Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городская станция скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик): по доверенности,
ООО "РИТ" (далее - Участник, Поставщик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17103/24 от 01.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку сервера для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская станция скорой медицинской помощи" в 2024 году (извещение N 0372200240224000065),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 11.04.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку сервера для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская станция скорой медицинской помощи" в 2024 году (извещение N 0372200240224000065) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта - 4 482 499,20 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.04.2024 NИЭА1 победителем Конкурса признано ООО "РИТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "РИТ" заключен государственный контракт N 4016 от 08.05.2024 на сумму 2 353 311,86 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктами 4.4.7 и 12.2 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "РИТ".
На заседании Комиссия УФАС установила, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку сервера для нужд Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская станция скорой медицинской помощи" в 2024 году (далее - Товар).
Согласно п.3.1 Контракта Поставщик доставляет Товар Заказчику в течение 21 календарного дня с момента заключения Контракта.
Таким образом, обязательства по Контракту должны были быть исполнены в срок до 29.05.2024 включительно.
В нарушение обязательств по Контракту, Поставщик в указанный в Контракте срок товар не поставил.
06.06.2024 Поставщиком в ЕИС был сформирован и размещен документ о приемке по Контракту, а также поставлен Товар, не соответствующий условиям Контракта.
В связи с тем, что поставленный Поставщиком Товар не соответствовал требованиям, установленным Контрактом, Заказчик 07.06.2024 посредством ЕИС направил в адрес Поставщика мотивированный отказ от приемки Товара, дополнительно сообщив Поставщику о необходимости осуществить возврат вышеуказанного Товара.
13.06.2024 Заказчик передал несоответствующий условиям Контракта товар представителям Поставщика, действующим на основании доверенности.
По состоянию на 17.06.2024 Поставщиком обязательства по Контракту не исполнены.
Односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (п.1 ст.523 ГК РФ).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (п.2 ст.450 ГК РФ).
Нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным, в том числе, в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров (п.2 ст.523 ГК РФ).
На основании вышеизложенного и, в связи с тем, что Поставщик в нарушение принятых на себя обязательств по Контракту, не поставил соответствующий условиям Контракта Товар, руководствуясь п.4.4.7 и п. 12.2 Контракта, ч.9 ст.95 Закона о контрактной системе, ст.450, 523 ГК РФ Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 17.06.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
06.06.2024 Поставщик поставил Заказчику товар в полном объеме.
Однако, согласно Мотивированному отказу от приемки товара от 07.06.2024, Заказчик отказался от приемки товара по следующим причинам:
1. По мнению Заказчика, поставленный сервер - не обладает интерфейсами накопителей М.2 и U.2.
2. По мнению Заказчика, поставленный сервер - не обладает 6 слотами для установки плат расширения PCIe х16 и 6 слотами для установки плат расширения PCIe х8.
Вышеуказанное послужило причиной принятия Заказчиком Решения об одностороннем отказе от исполнения Договора.
Поставщик считает, что поставленный сервер - соответствует требованиям Контракта.
В день поставки сервера, то есть 06.06.2024, представителем Участника члену приемочной комиссии Заказчика на месте даны подтвержденные пояснения о наличии в поставленном сервере интерфейсов накопителей М.2 и U.2, обнаружив которые член приемочной Комиссии Заказчика подтвердил их наличие.
Более того, факт наличия в поставленном сервере интерфейса накопителя М.2 подтверждается электронным Паспортом изделия.
Факт наличия в поставленном сервере интерфейса накопителя U.2 - подтверждается Руководством по эксплуатации изделия.
ООО "РИТ" поставило Заказчику сервер, оснащенный 6 слотами для установки плат расширения PCIe х1б и PCIe х8.
Согласно Письму производителя сервера ООО "РДВ Технолоджи" N б/н, поставленный Заказчику Сервер Сервер RDW Алтай 229-8N-14 укомплектован:
- количество слотов для установки плат расширения PCIe х16 - 6 штук.
- количество слотов для установки плат расширения PCIe х8 - 6 штук.
При этом, слоты для плат расширения PCIe х16 и PCIe х8 - являются функционально взаимозаменяемыми - что абсолютно соответствует Контракту и реальным техническим потребностям Заказчика, так как пользователь не может одновременно дать функциональную нагрузку на 12 слотов (технически это не реализуемо), именно поэтому серверы с высотой 2U - не производятся и именно поэтому слоты для плат расширения PCIe х16 и PCIe х8 - обязательно должны быть взаимозаменяемы.
Более того, Согласно Акту Экспертизы N012-01-00235 Торгово-промышленной палаты Ставропольского края, поставленный сервер - соответствует по требованию количества 6 слотов для установки плат расширения PCIe х16 и 6 слотов для установки плат расширения PCIe х8.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "РИТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "РИТ" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "РИТ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует отметить, что Комиссия УФАС России при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "РИТ" (ИНН: 9721087646), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 5 июля 2024 г. N РНП-78-1074/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024