Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок, созданная приказом Коми УФАС России от 03.11.2022 N 156 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок", в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Растегаевой А.Д. - специалиста - эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста - эксперта отдела контроля закупок 2 управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев жалобу "БРОКЕР ГРУПП" (далее - ООО "БРОКЕР ГРУПП") от 27.06.2024 вх. от 28.06.2024 N 6442/24 на действия заказчика - территориального орган администрации муниципального образования городского округа "Усинск" - администрация села Усть-Уса (далее - Администрация с. Усть-Уса ГО "Усинск") при осуществлении уполномоченным органом Финансовым управлением администрации муниципального образования городского округа "Усинск" (далее - Финансовое управление Администрации МО ГО "Усинск") закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту и восстановлению источников наружного противопожарного водоснабжения в д. Новикбож, 2024 год, город Усинск, Республика Коми", извещение N 0307300041524000040 (далее - жалоба, электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми поступила жалоба ООО "БРОКЕР ГРУПП" от 27.06.2024 на действия заказчика при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту и восстановлению источников наружного противопожарного водоснабжения в д. Новикбож, 2024 год, город Усинск, Республика Коми путем проведения электронного аукциона, извещение N 0307300041524000040 (далее - закупка). Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в связи с чем принята Коми УФАС России к рассмотрению. ООО "БРОКЕР ГРУПП", Администрация с. Усть-Уса ГО "Усинск", Финансовое управление Администрации МО ГО "Усинск", акционерное общество "Сбербанк-АСТ" (далее - АО "Сбербанк-АСТ", оператор электронной торговой площадки) надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы извещены. Администрацией с. Усть-Уса ГО "Усинск", Финансовым управлением Администрации МО ГО "Усинск" в материалы жалобы представлены отзывы на жалобу и запрашиваемые копии документов, а также ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие своих представителей (письма вх. от 02.207.2024 N 6529-эп/24 и от 03.07.2024 N 6609-эп/24. Оператором электронной торговой площадки письмом от 01.07.2024 (вх. от 01.07.2024 N 6509-эп/24) в материалы жалобы представлены запрашиваемые сведения. ООО "БРОКЕР ГРУПП" дополнительная письменная информация и копии документов не направлялись. С учетом законодательно установленных сроков рассмотрения жалобы, отсутствие представителей сторон не препятствует рассмотрению жалобы и проведению внеплановой проверки. По мнению заявителя, заказчиком неправомерно не установлено в извещении о проведении электронного аукциона требование в соответствии с п.15 ст.12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" о наличии лицензии на выполняемый вид работ в качестве подтверждения соответствия участников требованиям закупки (далее - Закон о лицензировании). Просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку и выдать предписание об устранении допущенного нарушения. Заказчик и уполномоченный орган с доводами жалобы не согласны, просили 3 признать жалобу необоснованной. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы жалобы, ознакомившись с извещением о проведении электронного аукциона, электронными документами, содержащимися при указанном извещении, пришла к нижеследующим выводам. 20.06.2024 уполномоченным органом в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0307300041524000040.
В соответствии с извещением: Объект закупки: выполнение работ по ремонту и восстановлению источников наружного противопожарного водоснабжения в д.Новикбож, 2024 год, город Усинск, Республика Коми. Начальная (максимальная) цена контракта составила - 8600000.00 руб. Закупка проводилась не в рамках реализации национальных (федеральных) проектов.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу частей 1, 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс);
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион);
3) запрос котировок в электронной форме (далее - электронный запрос котировок). Частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе установлено, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего 4 Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования). Исходя из пункта 1 части 1 статьи 31 Закона, при применении конкурентных способов в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона, заказчик устанавливает, в том числе следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Закона о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований данного Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 8 Закона о лицензировании лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 15 статьи 12 Закона о лицензировании Правительством Российской Федерации утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - постановление Правительства N 1128) определен перечень работ и услуг, входящих в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень), осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Согласно Перечню, к работам и услугам, входящим в деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности 5 зданий и сооружений отнесены, в том числе монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. Пунктом 6 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" дается следующее понятие: здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно- технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных. В пункте 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384- ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" указано, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций, и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.
В соответствии с описанием объекта закупки, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона заказчику в рамках настоящей закупки необходимо закупить следующие работы: Выемка грунта, Демонтаж резервуара, устройство нижнего перегруза из железобетонных плит, Испытания резервуара, Монтаж резервуара V= 65-м, Устройство металлического, каркаса- рамы (обвязка), Изоляция базальтовыми плитами, Устройство верхнего пригруза из железобетонных плит, Засыпка грунтом и прослойное тромбование, Планировка территории, Устройство горловины, Установка фланца (пожарного), Установка водозаборной трубы, Утепление водозаборной горловины (D= 100 ), Обустройство люка, Монтаж внутренней металлической лестницы, Обустройство утепленного деревянного короба для горловин резервуара деревянного с крышкой, Покраска короба краской, Установка таблички с указанием N ПВ и объем установленных емкостей (0,5-м х 0,5-м), Наполнение емкостей водой. Закупаемые заказчиком работы не являются работами по текущему ремонту зданий, сооружений. В рассматриваемом случае Комиссия Коми УФАС России приходит к выводу, что при выполнении работ по контракту исполнителем должно быть отремонтировано и восстановлено оборудование входящее в состав системы противопожарного водоснабжения - резервуар пожарного водоема. Из определений "здание" и "сооружение" не следует, что емкость подземная, а именно резервуар является зданием или сооружением. В связи с чем, при исполнении закупаемых работ нет необходимости привлекать квалифицированный персонал и иметь необходимую материальную базу - помещения, оборудование, технические устройства. Следовательно не требуется и наличие соответствующей лицензии у участника закупки на выполнение работ по по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
В силу ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. Из анализа главы 6 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителе 6 лежит обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов. Заявителем не представлено доказательств обоснованности своих доводов касаемо неправомерного неустановления заказчиком требования о наличии у участника закупки лицензии соответствующей видам закупаемых работ.
Согласно сведениям ЕИС на участие в закупке было подано три заявки, все три заявки признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона. По мнению Комиссии Коми УФАС России, какие либо ограничения на участие в закупке заказчиком не устанавливались, цель закупки достигнута, выявлен потенциальный подрядчик по закупке с предложением цены ниже начальной максимальной цены контракта. По результатам проведения Комиссией Коми УФАС России внеплановой проверки нарушения Закона о контрактной системе не выявлены.
В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей). По части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе, предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения предписания, представления, предусмотренных настоящей статьей. В связи с неподтверждением в действиях заказчика нарушений законодательства о контрактной системе, основания для выдачи предписания у Комиссии Коми УФАС России отсутствуют. С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" признать необоснованной.
2. По результатам проведения внеплановой проверки по жалобе ООО "БРОКЕР ГРУПП" нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены. 7 3. С учетом пунктов 1,2 резолютивной части решения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе выдаче не подлежит.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: А.Д. Растегаева Н.В. Сандул
2024-4482
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 4 июля 2024 г. N 011/06/49-550/2024 (ключевые темы: брокер - участники закупок - электронный аукцион - техническое обслуживание - противопожарное водоснабжение)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024