Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по контролю в сфере закупок в составе: Дейберт О.И. - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок, председателя Комиссии; Сандул Н.В. - ведущего специалиста - эксперта управления, члена Комиссии; Мокиенко А.А. - специалиста - эксперта управления, члена Комиссии (далее - Комиссия Коми УФАС России), в ходе проведения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки на предмет соблюдения заказчиком - муниципальным казенным предприятием "Ухтаспецавтодор" муниципального округа "Ухта" (далее - МКП "Ухтаспецавтодор") требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Ухта-"Дальний", извещение N 0507300000524000085,
УСТАНОВИЛА:
В Коми УФАС России 24.06.2024 посредством Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) индивидуальным предпринимателем Евсиным Дмитрием Павловичем (далее - индивидуальный предприниматель, заявитель) направлена жалоба (вх. N 6301/24 от 25.06.2024) на действия МКП "Ухтаспецавтодор" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Ухта-"Дальний", извещение N 0507300000524000085. 2 Заявитель указывает о нарушении Заказчиком требований Закона о контрактной системе при осуществлении указанной выше закупки, выраженное в виде неустановления в Извещении об осуществлении электронного аукциона требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации, поскольку отдельные виды работ, указанные в описании объекта закупки, входят в перечень видов работ, утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (ред. от 14.11.2011) "Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства", ссылась при этом на п. 25.1.
п. 25.2, п. 25.4 Приказа N 624: Устройство автомобильных дорог и аэродромов:
- Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек;
- Устройство оснований автомобильных дорог;
- Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами. Просит признать жалобу обоснованной, обязать Заказчика привести положения извещения об осуществлении закупки в соответствии с законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Таким образом, право подачи жалобы в контрольный орган в сфере закупок в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, предоставлено участнику закупки при условии, если обжалуемые действия (бездействие) субъекта контроля нарушают права и законные интересы такого участника закупки. Соответственно, условием для подачи жалобы в соответствии с Законом о контрактной системе является изначальное наличие у участника закупки прав и законных интересов, которые при осуществлении закупки нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля.
В силу части 2 статьи 31 Закона о контрактной си стеме Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта. К участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных 3 закупок в соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Следовательно, участниками указанных в таком приложении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, отдельных видов закупок могут являться исключительно лица, соответствующие дополнительным требованиям, установленным заказчиком в соответствии с Постановлением N 2571.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0507300000524000085, к участникам закупки установлено, в том числе, требование в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе (подтверждение опыта выполнения работ (требование в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571).
В силу части 12 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в целях обеспечения доступа к участию в проводимых на электронной площадке закупках отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении участников которых установлены дополнительные требования в соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 31 настоящего Федерального закона, участник закупки, аккредитованный на электронной площадке, направляет оператору этой электронной площадки в отношении каждого такого вида информацию и документы, предусмотренные перечнем, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 24.2 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения в соответствии с частями 12 и 12.1 статьи 24.2 Закона о контрактной системе информации и документов, оператор электронной площадки, оператор специализированной электронной площадки по каждому виду товаров, работ, услуг, в отношении которых участником закупки предоставлены такие информация и документы, принимает решение:
1) о размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке;
2) об отказе в размещении таких информации и документов в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке, реестре участников закупок, аккредитованных на специализированной электронной площадке, в случае:
а) несоответствия перечня представленных информации и документов перечню, который установлен Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 31 настоящего Федерального закона;
б) нарушения порядка, установленного Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 15 настоящей статьи, при направлении таких информации и документов. АО "РАД", оператором электронной площадки, в письме от 26.06.2024 (вх. N 6351- эп/24 от 26.06.2024) на запрос Коми УФАС России от 25.06.2024 N ОД/3720/2024 сообщено об отсутствии у ИП Евсина Д.П. (ИНН 562502671760) электронных документов, подтверждающих соответствие дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, содержащиеся в реестре участников закупок, аккредитованных на электронной площадке. 4 Следовательно, ИП Евсин Д.П. не обладает специальной правоспособностью в отношении указанной выше закупки.
Таким образом, его законные права и интересы не могут быть нарушены действиями заказчика при проведении такой закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем размещения в соответствии с частью 5 настоящей статьи информации, предусмотренной частью 4 настоящей статьи, в реестре, предусмотренном частью 21 статьи 99 настоящего Федерального закона, контрольный орган в сфере закупок размещает (за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи) в таком реестре информацию: об отказе (с обоснованием такого отказа) в принятии жалобы к рассмотрению по существу в случаях, если:
- жалоба подана с нарушением требований настоящей статьи. В связи с чем, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе, Коми УФАС России письмом от 26.06.2024 N ОД/3762/24 отказало ИП Евсину Д.П. в принятии жалобы к рассмотрению по существу по причине подачи жалобы с нарушением части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, согласно пункту 2а части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку, в том числе, на основании получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок. В связи с тем, что доводы жалобы содержат информацию о признаках нарушения МКП "Ухтаспецавтодор" требований Закона о контрактной системе при осуществлении указанной выше закупки, Коми УФАС России принято решение о проведении 09.07.2024 в 16 ч. 00 мин. внеплановой проверки.
Внеплановая проверка проведена в порядке, установленном Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 28 Правил внеплановая проверка проведена контрольным органом без проведения заседания комиссии антимонопольного органа. Индивидуальный предприниматель, МКП "Ухтаспецавтодор", АО "РАД" (далее - оператор электронной площадки) надлежащим образом о проведении внеплановой проверки извещены. МКП "Ухтаспецавтодор" письмом от 05.07.2024 N 1604 (вх. N 6678-эп/24 от 05.07.2024, вх. N 6702/24 от 08.07.2024) представлены пояснения относительно позиции заявителя. Комиссия Коми УФАС России в ходе проведения внеплановой проверки осуществления закупки в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, изучив материалы внеплановой проверки, ознакомившись с 5 извещением о проведении электронного аукциона и содержащимися при нем электронными документами, письменными пояснениями МКП "Ухтаспецавтодор", пришла к нижеследующим выводам.
1. 17.06.2024 заказчиком - МКП "Ухтаспецавтодор" в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона для закупки N 0507300000524000085 с содержащимися при нем электронными документами. Объект закупки - "Выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Ухта-"Дальний". Начальная (максимальная) цена контракта составила 38 675 864,02 руб.
Дата и время окончания срока подачи заявок - 25.06.2024 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 25.06.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 27.06.2024. 2.
В силу частей 1, 2 статьи 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок. Одним из конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является, согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе, в том числе аукцион (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион).
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования). 6 Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0507300000524000085 Заказчиком установлено следующее требование к участникам закупки: "1.
Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. 2.
Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ. 3.
Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
3. 1 Требования в соответствии с позицией 18 раздела III приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571: Наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги. Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям: в случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного 7 объекта инфраструктуры к временной эксплуатации. В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию". 3.
В соответствии с частью 1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется настоящим Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
В силу частей 3, 3.1 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда. Статьей 1 ГрК РФ определены основные понятия, используемые в настоящем Кодексе.
В силу положений пункта 13 статьи 1 ГрК РФ строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
Согласно пунктам 10, 10.1 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие); линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно- кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно пунктам 14.1, 14.3 статьи 1 ГрК РФ реконструкция линейных объектов представляет собой изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), 8 которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
- капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" так же предусматривает отличие работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог от работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ) Так, в статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ определены, в том числе следующие понятия:
9) реконструкция автомобильной дороги - комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;
10) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;
11) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно- эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;
12) содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - Приказ N 624), разделом 3 которого определены виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.
Согласно пункту 25 Раздела 3 данного Приказа указаны следующие виды работ по устройству автомобильных дорог и аэродромов, а именно (в части относящейся к автомобильным дорогам): 25.1.
Работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, перронов аэропортов, взлетно-посадочных полос, рулежных дорожек; 25.2.
Устройство оснований автомобильных дорог; 9 25.4.
Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами; 25.6.
Устройство дренажных, водосборных, водопропускных, водосбросных устройств; 25.7.
Устройство защитных ограждений и элементов обустройства автомобильных дорог; 25.8.
Устройство разметки проезжей части автомобильных дорог. Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ N 402) предусмотрена следующая классификация работ:
- раздел II. Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог;
- раздел III. Классификация работ по ремонту автомобильных дорог;
- раздел IV. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог. Каждый раздел содержит перечень работ, относящихся, соответственно, к капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Так, согласно разделу III Приказа N 402 при ремонте проводятся, в том числе, следующие работы:
1) по земляному полотну и системе водоотвода:
- ремонт размытых и разрушенных участков автомобильных дорог, в том числе вследствие пучинообразования и оползневых явлений;
- восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, отдельных звеньев прикромочных и телескопических лотков, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб, ливневой канализации;
- укрепление обочин;
2) по дорожным одеждам:
- восстановление дорожных одежд в местах ремонта земляного полотна;
- укладка выравнивающего (в том числе с использованием фрезерования) и одного дополнительного слоя с обеспечением ровности и сцепных свойств покрытия;
- полная замена слоев дорожного покрытия, восстановление изношенных покрытий, в том числе методами термопрофилирования или холодной регенерации с добавлением органических и неорганических материалов, обеспечивающими повторное использование материала старого покрытия; использование армирующих и трещинопрерывающих материалов при восстановлении изношенных покрытий;
- ликвидация колей глубиной до 50 мм и других неровностей методами фрезерования, термопрофилирования или холодной регенерации старых конструктивных слоев с добавлением органических и неорганических материалов и укладкой нового слоя покрытия или поверхностной обработки, защитного слоя; Согласно ТР ТС 014/2011. "Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог", к конструктивным элементам автомобильной дороги относятся: дорожная одежда; земляное полотно. Как следует из материалов внеплановой проверки, объектом закупки является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Ухта-"Дальний". Виды и объемы работ по указанному выше ремонту Заказчиком определены в Локальном сметном расчете (Смете), которым предусмотрены, в том числе следующие работы, а именно: 10 - срезка поверхностного слоя асфальтобетонных дорожных покрытий на щебне марки по дробимости 1000 и более дорожными фрезами при ширине барабана 1000 мм, толщина слоя: до 5 см.;
- устройство выравнивающего слоя из асфальтобетонной смеси: с применением укладчиков асфальтобетона;
- устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками: третьего типоразмера, ширина укладки до 6 м, толщина слоя 4 см. Выполнение, указанных заявителем в жалобе видов работ, перечень которых определен Приказом N 624, и осуществляемых при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, такие как: работы по устройству земляного полотна для автомобильных дорог, устройство оснований автомобильных дорог, не требуется. При этом следует отметить, что в перечне работ Заказчиком определены работы по устройству покрытия из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками, которые могут относиться к категории работ по устройству покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами.
Согласно позиции МКП "Ухтаспецавтодор", изложенной в письме от 05.07.2024 N 1604, указанные работы не относятся к категории капитального ремонта в соответствии с нормами Национального стандарта РФ ГОСТ Р 59201-2021 "Дороги автомобильные общего пользования. Капитальный ремонт, ремонт и содержание. Технические правила", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28.10.2021 N 1364-ст. Данные работы относятся к категории ремонта автомобильной дороги, представляющего собой комплекс работ по восстановлению транспортно- эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Соответственно Приказ N 624 на данный вид работ не распространяется.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что выполнение работ по ремонту автомобильной дороги общего пользования местного значения г. Ухта-"Дальний" планируется осуществлять на уже существующей автомобильной дороге. Видами работ не предусматривается разборка полностью существующего покрытия. Комиссия Коми УФАС России в результате анализа Извещения об осуществлении электронного аукциона с содержащимися при нем электронными документами, действующих нормативно-правовых актов приходит к выводу, что в соответствии со статьей 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ. По смыслу данной нормы, допуски СРО необходимы на виды работ, внесенные в Перечень, утвержденный Приказом N 624, в том случае, если речь идёт о работах в процессе строительства, реконструкции или капитального ремонта. Осуществление текущего ремонта, содержание автомобильных дорог, не требуют специальных разрешений (допусков СРО). Комиссией Коми УФАС России установлено, что указанные работы не имеют отношения к капитальному ремонту автомобильной дороги, поскольку капитальный 11 ремонт предполагает комплекс работ по замене и восстановлению элементов дороги, затрагивает конструктивные характеристики надежности, тогда как ремонт автомобильных дорог представляет собой комплекс работ по восстановлению транспортно- эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Следовательно, в рассматриваемом случае Заказчиком правомерно не было установлено требование к участникам закупки об обязательном членстве в саморегулируемой организации. С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки довод заявителя о наличии в действиях заказчика - МКП "Ухтаспецавтодор" нарушений законодательства о контрактной системе в части неустановления в Извещении об осуществлении электронного аукциона требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации, поскольку отдельные виды работ, указанные в описании объекта закупки, входят в перечень видов работ, утвержденных Приказом N 624, не нашел своего подтверждения.
2. С учетом того, что нарушения законодательства о контрактной системе Российской Федерации в сфере закупок в действиях МКП "Ухтаспецавтодор" отсутствуют, предписание не выдавать.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии О.И. Дейберт Члены комиссии: Н.В. Сандул А.А. Мокиенко
2024-4646
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 9 июля 2024 г. N 011/06/99-596/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024