Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, действующая на основании приказа от 03.11.2022 N 158, в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Растегаевой А.Д. - специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; Мокиенко А.А. - специалиста-эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение Эжвинского муниципального унитарного предприятия "Жилкомхоз" (далее - ЭМУП "Жилкомхоз", заказчик) от 02.07.2024 N 050730000010000012 (вх. N 6578/24 от 02.07.2024) в связи с рассмотрением вопроса о включении сведений об индивидуальном предпринимателе Тюрнине Александре Васильевиче (далее - ИП Тюрнин А.В.) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с признанием ИП Тюрнина А.В. уклонившимся от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона "Ремонт входной группы (крыльцо) многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Сыктывкар, пр. Бумажников, д.40 (Подъезд N 1; Подъезд N 3)", извещение N 0507300000124000167 (далее - закупка, электронный аукцион, обращение) при участии в рассмотрении жалобы посредством видео-конференц-связи: Палагиной М.В. - представителя ЭМУП "Жилкомхоз" (доверенность от 23.06.2023 2 N182),
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1, 2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее также - реестр недобросовестных поставщиков) осуществляется в единой информационной системе путем размещения в ней федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, информации, предусмотренной настоящей статьей. В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Руководствуясь частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ЭМУП "Жилкомхоз" представлено обращение о включении сведений об ИП Тюрнине А.В. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением ИП Тюрнина А.В. от заключения контракта по результатам проведения электронной процедуры (далее - обращение).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: 3 получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом а) пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий, в том числе рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона. ЭМУП "Жилкомхоз", ИП Тюрнин А.В., ООО "РТС-Тендер" надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки извещены. Заказчиком в материалы обращения представлены письменные пояснения и запрашиваемые документы, а также заявлено ходатайство о рассмотрении обращения в формате видеоконференцсвязи (письмо от 04.07.2024 N 3180 вх. от 04.07.2024 N 6650- эп/24). Ходатайство заказчика удовлетворено, заседание проведено в онлайн режиме в формате ВКС. ИП Тюрниным А.В. в материалы обращения представлены письменные пояснения и запрашиваемые документы, а также ходатайство о рассмотрении обращения в свое отсутствие (письмо от 08.07.2024 вх. от 08.07.2024 N 6689-ЭП/24).
ООО "РТС-Тендер" в материалы обращения представлены запрашиваемые документы (письмо вх. от 03.07.2024 N 6616-эп/24). Отсутствие на заседании Комиссии Коми УФАС России ИП Тюрнина А.В. и представителя ООО "РТС-Тендер" не препятствует рассмотрению обращения и проведению внеплановой проверки. Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта а) пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, заслушав представителя заказчика,
установила
нижеследующие обстоятельства. 13.06.2024 заказчиком в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0507300000124000167.
Согласно извещению: Наименование объекта закупки - Ремонт входной группы (крыльцо) многоквартирного дома, расположенного по адресу г. Сыктывкар, пр. Бумажников, д.40 (Подъезд N 1; Подъезд N 3). Начальная (максимальная) цена контракта: 343 037.18 руб. Закупка проводилась за счет собственных средств организации. 4 Закупка проводилась не в рамках реализации национальных (федеральных) проектов.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с ч. 5 ст. 24 Закона о контрактной системе победителем аукциона признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном пунктом 9 части 3 статьи 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта. По результатам осуществления закупки, на основании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2024 N ИЭА1 победителем закупки признан ИП Тюрнин А.В. с присвоенным идентификационным номером участника закупки 116791978 с предложением цены контракта - 343 037,18 руб.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в п. 5 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, 5 предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно сведениям, представленным оператором электронной торговой площадки, 24.06.2024 заказчиком отправлен проект контракта для подписания ИП Тюрниным А.В.
На основании ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе срок подписания проекта контракта и представления документа, подтверждающего предоставление ИП Тюрниным А.В. обеспечения исполнения контракта, составлял не позднее 01.07.2024.
Контракт был подписан ИП Тюрниным А.В. 02.07.2024 09:19 (вне срока), обеспечение исполнения контракта в виде независимой гарантии также было направлено индивидуальным предпринимателем 02.07.2024 09:18 (вне срока).
Согласно части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 и частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 статьи 51 Закона о контрактной системе:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 6 статьи 104 Закона о контрактной системе, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении. Частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе определено, что исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия независимой гарантии определяются в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия независимой гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой независимой гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе.
В силу части 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе. В случае не предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта (часть 5 статьи 96 Закона о контрактной системе).
В соответствии с установленными требованиями и в связи с невыполнением индивидуальным предпринимателем условий заключения контракта 02.07.2024 заказчиком в ЕИС размещен протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта 02.07.2024 NППУ20 1 .
Помимо прочего, представителем заказчика было пояснено, что представленная ИП Тюрниным А.В. при заключении контракта независимая гарантия от 04.06.2024 111301758039-24-Г1 не соответствовала его условиям, в том числе содержащаяся в такой гарантии информация об идентификационном коде закупки, наименовании объекта закупки, сумме независимой гарантии, бенефициаре.
На основании вышеизложенного, действия заказчика по признанию победителя уклонившимся от заключения контракта соответствуют требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок. ИП Тюрниным А.В. представлены письменные пояснения о причинах уклонения от заключения контракта по результатам электронного аукциона с приложением подтверждающих документов, запрашиваемые в уведомлении Коми УФАС России.
Согласно представленным письменным пояснениям, у индивидуального предпринимателя отсутствовал умысел на уклонение от заключения контракта. ИП Тюрниным А.В. были совершены предварительные договоренности с субподрядчиками, которых планировалось привлечь к исполнению контракта. 7 Индивидуальный предприниматель имеет опыт по исполнению государственных и муниципальных контрактов, в том числе есть контракт, который находится на стадии исполнения, что свидетельствует о деятельности индивидуального предпринимателя как реального участника государственных и муниципальных закупок. Исследовав в полном объеме материалы обращения, в том числе не поименованные в настоящем решении, Комиссия Коми УФАС России считает, что в действиях участника закупки отсутствовал умысел уклониться от заключения контракта. ИП Тюрнин А.В. выразил стремление заключить контракт, что подтверждается фактом размещения подписанного подрядчиком проекта контракта на электронной площадке и получение 02.07.2024 соответствующей независимой гарантии N 111301758039-24-Г2.
Заказчиком в материалы обращения не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия ИП Тюрнина А.В. совершенные при заключении контракта свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего. Исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу. При разрешении вопроса о включении/невключении сведений об участнике закупки, уклонившемся от заключения договора, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Комиссия антимонопольного органа учитывает следующее. В определениях Конституционного суда Российской Федерации от 07.06.2001 N 139-О, от 07.02.2002 N 16-О, постановлениях от 21.11.2002 N 15-П, от 30.07.2001 N 13- П, информационном письме ВАС РФ от 20.12.1999 N С1-7/смп-1341 "Об основных положениях, применяемых Европейским судом по правам человека по защите имущественных прав и права на правосудие" указано, что меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Указанные меры не должны подавлять экономическую самостоятельность и инициативу граждан и юридических лиц, чрезмерно ограничивать право каждого на свободное пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности. По смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционной право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законам интересам, а также характеру совершенного деяния. По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов. Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) является ограничение прав такого лица на 8 участие в течение определенного срока в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (часть 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе). Системное толкование вышеуказанных норм позволяет сделать вывод о том, что включение в реестр недобросовестных поставщиков выступает в качестве меры ответственности, применяемой в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. В рассматриваемом случае изложенные выше по тексту решения фактические обстоятельства дела и представленные ИП Тюрниным А.В. пояснения свидетельствуют об отсутствии умышленных действий, направленных на уклонение от заключения контракта, со стороны участника(победителя) закупки, а наоборот свидетельствующие о заинтересованности в его заключении. Комиссия Коми УФАС России обращает внимание на то, что нарушение победителем своих обязательств по подписанию контракта при отсутствии у него намерения уклониться от его заключения не может являться основанием для включения сведений о таком лице в реестр недобросовестных поставщиков. Из позиции заказчика, изложенной на заседании Комиссии Коми УФАС России следует, что негативных последствий в виде незаключения ИП Тюрниным А.В. контракта для ЭМУП "Жилкомхоз" не наступило.
На основании вышеизложенного, участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта. Комиссия Коми УФАС России, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность ИП Тюрнина А.В. в их совокупности и взаимосвязи, с учетом письменных пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что ИП Тюрниным А.В. не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности участника закупи, и, как следствие, сведения об ИП Тюрнине А.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков. С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, пп. "б" п.14 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Отказать ЭМУП "Жилкомхоз" во включении сведений об ИП Тюрнине А.В., ИНН: 111301758039 в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
2. По результатам рассмотрения обращения и проведения внеплановой проверки при рассмотрении обращения, в действиях заказчика - ЭМУП "Жилкомхоз" нарушения Закона о контрактной системе при заключении такого контракта, признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта не подтверждены. 9 Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: А.Д. Растегаева А.А. Мокиенко
2024-4602
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 9 июля 2024 г. N 011/06/99-611/2024 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - электронная торговая площадка - независимая гарантия - обеспечение исполнения контракта)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024