "Акустическая система", 26.40.31.190-00000030 "Радиосистема".
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Во исполнение ч.6 ст.23 Закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила). Пункт 4 Правил закрепляет, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"и" п.10 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
На основании подпункта "д" пункта 10 Правил формирования каталога код вида медицинского изделия указывается в справочной информации, включенной в позицию каталога, которая не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Закона и не включена в перечень информации, подлежащей в соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога обязательному использованию заказчиком при осуществлении закупки. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно извещению, закупке подлежат, в том числе:
-система звуковоспроизведения (тип 1-5), код ОКПД2 26.40.51.000 "Части и принадлежности звукового и видеооборудования".
-профессиональная аудио радиосистема (тип 1,2), код ОКПД2 26.40.51.000 "Части и принадлежности звукового и видеоооборудования. В описание объекта закупки включен следующий набор характеристик: минимальная частота, максимальная частота, максимальный уровень звукового давления, угол раскрытия горизонтальный, угол раскрытия вертикальный, ширина, высота, глубина, материал корпуса, вес и т. д. 2024-13387 2 Каталог товаров, работ, услуг (далее - КТРУ) содержит, например, позиции 26.40.31.190- 00000012 "Акустическая система", 26.40.31.190-00000030 "Радиосистема" с датами начала обязательного применения 10.02.2024, 28.12.2023 и кодом ОКПД2 26.40.31.190 "Аппаратура для воспроизведения звука прочая". Соответствующие позиции содержат выбор обязательных и необязательных для применения характеристик, таких как: вид, вес, высота, глубина, ширина, максимальная воспроизводимая частота, максимальное звуковое давление, материал корпуса, минимальная воспроизводимая частота, углы раскрытия и т. д.
Таким образом, вышеуказанные позиции КТРУ соответствует приобретаемому Заказчиком оборудованию и его характеристикам. Применение п.7 Правил возможно в ситуации, когда отсутствует в каталоге код закупаемого товара как таковой. Иное толкование по своей сути исключит целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленная потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать ее характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения. Кроме того, отсутствие в соответствующей позиции КТРУ необходимых Заказчику требований к характеристикам товара, не свидетельствует о несоответствии такой позиции КТРУ закупаемому оборудованию и возможности её не использовать при описании объекта закупки. Аналогичная позиция изложена в судебных актах по делам NА27-22669/2022, NА07- 18605/2022, NА23-6210/2022, NА60-45140/2022, NА27-8802/2022, NА28-5477/2022, NА83- 17416/2023, NА40-230837/2023, NА40-230806/2023.
Следует отметить, что код позиции КТРУ 26.40.31.190-00000012, 26.40.31.190-00000030 предусматривает ряд характеристик, обязательных для включения в описание объекта закупки, что наряду с примененным национальным режимом в соответствии с положениями Постановления N878 исключает право Заказчика устанавливать дополнительные характеристики требуемых к поставке товаров. Кроме того, Заказчиком включены в описание объекта закупки следующие товары: "Батарейка щелочная АА", "Батарейка щелочная ААА", тип элемента питания и размер которых соответствуют позиции КТРУ 27.20.11.000-0000006.
На основании изложенного, с целью нивелирования положений Постановления N878 Заказчиком без учета описания позиций КТРУ, назначения товара произведено описание объекта закупки.
Таким образом, при формировании извещения Заказчиком не использованы обязательные для применения позиции КТРУ, соответствующая объекту закупки. Указанные действия Заказчика не соответствуют ч.6 ст.23 Закона. Довод жалобы признан обоснованным. При этом, Комиссией отмечено, что помимо прочего Заказчиком закупаются различные по своим видам кабели, которые включены в Постановление Правительства РФ от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с кодом ОКПД2 27.32 и с учетом положения постановления не могут быть включены в лот совместно с товарами, не включенными в перечень.
2.Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком нарушены требования действующего законодательства при определении начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч.3 ст.99 Закона, контрольный орган в сфере закупок не наделен полномочиями по контролю за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п.3 ч.8 ст.99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного ч.10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены 2024-13387 3 контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги. При указанных обстоятельствах контроль за определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Ростовского УФАС России, в связи с чем, указанный довод Заявителя не подлежит рассмотрению.
3.Заявитель полагает, что Заказчиком неправомерно не установлен объем услуг по монтажу, в том числе, его стоимость и сроки. Указанное, по мнению Заявителя, приводит к невозможности подачи ценового предложения и ограничению конкуренции.
В соответствии с п.1 ч.2 ст.42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Часть 2 статьи 33 Закона установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.4 ст.33 Закона требования к гарантии качества товара, работы, услуги, а также требования к гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает требования к гарантийному сроку товара и (или) объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. Заказчиком в извещении установлены требования к осуществлению монтажа товара и пуско- наладочных работ в соответствии с ч.4 ст.33 Закона. Извещением об осуществлении закупки и проектом контракта определено место поставки товаров, установлено, что цена контракта включает в себя: стоимость товара, расходы, связанные с доставкой, разгрузкой - погрузкой, размещением в местах хранения Заказчика, наладкой и монтажом поставляемого товара, а также иные расходы, связанные с исполнением контракта. Как подтверждается материалами дела, начальная (максимальная) цена контракта определена на основании 3-х коммерческих предложений. С учетом вышеизложенного, Комиссия Ростовского УФАС России не усматривает нарушений Закона в действиях Заказчика в рассматриваемой части и отмечает, что Заказчиком даны разъяснения положений извещения от 13.06.2024, 14.06.2024 по доводу, изложенному в жалобе.
4.Заявитель указывает на необходимость выявления в действиях Заказчика нарушения Закона в случае отмены определения поставщика. С учетом положений п.1 ч.2 ст.36 Закона заказчик вправе отменить закупку с учетом требований, предусмотренных настоящей статьей. По истечении сроков, предусмотренных настоящей статьей, и до заключения контракта заказчик вправе отменить закупку только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. При проведении электронных процедур:
1) заказчик не позднее чем за один рабочий день до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке формирует с использованием единой информационной системы извещение об отмене закупки, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает его в единой информационной системе. С момента размещения указанного извещения в единой информационной системе закупка считается отмененной. 2024-13387 4 Комиссией Ростовского УФАС России установлено, что Заказчиком не реализовано предусмотренное ст.36 Закона право на отмену закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) от 02.07.2024 по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки на участие в закупке, аукцион признан несостоявшимся.
В силу изложенного, довод жалобы не подлежит рассмотрению. В рамках проведения в соответствии с ч.15 ст.99 Закона внеплановой проверки Комиссией Ростовского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с ч.3 ст.96 Закона, исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона.
В силу ч.1 ст.45 Закона Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают независимые гарантии, выданные:
1) банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи;
2) государственной корпорацией развития "ВЭБ.РФ";
3) фондами содействия кредитованию (гарантийными фондами, фондами поручительств), являющимися участниками национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 24 июля 2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - региональные гарантийные организации), соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.7 настоящей статьи (при осуществлении закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона);
4) Евразийским банком развития (если участник закупки является юридическим лицом, зарегистрированным на территории государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, или физическим лицом, являющимся гражданином государства - члена Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации).
Согласно электронной версии извещения, исполнение контракта может обеспечиваться: предоставлением независимой гарантией, соответствующей требованиям ст.45 44-ФЗ.
При этом, сформированные требования к обеспечению исполнения контракта в разделе 7 проекта контракта (п.7.3) ограничивают право участников закупки в предоставлении обеспечения исполнения контракта в виде независимой гарантии, выданной исключительно банком:
-"Исполнение контракта может обеспечиваться одним из следующих способов: предоставлением независимой гарантии, выданной банком..." Таким образом, требования к независимой гарантии сформулированы Заказчиком в нарушение ч.3 ст.96 Закона.
На основании Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. N728, в соответствии с ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Закона,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Заявителя частично обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим ч.6 ст.23, ч.3 ст.96 Закона. 2024-13387 5 3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений путем отмены сформированных протоколов, аннулировании спорной закупки.
4. Рассмотреть вопрос о привлечении виновного должностного лица Заказчика к административной ответственности.
В силу ч.9 ст.106 Закона решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии С.А. Евстратова Члены комиссии: А.С. Вишнякова А.А. Вертий Исп.Вертий А.А. тел.(863) 240-86-88, вн.061-132 2024-13387 6
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 3 июля 2024 г. N 061/06/42-2301/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024