Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста-эксперта управления, члена Комиссии; Мокиенко А.А.- специалиста - эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Сыктывкарского лесного института (филиала) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет имени С.М. Кирова" (далее - СЛИ, заказчик) от 01.07.2024 N 030710001030000001 (вх. N 6542/24 от 01.07.2024) о включении информации об обществе с ограниченной ответственностью "НСТ" (далее - ООО "НСТ") в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 0372100031424000026 от 16.05.2024 на выполнение работ по ремонту аудитории 401 Здания СЛИ, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 39, заключенного с ООО "НСТ" по результатам закупки, осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме, извещение N 0372100031424000026, 2 при участии в заседании Комиссии:
- Жиделева С.Э., представителя СЛИ по доверенности от 01.07.2024;
- Карповой И.И., представителя СЛИ по доверенности от 29.04.2022,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также -реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе СЛИ в Коми УФАС России представлено обращение о включении информации об ООО "НСТ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта N 0372100031424000026 от 16.05.2024 на выполнение работ по ремонту аудитории 401 Здания СЛИ, расположенного по адресу: 3 Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 39 (далее - обращение).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона. СЛИ, ООО "НСТ" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены. Письмом от 05.07.2024 N 02-01-12/24 (вх. N 6694-эп/24 от 08.07.2024, N 6731/24 от 08.07.2024) СЛИ в материалы обращения представлена дополнительная информация и копии документов. Комиссия Коми УФАС России по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. 27.04.2024 Заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме для закупки N 0372100031424000026 с содержащимися при нем электронными документами. Наименование объекта закупки - "Выполнение работ по ремонту аудитории 401 Здания СЛИ". Начальная (максимальная) цена контракта составила 3 813 109,41 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 08.05.2024 09:00.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 14.05.2024.
По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.05.2024 N ИЗК1, между СЛИ и победителем закупки - ООО "НСТ" (далее - Подрядчик) (снизившим начальную (максимальную) цену контракта на 24,9%) 16.05.2024 заключен государственный контракт N 0372100031424000026 на выполнение работ по ремонту аудитории 401 Здания СЛИ, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 39 (далее - контракт N 0372100031424000026 от 16.05.2024, Контракт).
Согласно пунктам 1.1, 1.2 Контракта: "По настоящему Контракту Подрядчик по заданию Заказчика обязуется в установленный срок выполнить работы по текущему 4 ремонту аудитории 401 Здания СЛИ, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 39 (далее - работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ в соответствии с условиями Контракта. Подрядчик выполняет работы в соответствии с Локальным сметным расчетом (далее - Смета), являющимся приложением N 1 к Контракту, Техническим заданием (далее - ТЗ), являющимся приложением N 2 к Контракту, определяющим объем, содержание работ и другие предъявляемые к работам требования, Ведомостью объёма работ, являющейся приложением N1 к ТЗ, и Дизайн-проектом зала 191,58 м2 (далее - Дизайн-проект), являющимся приложением N2 к ТЗ, а также условиями настоящего Контракта, определяющими цену работ и сроки их выполнения".
В силу пункта 2.1 Контракта: "Работы выполняются с даты подписания Сторонами Акта приема-передачи объекта для выполнения работ, составленного по форме, установленной приложением N 3 к Контракту, окончание работ - не позднее 05 . 08 .202 4" .
Цена настоящего контракта, согласно пункту 3.1 Контракта, составляет 2 863 645 рублей 00 копеек (Два миллиона восемьсот шестьдесят три тысячи шестьсот сорок пять рублей 00 копеек), НДС не облагается на основании пункта 2 статьи 346.11 НК РФ.
Пунктом 3.3 Контракта предусмотрено, что Плательщик выплачивает Подрядчику аванс в размере 30% (тридцати процентов) от цены Контракта, что составляет 859 093 рубля 50 копеек (Восемьсот пятьдесят девять тысяч девяносто три рубля 50 копеек) в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания настоящего Контракта на основании счета на оплату. Раздел 4 Контракта содержит перечень прав и обязанностей сторон. Так, согласно пунктам 4.4.1 -4.4.5 Подрядчик обязан: "- Принять Объект для выполнения работ в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Контракта по Акту приема-передачи объекта для выполнение работ в соответствии с пунктом 2.1 Контракта.
- Выполнить все работы в объеме и сроки, в соответствии с требованиями нормативно-технических документов, нормативных правовых актов Российской Федерации, Контракта, Сметой и ТЗ, а также иных приложений к Контракту, являющихся неотъемлемыми частями Контракта, и сдать Объект Заказчику в состоянии, позволяющем нормальную эксплуатацию Объекта.
- В течение одного рабочего дня с даты заключения Контракта в соответствии с пунктом 7.1 Контракта для доступа в Здание СЛИ предоставить ответственному лицу Заказчика Список работников (транспортных средств) по форме, установленной приложением N 4 к Контракту, с указанием паспортных данных работников Подрядчика, которые будут задействованы при выполнении работ, и их Согласия на обработку персональных данных по форме, установленной приложением N 5 к Контракту. В случае изменения Списка работников (транспортных средств) уведомить об этом Заказчика до начала выполнения работниками работ, предоставив обновленный Список работников (транспортных средств) с указанием персональных данных работников и их Согласия на обработку персональных данных.
- Обеспечить постоянное присутствие на Объекте в период выполнения работ своего уполномоченного представителя на весь срок выполнения работ по Контракту, письменно сообщив Заказчику (не позднее одного рабочего дня с даты заключения Контракта в соответствии с пунктом 7.1 Контракта) ФИО, телефон и полномочия представителя. Полномочия представителя Подрядчика должны быть оформлены надлежащим образом. 4.4.5.
Выполнить предусмотренные Контрактом работы, обеспечив их надлежащее качество в соответствии со Сметой, ТЗ, строительными нормами и правилами, в сроки, 5 установленные настоящим Контрактом".
В соответствии с пунктами 7.1, 7.2 Контракта настоящий Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Заказчика, в ЕИС и действует по 31.12.2024 (включительно), а в части неисполненных обязательств - до полного их исполнения Сторонами. Продление срока действия Контракта не предусмотрено.
В силу пунктов 7.4, 7.5 Контракта: "Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- при выявлении факта неоднократного (более двух раз) несоответствия выполнения работ по Контракту;
- при неоднократном нарушении Подрядчиком своих обязанностей по Контракту;
- при неоднократном нарушении Подрядчиком установленных сроков выполнения работ по Контракту;
- в иных случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации".
2. Как следует из материалов обращения, контракт N 0372100031424000026 от 16.05.2024 расторгнут СЛИ 28.06.2024 в одностороннем порядке. Причиной принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения такого контракта послужило следующее.
Согласно пункту 2.1 Контракта работы выполняются с даты подписания Сторонами Акта приема-передачи объекта для выполнения работ, составленного по форме, установленной приложением N 3 к Контракту. При этом в соответствии с пунктом 4.4.1 Контракта Подрядчик обязался принять Объект для выполнения работ в течение 2 (двух) рабочих дней с даты заключения Контракта по Акту приема-передачи объекта для выполнения работ в соответствии с пунктом 2.1 Контракта, а также в силу пункта 4.4.3 Контракта обязался в течение одного рабочего дня с даты заключения Контракта в соответствии с пунктом 7.1 Контракта для доступа в Здание СЛИ предоставить ответственному лицу Заказчика список работников (транспортных средств) по форме, установленной приложением N 4 к Контракту, с указанием паспортных данных работников Подрядчика, которые будут задействованы при выполнении работ, и их Согласия на обработку персональных данных по форме, установленной приложением N 5 к Контракту. Между тем по состоянию на 14.06.2024 Подрядчик к выполнению своих обязательств по Контракту не приступил, равно как и не исполнил требования, предусмотренные указанными выше пунктами, несмотря на обращение Заказчика в адрес Подрядчика, направленное 05.06.2024 посредством электронной почты по адресу, указанному в Контракте, о предоставлении информации о причинах невыхода на Объект, невыполнения работ, предусмотренных Контрактом. При этом Заказчиком со своей стороны исполнено обязательство о перечислении в адрес Подрядчика аванса в размере 30% от цены Контракта, что составило 859 093,50 (Восемьсот пятьдесят девять тысяч девяносто три рубля 50 копеек) в срок, предусмотренный пунктом 3.3 Контракта, подтверждением чему является платежное поручение N 23556 от 27.05.2024. 6 Учитывая факт невыхода Подрядчика на Объект, что влечет за собой вероятность неисполнения обязательств в срок, предусмотренный Контрактом, игнорирование со стороны Подрядчика неоднократных телефонных звонков от Заказчика в целях прояснения сложившейся ситуации, а также направленных посредством электронной связи сообщений, Заказчиком, руководствуясь статьей 95 Закона о контрактной системе, статьей 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 7.4 Контракта, 14.06.2024 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0372100031424000026 от 16.05.2024. 3.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0372100031424000026 от 16.05.2024 размещено СЛИ в ЕИС - 17.06.2024.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). В ходе обзора официального сайта ЕИС установлено, что датой поступления подрядчику указанного выше решения является дата - 17.06.2024.
Согласно пункту 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления ООО "НСТ" об одностороннем отказе от исполнения контракта следует считать дату - 17.06.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно статье 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта такой контракт считается расторгнутым. Десятый день с даты надлежащего уведомления ООО "НСТ" об одностороннем отказе от исполнения контракта выпал на дату - 27.06.2024.
Таким образом, принимая во внимание толкование части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0372100031424000026 от 16.05.2024, а также датой расторжения контракта является дата - 28.06.2024. 7 Из информации, размещенной на официальном сайте ЕИС в разделе "Сведения о контракте из реестра контрактов", а также обращения СЛИ от 01.07.2024 N 030710001030000001 о включении информации об ООО "НСТ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) следует, что датой расторжения контракта является 28.06.2024, что не противоречит части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе. 4.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств. Недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается в неоднократном умышленном нарушении сроков поставки товара (выполнения работ оказания услуг), отказе поставщика (подрядчика, исполнителя) от выполнения условий контракта, введения заказчика в заблуждение относительно соответствия выполняемых работ (услуг) условиям документации и требованиям контракта. Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам. Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего 8 пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Комиссия Коми УФАС России отмечает, что оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу. 9 С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий как признание индивидуального предпринимателя недобросовестным поставщиком, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий и лишь отсутствии оснований для включения победителя аукциона в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Изучив представленные материалы, Комиссия Коми УФАС России усматривает в действиях ООО "НСТ" факт недобросовестности в части исполнения, взятых на себя обязательств по контракту N 0372100031424000026 от 16.05.2024.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. Пунктом 1 разъяснений, указанных в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее постановление Пленума ВС РФ N 25) следует, что положения Гражданского кодекса Российской Федерации, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (статья 3 ГК РФ), подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в статье 1 ГК РФ.
В соответствии с абз. 1 статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств. Исходя из пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение 10 прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Следовательно, принимая решение об участии в закупке и подавая соответствующую заявку, участник закупки как субъект предпринимательской деятельности обязан учесть специфику заключения и исполнения государственного (муниципального) контракта, предусмотренную Законом о контрактной системе, и соблюсти все предусмотренные для этого условия. В ином случае для него возникает риск наступления соответствующих неблагоприятных последствий, в том числе риск принятия уполномоченным органом решения о включении его в реестр недобросовестных поставщиков. ООО "НСТ" надлежало до подачи заявки на участие в закупке оценить возможность исполнения контракта в соответствии с требованиями закупки.
Таким образом, ООО "НСТ", заключая контракт на выполнение работ по ремонту аудитории 401 Здания СЛИ, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 39, согласилось со всеми условиями, обозначенными в таком контракте. При участии в запросе котировок в электронной форме ООО "НСТ" должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий при ненадлежащем исполнении взятых на себя обязательств при заключении контракта. В ходе рассмотрения обращения Комиссией Коми УФАС России установлено, что к исполнению обязательств, предусмотренных таким Контрактом, Подрядчик так и не приступил, Объект для выполнения работ по Акту приема - передачи не принял. Из материалов обращения не следует, что ООО "НСТ" предпринимались какие-либо попытки в урегулировании сложившейся ситуации после принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, при том, что в соответствии с частью 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, подрядчику предоставлено право на устранение в десятидневный срок с даты надлежащего уведомления нарушений условий контракта, послуживших основанием для принятия указанного решения. В ходе подготовки к заседанию Комиссии Коми УФАС России в адрес ООО "НСТ" антимонопольным органом посредством электронной почты направлен запрос N ОД/3871/24 от 02.07.2024 о предоставлении письменных пояснений с указанием причин нарушения условий контракта N 0372100031424000026 от 16.05.2024 которые привели к одностороннему отказу заказчика от исполнения такого контракта. Однако указанный выше запрос ООО "НСТ" оставлен без внимания, информация не представлена.
Таким образом, на заседании Комиссии Коми УФАС России не установлено объективных причин, препятствующих надлежащему исполнению ООО "НСТ" взятых на себя обязательств по контракту N 0372100031424000026 от 16.05.2024.
Комиссией Коми УФАС России установлено, что охраняемые законом права и интересы Заказчика нарушены. Исходя из пояснений СЛИ, представленных в письме от 05.07.2024 N 02-01-12/24, а также озвученных в ходе заседания Комиссии представителями Заказчика, следует, что в рамках Соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений между Правительством Республики Коми и АО "Сыктывкарский ЛПК" на 2023 год, для проведения ремонтных работ в амфитеатровой аудитории (ауд. 401) и её оснащения СЛИ в 2023 году были получены денежные средства в размере 5 000 000 рублей, которые должны были быть освоены в 2024 году. Обновление аудитории 401 здания СЛИ предусматривает работы в соответствии с этапами: I этап - Создание дизайн-проекта 11 (срок выполнения: Сентябрь - Ноябрь 2023 г.) ; II этап - Составление сметной документации по текущему ремонту аудитории (срок выполнения: Январь - Февраль 2024 г.); III этап - Проведение аукциона по текущему ремонту аудитории (срок выполнения: Март - Май 2024 г.); IV этап - Проведение аукциона на поставку мебели (срок выполнении : Май - Июнь 2024 г); V этап - Проведение текущего ремонта аудитории (срок выполнения - Июнь - Июль 2024 г.); VI этап - Установка мебели (срок выполнения: Август 2024 г); Открытие корпоративной аудитории СЛПК (срок выполнения: Сентябрь - Октябрь 2024 г). Заказчиком отмечено, что из средств субсидии федерального бюджета на выполнение государственного задания СЛИ запланированы денежные средства в размере 1 316 8125,00 руб. на поставку и монтаж мультимедийного и звукового оборудования для аудитории 401. Указано, что в настоящее время выполнены три этапа, СЛИ не может приступить к проведению аукционов на поставку мебели и оборудования по причине невыполнения Подрядчиком в срок ремонтных работ по Контракту, так как поставка мебели предполагает её изготовление по индивидуальному заказу в соответствии с дизайн-проектом и проведением замеров в отремонтированной амфитеатровой аудитории, также, как и установка и подключение мульимедийного и звукового оборудования возможны лишь в отремонтированной амфитеатровой аудитории. Выдвинуто предположение о том, что СЛИ будет вынуждено изыскивать дополнительные источники финансирования для проведения вышеуказанных закупок и завершения оснащения аудитории 401 из-за увеличения стоимости и роста цен на материалы, оборудование и работы.
Также отмечено, что СЛИ является образовательной организацией, которая должна подготовить аудиторный фонд к началу учебного года (01 сентября). Аудитория 401 является одной из самых больших в СЛИ, используется для поточных лекций и массовых мероприятий учебного характера и включает более 100 посадочных мест, следовательно, в результате недобросовестности Подрядчика амфитеатровая аудитория не сможет быть задействована в учебном процессе 2024/25 учебного года, что может отрицательно сказаться на образовательном процессе вуза.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что ООО "НСТ" допущено виновное недобросовестное поведение, за которое подлежит ответственности в виде включения информации об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, перечисленных в подпункте "а" пункта 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений к порядку принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, наличие фактов существенного нарушения подрядчиком условий контракта, отсутствие со стороны подрядчика доказательств, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения условий такого контракта, а также доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий контракта оказалось невозможным вследствие 12 обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную СЛИ информацию в отношении ООО "НСТ" (ИНН: 4345528776; генеральный директор, учредитель: Ясько Тимофей Александрович, ИНН: 434596542631) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения государственного контракта N 0372100031424000026 от 16.05.2024 на выполнение работ по ремонту аудитории 401 Здания СЛИ, расположенного по адресу: Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Ленина, д. 39, заключенного с ООО "НСТ" по результатам закупки, осуществленной путем проведения запроса котировок в электронной форме, извещение N 0372100031424000026, сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "НСТ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - СЛИ нарушений установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: Н.В. Сандул А.А. Мокиенко
2024-4613
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 8 июля 2024 г. N 011/06/99-610/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024