Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по контролю законодательства о контрактной системе в сфере закупок, рассмотрению информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Комиссия Томского УФАС России, Комиссия) в составе: председателя комиссии: А.
- руководителя управления; членов комиссии: С.
- начальника отдела контроля органов власти и торгов; К.
- специалиста 1 разряда отдела контроля органов власти и торгов; при проведении в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) внеплановой проверки внеплановой проверки ОСФР по Томской области (далее - Заказчик) при осуществлении открытого конкурса "Выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2024 году" (извещение N 0265100000223000335), 2
УСТАНОВИЛА:
В Томское УФАС России поступило поручение заместителя руководителя ФАС России П.И.Иванова от 17.06.2024 исх.NПИ/52198/24 (вх. N 4985-ЭП/24 от 18.06.2024) о проведении контрольных мероприятий в отношении ОСФР по Томской области на предмет наличия нарушений положений Закона о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с подпунктом "а" пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Томского УФАС России
установила
следующее. Извещение N0265100000223000335 о проведении закупки размещено на Официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Официальный сайт, ЕИС) 05.12.2023.
Цена контракта: 137 310 921,27 руб. Предмет закупки: Выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2024 году.
Согласно пункта 1 Извещения организатором закупки было определено Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области. При этом, государственными Заказчиками выступают: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области; Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай; Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области; Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области; Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области; Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю. На момент проведения внеплановой проверки заключены Контракты:
- N ГК-2000-1318/23 от 11.01.2024 между Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области и АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие";
- N б/н от 15.01.2024 между Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области и АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие";
- N б/н от 11.01.2024 между Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай с АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие";
- N 02651000002230003350001 от 12.01.2024 между Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю и АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие";
- N б/н от 10.01.2024 между Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области и АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие"; 3 - N 0265100000223000335 от 17.01.2024 между Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области и АО "Московское протезно-ортопедическое предприятие"; Согласно части 1 статьи 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям названного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (часть 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона.
В соответствии с п. п. 2 - 3 ч. 1 ст. 25 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки одних и тех же товаров, работ, услуг допускается проведение совместного конкурса или аукциона на основании заключенного в соответствии с настоящей статьей соглашения о проведении совместного конкурса или аукциона (далее в настоящей статье - соглашение). При проведении совместного конкурса или аукциона применяются положения настоящего Федерального закона о проведении конкурсов, аукционов с учетом следующих особенностей:
- извещение об осуществлении закупки, приглашение должны содержать начальную (максимальную) цену каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса или аукциона, и сумму таких начальных (максимальных) цен, а в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона, - начальную цену единицы товара, работы, услуги, а также начальную сумму цен указанных единиц и максимальное значение цены каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса или аукциона;
- участник закупки в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для подачи предложения о цене контракта, подает предложение о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса или аукциона, предусматривающее снижение определенной в соответствии с п. 2 настоящей части суммы начальных (максимальных) цен всех таких контрактов. В случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона, участник закупки подает предложение о сумме цен единиц товара, работы, услуги. 4 Согласно пункту 4 части 1 статьи 25 Закона о контрактной системе контракт по результатам проведения совместного конкурса или аукциона заключается каждой стороной соглашения в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе. Цена контракта определяется путем уменьшения начальной (максимальной) цены соответствующего контракта пропорционально предложенному участником закупки снижению суммы начальных (максимальных) цен всех контрактов. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона о контрактной системе, в проект каждого контракта включается максимальное значение цены соответствующего контракта, а также цена единицы товара, работы, услуги, которая определяется путем уменьшения начальной цены такой единицы пропорционально снижению начальной суммы цен указанных единиц, предложенному участником закупки, с которым заключается контракт. Положения названной нормы обеспечивают баланс между эффективным и рациональным использованием средств при проведении конкурсов и аукционов, в том числе сокращением издержек на их проведение, и воспрепятствованием необоснованному ограничению числа участников закупок. При проведении совместных закупок заказчики должны учитывать не только однородность приобретаемых товаров (работ, услуг), но и обеспечить конкурентность проводимых закупок (пункты 3 и 4 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017).
В силу ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе, под открытым конкурсом в электронной форме (далее - электронный конкурс) понимается конкурентный способ определения поставщиков, при котором победителем электронной процедуры признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта, и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. 5 При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта;
6) перечень дополнительных требований к извещению об осуществлении закупки, участникам закупок, содержанию заявок на участие в закупках при осуществлении закупок:
а) на оказание услуг специализированного депозитария и доверительного управления средствами пенсионных накоплений, установленных в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";
б) на оказание услуг специализированного депозитария, оказываемых уполномоченному федеральному органу, и доверительного управления, установленных в соответствии со статьей 24 Федерального закона от 20 августа 2004 года N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих";
в) на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, установленных федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным 6 показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться, в том числе следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержаться, в том числе, критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Пунктом 16 "Критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости критериев" извещения установлено, что Оценка заявок на участие в электронном конкурсе осуществляется в соответствии с 7 Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации". Оценка заявок на участие в электронном конкурсе осуществляется с использованием следующих критериев оценки заявок:
а) цена государственного контракта;
б) квалификация участников закупки. Величины значимости критериев оценки, выраженная в процентах:
а) цена государственного контракта - 60%;
б) квалификация участников закупки - 40%.
Сумма величин значимости всех критериев оценки составляет 100%.
Согласно пункта 2.5 Технического задания Исполнитель обязан осуществлять прием Получателей по всем вопросам изготовления и выдачи Изделий, выполнения гарантийного ремонта Изделий по месту нахождения пункта (пунктов) приема и гарантийного обслуживания, организованных Исполнителем на территории 6 субъектов Российской Федерации с момента заключения государственного контракта. Количество пунктов приема указано в Приложении N 1. Пункт (пункты) приема должны обеспечивать прием Получателей не менее 5 (пяти) дней в неделю, не менее 40 часов в неделю, при этом, время работы пункта (пунктов) приема должно попадать в интервал:
- с 08:00 до 18:00 по местному времени для: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области; Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Алтай; Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Новосибирской области; Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Омской области;
- с 08:00 до 22:00 по местному времени для: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тюменской области; Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю. В пункте (пунктах) приема Получателям должны быть предоставлены образцы-эталоны Изделий, утвержденные медико-технической комиссией Исполнителя. 8 Не позднее 15 (пятнадцати) рабочих дней с момента заключения контракта Исполнитель должен предоставить Заказчику информацию об адресе пункта (пунктов) приема, графике работы пункта (пунктов), контактном телефоне. Не позднее 7 (семи) рабочих дней с момента заключения контракта Исполнитель передает Заказчику надлежащим образом заверенные копии паспортов (иных документов), содержащих сведения о сроке службы Изделий. Не позднее 7 (семи) рабочих дней с момента заключения контракта Исполнитель передает Заказчику надлежащим образом заверенную копию акта медико-технической комиссии Исполнителя, утверждающего образцы-эталоны Изделий. При работе с Получателями обеспечить соблюдение рекомендаций и санитарно-эпидемиологических требований Роспотребнадзора и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при возникновении неблагоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки, в том числе в период распространении новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Проанализировав извещение и Техническое задание Комиссия Томского УФАС России приходит к выводу, что проведение совместных закупок на выполнение работ заказчиками, расположенными в разных субъектах Российской Федерации, не связанных между собой ни территориально, ни единым технологическим процессом, ограничивает количество участников закупки, в том числе из числа субъектов малого и среднего бизнеса, работающих в данном сегменте рынка, и не позволяет им принять участие в данных торгах, поскольку такое объединение приводит к увеличению объема выполняемых работ, начальной (максимальной) цены контракта, а также поскольку данные лица в течение непродолжительного срока после заключения контракта должны обеспечить наличие необходимого количества оборудованных и укомплектованных специалистами пунктов приема и выдачи ортопедической обуви сразу в 6 субъектах Российской Федерации. Кроме этого, на территории Российской Федерации имеется свыше 1 400 поставщиков ортопедической обуви в разных регионах, ни один из которых (кроме ФГУП "МПОП"), не имеет филиалов по всей стране; в тоже время в каждом отдельно взятом регионе работает большое количество потенциальных поставщиков ортопедической продукции, имеющих возможность обеспечения изготовления ортопедической обуви на его территории. Данная позиция подтверждается Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирскго округа от 16.10.2023 по делу NА67-9142/2021.
Ввиду вышеизложенного, Комиссия Томского УФАС России усматривает в действиях организатора закупки - Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Томской области, закупающих в рамках одной закупки одноименные товары для различных заказчиков, удаленных друг от друга нарушения статьи 8 Закона о контрактной системе. Поскольку по результатам закупки контракт заключен и находится в стадии исполнения, правовые основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений у Комиссии Томского УФАС России отсутствуют. 9 Учитывая изложенное, руководствуясь подпунктом "б" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия,
РЕШИЛА:
1. По результатам проведения внеплановой проверки в действиях ОСФР по Томской области (далее - Заказчик) при осуществлении открытого конкурса "Выполнение работ по изготовлению ортопедической обуви для инвалидов в 2024 году" (извещение N 0265100000223000335) выявлено нарушение статьи 8 Закона о контрактной системе.
2. Предписание не выдавать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
2024-4961
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от 5 июля 2024 г. N 070/10/99-604/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024