Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина" (далее - Заказчик):
ООО "Диетлин" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 16670/24 от 25.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку Энтерального (зондового и перорального) питания, смеси сухой белково-композитной и витаминно-минерального комплекса для нужд Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина" в 2024 году (извещение N 0372200168124000321),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 22.04.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку Энтерального (зондового и перорального) питания, смеси сухой белково-композитной и витаминно-минерального комплекса для нужд Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина" в 2024 году (извещение N 0372200168124000321) (далее - Аукцион).
Максимальное значение цены контракта - 17 015 400,00 рублей. Начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги - 20 997,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.05.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Диетлин", заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, с предложением о цене контракта/суммы цен единиц товара, работы, услуги - 11 232,93 рублей.
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Диетлин" заключен государственный контракт N 0372200168124000321-01 от 20.05.2024 (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 12.3, 12.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 14.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Диетлин".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку Энтерального (зондового и перорального) питания, смеси сухой белково-композитной и витаминно-минерального комплекса для нужд Санкт-Петербургского Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина" (далее - Товар) на основании заявок Заказчика отдельными партиями в течение 48 часов с момента поступления заявки от Заказчика, с 9-00 до 16-00, в объемах, указанных в заявке (п. 1.3 Контракта).
На адрес электронной почты частника, указанный в Контракте (9857275055@dietlin.ru), Заказчиком 21.05.2024 была отправлена заявка на поставку Товара. Срок поставки по заявке - не позднее 24.05.2024.
Однако по состоянию на 27.05.2024 Товар (полностью или частично) Участником поставлен не был.
В этой связи Заказчиком через ЕИС была направлена претензия от 27.05.2024 N 02-656/24-0-0/01-15 (далее - Заявка N 2), которой Участник был уведомлен, что претензия является повторной заявкой на поставку Товара в ассортименте и количестве согласно Заявке N 1. Срок поставки по Заявке N 2 - не позднее 30.05.2024. Поставщик также предупреждался, что неисполнение повторной заявки является существенным нарушением условий Контракта и влечет за собой односторонний отказ Заказчика от исполнения контракта в порядке и на основании применения положений ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 450 ГК РФ, ч.ч. 1 и 2 ст. 523 ГК РФ, а также п. 12.3 Контракта.
Однако по состоянию на 13.06.2024 Товар (полностью или частично) Участником поставлен не был.
Поскольку Заказчик является учреждением здравоохранения, для которого бесперебойная поставка энтерального (зондового и перорального) питания, смеси сухой белково-композитной и витаминно-минерального комплекса является постоянной необходимостью, не находящейся в какой-либо зависимости от последствий осуществления поставщиками коммерческой деятельности, Заказчиком на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 2 ст. 450 ГК РФ, ч.ч. 1 и 2 ст. 523 ГК РФ, а также п. 12.3 Контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с существенным нарушением условий Контракта (неоднократное неисполнение условий Контракта).
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
14.06.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Диетлин" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 25.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Диетлин" не намеревалось уклоняться от исполнения Контракта, однако не смогло исполнить свои обязательства по поставке Товара ввиду следующих обстоятельств.
В своей заявке на участие в Аукционе ООО "Диетлин" предложило к поставке пищевые продукты: смесь белковая композитная сухая "ДисоR" "ЭкоПит", витаминно-минеральный комплекс "Премикс 123-19" и энтерального (зондового и перорального) питания "Нутриен Стандарт", "Нутриен Диабет", "Нутриен Энергия". У ООО "Диетлин" была возможность поставить в установленный Заказчиком ограниченный срок смесь белковую композитную сухую и витаминно-минеральный комплекс в количестве, запрошенном Заказчиком. Для поставки пищевого продукта энтерального (зондового и перорального) питания "НУТРИЭН Диабет" в упаковках и в количестве, указанном Заказчиком, ООО "Диетлин" необходимо было закупить этот пищевой продукт у его изготовителя или у иных реализующих его лиц.
С целью исполнения Контракта в полном объеме ООО "Диетлин" направило 22.05.2024 на общедоступные адреса электронной почты в сети Интернет изготовителю пищевого продукта энтерального (зондового и перорального) питания "НУТРИЭН Диабет", АО "ИНФАПРИМ", АО "Фирма Евросервис", в сеть аптек "ГОРЗДРАВ", ООО "ЕАПТЕКА" письма с просьбой предоставить коммерческие предложения для заключения договора поставки данного пищевого продукта, однако ответы на эти письма ООО "Диетлин" ни от одного из указанных адресатов не получило.
В этой связи письмом от 23.05.2024, направленным на указанную в Контракте электронную почту Заказчика в сети Интернет, ООО "Диетлин" предложило Заказчику внести в Контракт частичные изменения и исключить из него энтеральные смеси "Нутриен Стандарт", "Нутриен Диабет", "Нутриен Энергия", либо расторгнуть Контракт по соглашению сторон. При этом ООО "Диетлин" выразило готовность исполнить свои обязательства по Контракту в части поставки смеси белковой композитной сухой "ДисоR" "ЭкоПит" и витаминно-минерального комплекса "Премикс 123-19" согласно заявкам Заказчика. Однако Заказчик не дал никакого ответа на это письмо.
27.05.2024 Заказчик направил Участнику претензию N 02-656/24-0-0/01-15 с требованием поставить Товар не позднее 30.05.2024.
27.05.2024 ООО "Диетлин" вновь направило на общедоступные адреса электронной почты в сети Интернет АО "ИНФАПРИМ", АО "Фирма Евросервис", в сеть аптек "ГОРЗДРАВ" письма с просьбой направить ООО "Диетлин" коммерческие предложения на поставку пищевого продукта энтерального (зондового и перорального) питания "НУТРИЭН Диабет", однако и на эти письма ни одна из указанных организаций не ответила.
29.05.2024 ООО "Диетлин" направило Заказчику посредством размещения в ЕИС в сети Интернет письмо, в котором указало о предпринятых ООО "Диетлин" безуспешных попытках приобрести пищевой продукт энтерального (зондового и перорального) питания "НУТРИЭН Диабет" в упаковках и в количестве, заявленных Заказчиком, и предложило расторгнуть Контракт по соглашению сторон. Однако на это письмо Заказчик также не ответил.
Таким образом, представитель Участника считает, что ООО "Диетлин" предприняло все меры для исполнения Контракта, однако в силу сложившихся обстоятельств не смогло его исполнить.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Диетлин" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение сведений в отношении ООО "Диетлин" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Диетлин" (ИНН: 7733347775), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 1 июля 2024 г. N РНП-78-1056/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.07.2024