Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная Приказом Коми УФАС России от 15.03.2023 N 26 в составе: Дейберт О.И.-Врио руководителя Управления, председателя Комиссии; Скоблик Г.Н.- специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии; Сандул Н.В.- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района "Прилузский", ОГРН: 1121109001012, ИНН:1112007461, (далее сокращенно- УСИЖКХ Администрации МР "Прилузский") N 080730000080000007 от 03.07.2024 (вх. 03.07.2024 N 6618/24) о включении информации об Обществе с ограниченной ответственностью "Катет" (ОГРН: 1243400000029, ИНН: 3460085432) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 01073000189240000230001 от 17.05.2024 на "Восстановление и нанесение вновь горизонтальной дорожной разметки на дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального района "Прилузский" Республики Коми в 2024 году", закупка по извещению о проведении электронного аукциона от 16.04.2024 N 0107300018924000023, в отсутствие сторон,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 2 государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе от УСИЖКХ Администрации МР "Прилузский" поступило обращение N 080730000080000007 от 03.07.2024 (вх. 03.07.2024 N 6618/24) о включении информации об ООО "Катет" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 01073000189240000230001 от 17.05.2024 на "Восстановление и нанесение вновь горизонтальной дорожной разметки на дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального района "Прилузский" Республики Коми в 2024 году", закупка по извещению от 16.04.2024 N 0107300018924000023.
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе 3 рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе. УСИЖКХ Администрации МР "Прилузский", ООО "Катет" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены. Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1. статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе.
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 части 12.1. автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1. считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно частям 13, 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 4 Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 статьи 95 Закона о контрактной системе. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). 2.
Между УСИЖКХ Администрации МР "Прилузский" и ООО "Катет" по результатам осуществления закупки путем проведения электронного аукциона, извещение от 16.04.2024 N 0107300018924000023, был заключен муниципальный контракт N 01073000189240000230001 от 17.05.2024, по условиям которого Подрядчик обязуется выполнить работы по восстановлению и нанесению вновь горизонтальной дорожной разметки на дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального района "Прилузский" Республики Коми в 2024 году в соответствии с техническим заданием (Приложение к контракту), сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить ее, пункты 1.1, 1.2 контракта.
Согласно пункту 2.2. контракта цена контракта составляет 1 402 500 (Один миллион четыреста две тысячи пятьсот) рублей 00 копеек, НДС не облагается. Разделом III контракта (пункты 3.1, 3.2) определены срок выполнения работ:
- начало работ: с даты заключения муниципального контракта;
- окончание работ: по 31 июля 2024 года; и место выполнения работ: Республика Коми, муниципальный район "Прилузский", согласно Приложению к контракту. Обязанности подрядчика установлены пунктами 5.2.1-5.2.13 контракта и включают в том числе следующие положения: "5.2.1.
Произвести работы в полном объеме и в установленные сроки. 5.2.2.
Обеспечить своевременное устранение недостатков и дефектов, выявленных при приемке работ, в течение гарантийного срока эксплуатации объекта. 5.2.3.
Исправлять дефекты, недостатки, выявленные Заказчиком, за свой счет в установленные сроки. 5.2.4.
Обеспечить в ходе выполнения работ необходимые мероприятия по технике безопасности, по соблюдению норм экологической безопасности, пожарной безопасности и других норм безопасности, содержать за свой счет охрану объекта, материалов, оборудования, другого имущества, необходимого на ремонтной площадке, ремонтируемых сооружений, стоянки ремонтной техники и ограждений мест производства работ с момента 5 начала выполнения работ до подписания акта приемки объекта в эксплуатацию. 5.2.5.
Подрядчик обязан при сдаче работ на объекте предоставить учетную документацию... 5.2.8.
Подрядчик не вправе отступать от технических решений, предусмотренных Контрактом, проводить замену материалов, оборудования, видов и объемов работ. При исполнении Контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Федерального закона N 44-ФЗ) по согласованию с Заказчиком допускается выполнение работы, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в Контракте. 5.2.9.
Допускать представителей "Заказчика" в любое время для проверки выполнения настоящего муниципального Контракта и качества работ, предоставлять "Заказчику" необходимую информацию... 5.2.13.
Выполнять иные обязанности, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации." Права подрядчика определены пунктами 5.1.1-5.1.4 контракта. Права и обязанности заказчика установлены пунктами 4.1.1-4.2.4 контракта. Порядок сдачи и приемки результатов работ определен Разделом VI контракта.
Согласно пунктам 6.1, 6.2, 6.4 контракта для проведения приемки фактически выполненных работ Подрядчик в течение 2 (двух) рабочих дней с момента завершения работ должен письменно уведомить Заказчика о готовности к сдаче выполненных работ, с приложением оригиналов оформленной отчетной и исполнительной документации в соответствии с п. 5.2.5. контракта. В течение 5 (пяти) рабочих дней с момента получения письменного уведомления Подрядчика о готовности к сдаче выполненных работ и документов, указанных в пункте 6.1. Контракта, Заказчик проводит экспертизу результатов исполнения обязательств. Приемка выполненных работ осуществляется Заказчиком после проведения экспертизы исполнения обязательств Подрядчиком. Датой выполнения работ считается дата подписания Сторонами акта о приемке выполненных работ, пункт 6.12 контракта. Расторжение контракта (пункт 12.1 контракта) допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
3. В ходе рассмотрения Комиссией Коми УФАС России обращения установлено, что 18.06.2024 за N 136 заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Причиной одностороннего отказа от исполнения контракта заказчик указал на невыполнение заявки N 129 от 11.06.2024, направленной по адресу электронной почты подрядчика, в соответствии с пунктом 4.1.1 контракта. "4.1 Заказчик вправе: 4.1.1.
Направить в адрес Подрядчика заявку на выполнение работ, которая должна содержать: сроки начала выполнения работ по каждому объекту, с указанием адреса выполнения работ; сроки окончания выполнения работ по каждому объекту". В заявке N 129 от 11.06.2024 заказчик просит нанести дорожную разметку на следующих автомобильных дорогах: 6 "Подъезд к д. Оброчная, д. Беляевская - д.Загарская-д.Оброчная, д. Остаповская - с. Объячево, по с. Читаево:
с. Читаево - д. Березники, по д. Березники:
д. Березники - д. Векшор; по д. Векшор; по с. Ношуль:
с. Ношуль - пст. Чекша, по пст .Чекша, по д. Малая Беберка, подъезд к м. Прислон, подъезд к д. Ракинская, по д. Ракинская, подъезд к д. Архиповка, по д. Архиповка, подъезд к с. Мутница, по д. Гостиногорка, д. Гостиногорка - д. Осиновка,по д. Осиновка, подъезд к д. Талица, по д. Талица, по пст. Коржинский,"Гостиногорка-Поромшор" в том числе: по д. Гостиногорка, д. Гостиногорка - д. Поромшор, по д. Поромшор, подъезд к д. Урнышевская, подъезд к хлебозаводу, подъезд к ГБУЗ "Прилузская ЦРБ" от автомобильной дороги "Остаповская - Объячево", подъезд к пст. Кыддзявидзъ, подъезд к садово-огородническому обществу "Ожин". Ответ о результатах рассмотрения заявки, о сроках начала проведения работ по состоянию на 18.06.2024 заказчику не поступал. Заказчик не смог связаться по контактному номеру телефона, указанному в контракте. Пункт 4.1.3 контракта устанавливает положение о том, что если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению контракта или выполняет работу, предусмотренную пунктом 1.1. контракта настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, то Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта и потребовать возмещения убытков. В решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта указано, что отсутствие горизонтальной дорожной разметки на дорожном покрытии является нарушением законодательства в области безопасности дорожного движения и требует принятия мер по недопущению Со ссылкой на пункты 1, 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (статья 523 ГК РФ: односторонний отказ от исполнения договора поставки), ч.9 статьи 95 Закон о контрактной системе, пункты 12.1, 12.2 контракта заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 01073000189240000230001 от 17.05.2024. 3.
Решение заказчика 18.06.2024 за N 136 от об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС 18.06.2024, получено подрядчиком 18.06.2024.
Согласно пункту 17.1. контракта контракт, вступает в силу с даты заключения муниципального контракта и действует до 31.07.2024 года, а в части оплаты до полного исполнения сторонами взаимных обязательств.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. Десятый день с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату 28.06.2024 (пятница); день вступления решения в силу выпадает на нерабочий день, 29.06.2024, суббота, и переносится на 01.07.2024 (понедельник) 7 Таким образом, в соответствии частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика от 18.06.2024 за N 136 об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 01073000189240000230001 от 17.05.2024 следует считать дату 01.07.2024. 4.
Изучив представленные документы; информацию, размещенную в ЕИС; Комиссия Коми УФАС России приходит к следующему.
Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. При этом, участие лиц в государственных и муниципальных закупках, проводимых в рамках Федерального закона N 44-ФЗ, является добровольным, следовательно, прежде чем подать заявку на участие в такой закупке и принять участие в ее проведении, лицо должно оценить свои возможности по исполнению контракта, а также проанализировать наличие у него необходимых ресурсов для исполнения контракта, в случае, если данное лицо будет признано победителем закупки. Комиссия Коми УФАС России, исследовав обстоятельства дела, приходит к выводу о виновности участника закупки в ненадлежащем исполнении своих обязательств, предусмотренных контрактом, о недобросовестном характере его поведения. Из пункта 1 статьи 401 ГК РФ следует, что лицо признается виновным в неисполнение обязательства, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, не приняло всех мер для надлежащего исполнения обязательства. Исходя из условий заключенного муниципального контракта N 01073000189240000230001 от 17.05.2024, подрядчику, ООО "Катет", надлежало в срок: с даты заключения муниципального контракта по 31 июля 2024 года выполнить работы по восстановлению и нанесению вновь горизонтальной дорожной разметки на дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального района "Прилузский" Республики Коми в 2024 году в соответствии с техническим заданием (Приложение к контракту), которое включает Ведомость объемов выполняемых работ, Номенклатуру дорожной разметки на автомобильных дорогах муниципального района "Прилузский" в 2024 году; технические характеристики работ, требования к качеству и к безопасности выполняемых работ. По состоянию на 18.06.2024 подрядчик к выполнению работ не приступал; сроки начала и окончания выполнения работ по каждому из объектов, указанных в заявке заказчика N 129 от 11.06.2024, не определены. Ответ на заявку заказчиком не получен. Комиссия Коми УФАС приходит к выводу, что у заказчика имелись основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 01073000189240000230001 от 17.05.2024.
ООО "Катет", подавая заявку на участие в аукционе, должно было оценить сроки выполнения работ; соответствие работ нормативным требованиям; учитывать необходимость согласования с ГИБДД схемы производства работ по нанесению разметки, особенности технологического процесса нанесения дорожной разметки; требования к качеству и безопасности работ; наличие бригад для выполнения работ; техники и разметочного материала; установленную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий контракта согласно Разделу 8 контракта. 8 Соответственно, Общество не проявило той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства. Пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Торгово-промышленной палатой РФ разработано "Положение о порядке свидетельствования Торгово-промышленной палатой Российской Федерации обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)" (приложение к постановлению Правления ТПП РФ от 23.12.2015 N 173-14), в соответствии с пунктом 1.3 которого к таким обстоятельствам относятся: стихийные бедствия (землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, диверсии, ограничения перевозок, запретительные меры государств, запрет торговых операций, в том числе с отдельными странами, вследствие принятия международных санкций и другие, не зависящие от воли сторон договора (контракта) обстоятельства. К обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены предпринимательские риски, такие как нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств, а также финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты, преступные действия неустановленных лиц, если условиями договора (контракта) прямо не предусмотрено иное, а также другие обстоятельства, которые стороны договорных отношений исключили из таковых. Доказательства, подтверждающие невозможность выполнения подрядных работ ввиду действия обстоятельств непреодолимой силы в материалы дела не представлено. После принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в течение регламентированного десятидневного срока (часть 13 статьи 95 Закона о контрактной системе) подрядчик также не приступил к выполнению работ. Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности 9 и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание поставщика недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для его включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139- О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13-П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целым и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния. При рассмотрении вопроса о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) антимонопольный орган не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет его добросовестности и направленности действия на фактическое исполнение контракта. Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам. 10 Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое неисполнение контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе. Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, лицо несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Федеральным законом N 44- ФЗ, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N 44-ФЗ.
Действуя в рамках заключения и исполнения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически-значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта. Доказательства, свидетельствующие о невозможности ООО "Катет" выполнить работы в соответствии с условиями контракта либо доказательства того, что невозможность исполнения контракта стала следствием непреодолимой силы, противоправных действий третьих лиц, ООО "Катет" не представлены, в Коми УФАС России отсутствуют. Наличие иных не зависящих от ООО "Катет" причин, препятствовавших ему надлежащим образом исполнить свои обязательства по контракту, в ходе рассмотрения обращения не установлено. Пунктом 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; 11 надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. Обстоятельств, указанных в пункте 15 Правил и исключающих внесение сведений об ООО "Катет" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссией Коми УФАС России не установлено. С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Включить представленную Управлением строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района "Прилузский", ОГРН: 1121109001012, ИНН:1112007461, информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Катет" (ОГРН: 1243400000029, ИНН: 3460085432), адрес юридического лица: 400119, Россия, Волгоградская область, г. Волгоград, ул. им. Карла Маркса, д.9, кв. 119, директор Орловская Зинаида Яковлевна (ИНН: 341300415805) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения муниципального контракта N 01073000189240000230001 от 17.05.2024 на "Восстановление и нанесение вновь горизонтальной дорожной разметки на дорогах общего пользования местного значения на территории муниципального района "Прилузский" Республики Коми в 2024 году", закупка по извещению от 16.04.2024 N 0107300018924000023, ИКЗ: 243111200746111120100100030014211244, сроком на два года. 2.
Датой включения информации в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Катет" (ОГРН: 1243400000029, ИНН: 3460085432) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - Управления строительства и жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района "Прилузский", ОГРН: 1121109001012, ИНН:1112007461, нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в Единой информационной системе, не установлено. 12 Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: Г .Н. Скоблик Н.В. Сандул
2024-4623
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 10 июля 2024 г. N РНП-11-135
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024