Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
СПб ГБУЗ "Госпиталь для ветеранов войн" (далее - Заказчик):
ООО "Торговый дом "Медтест" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 17257/24 от 02.07.2024) на действия Заказчика при определении исполнителя путем проведения электронного аукциона на поставку медицинских изделий (Материалы для стерилизации) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 24.06.2024 в единой информационной системе, номер извещения 0372200133124000382. Начальная (максимальная) цена контракта - 700 462, 06 рублей.
В жалобе Заявитель указывает на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе, которые выразились в нарушении порядка описания объекта закупки в части установления требований, совокупность которых указывает на товар, изготавливаемый единственным производителем и включение его в лот закупки с иными товарами, что ограничивает, по мнению Заявителя, количество участников закупки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен.
Ознакомившись с представленными документами и сведениями, заслушав пояснения представителей сторон, Комиссия УФАС приходит к следующим выводам.
1. В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
При этом, частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, установлено, что заказчики должны применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Пунктом 5 Правил установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с п. 6 Правил, в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п. 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу п. 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. При проведении предусмотренных Федеральным законом электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 42, пунктом 1 части 1 статьи 75 Федерального закона соответственно.
Из содержания извещения о проведении закупки следует, что в объект закупки Заказчиком включена поставка товарной позиции "Упаковка для стерилизации, одноразового использования".
Комиссия УФАС констатирует, что КТРУ содержит сведения товарной позиции с кодом КТРУ 32.50.50.190-00000337 (Упаковка для стерилизации, одноразового использования).
Комиссия УФАС также отмечает, что описание вышеуказанной товарной позиции приведено Заказчиком в порядке ст. 33 Закона о контрактной системе, поскольку КТРУ не содержит обязательных к применению характеристик указанной товарной позиции.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, по смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению размера лота, а также спецификации и параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы с другой стороны описание объекта закупки не должно необоснованно ограничивать количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в силу ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Комиссия УФАС констатирует, что описание объекта закупки содержится в печатной форме извещения о проведении аукциона, сформированной посредством ЕИС, а также в приложении к извещению, размещенном отдельным файлом.
В частности, в отношении рассматриваемой товарной позиции Заказчиком установлены следующие требования:
Наименование товара |
N показателя |
Наименование характеристики товара |
Значение характеристики товара |
Единица измерения характеристики |
Тип характеристики "КАЧЕСТВЕННАЯ" |
Тип характеристики "КОЛИЧЕСТВЕННАЯ" |
ИНСТРУКЦИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ ХАРАКТЕРИСТИК В ЗАЯВКЕ |
2 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Код позиции КТРУ: 32.50.50.190-00000337 |
1 |
Комбинированные пакеты плоские предназначены для стерилизации медицинских изделий плазменным методом. |
Соответствие |
----- |
v |
___________ |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
2 |
Материал изготовления |
Пакет изготовлен из многослойной полимерной пленки и белого нетканого материала Тайвек, представляющего собой волокна высокоплотного полиэтилена, соединенных термошвом. Пакет пригоден для стерилизации парами пероксида водорода концентрации от 58% до 60% действующего вещества, при температуре в рабочей камере плазменного стерилизатора 50 |
----- |
v |
__________ |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
3 |
Количество слоев пленки-ламината |
|
----- |
v |
___________ |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|
4 |
Толщина полиэстера |
|
мкм |
v |
___________ |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|
5 |
Толщина полипропилена |
|
мкм |
v |
___________ |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|
6 |
Толщина пленки |
|
мкм |
v |
___________ |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|
7 |
Плотность нетканого материала |
|
г/м2 |
v |
___________ |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|
8 |
На внешней стороне пакета нанесены следующие обозначения: -товарный знак (при наличии);-название упаковки;-размер пакета;химические индикаторы 1 класса (по ГОСТ ISO 11140-1-2011) для плазменной стерилизации; -описание конечного цвета индикатора;-номер партии;-информация о сроке годности. |
Соответствие |
----- |
v |
__________ |
Значение характеристики не может изменяться участником закупки |
|
9 |
Срок сохранения стерильности изделий после стерилизации при термосваривании |
|
месяц |
__________ |
v |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|
10 |
Ширина пакета |
не менее 195 и не более 205 |
мм |
___________ |
v |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
|
11 |
Длина пакета |
не менее 395 и не более 405 |
мм |
___________ |
v |
Участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
В своей жалобе Заявитель указывает на то, что в составе извещения содержится необоснованная конкретизация состава нетканого материала, а именно указание на товарный знак материала - "Тайвек" без сопровождения словами "или эквивалент".
В частности, при описании закупаемой товарной позиции Заказчиком установлено, в том числе, следующее требование: "Пакет изготовлен из многослойной полимерной пленки и белого нетканого материала Тайвек, представляющего собой волокна высокоплотного полиэтилена, соединенных термошвом_".
В свою очередь, на заседании Комиссии УФАС представлены пояснения, согласно которым наименование материала Тайвек не является товарным знаком, а является наименованием нетканого материала, используемого в производстве упаковки для стерилизации, одноразового использования различных производителей. Указанные доводы Заказчика также подтверждаются регистрационными удостоверениями на медицинские изделия, представленные Заказчиком.
Также Комиссия УФАС находит необоснованным довод Заявителя о том, что установленное Заказчиком требование к цвету материала противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку установление требований, в том числе, к цвету материала, равно как и ко времени стерилизации, является правом Заказчика, при этом, достаточных доказательств, свидетельствующих о том, что указанная характеристика является уникальной, в материалах дела отсутствует, а, следовательно, у Комиссии УФАС отсутствуют основания полагать, что указанное требование ограничивает количество участников закупки.
Комиссия УФАС также не находит подтверждения доводов Заявителя о том, что описание, как рассматриваемой товарной позиции, так и иных закупаемых медицинских изделий, содержит допущенные Заказчиком арифметические ошибки.
В частности, анализ совокупности диапазонов значений показателей толщина полиэстера, толщина полипропилена, толщина пленки позволяет предложить к поставке товар с конкретными характеристиками, одновременно удовлетворяющими всем установленным диапазонам.
2. Кроме того, Заявитель в своей жалобе указал на то, что в извещении о проведении закупки в описании закупаемой товарной позиции определена совокупность технических требований, которые не позволяют поставить эквивалентный товар, и которым соответствует товары единственного производителя - ДГМ СТЕРИГУАРД (торговое наименование).
Комиссия УФАС отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения документации о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки, так как закупить и поставить уникальный товар имеет возможность только ограниченный круг лиц, имеющий с производителем такого товара партнерские отношения и/или иные договоры о сотрудничестве.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в извещении, Заказчику необходимо удостовериться в несовместимости оборудования установленного на объекте Заказчика с оборудованием иных производителей, а также определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также, в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары, в противном случае, пренебрежение указанными действиями указывает на избыточность потребительских свойств товара, что не допустимо ст. 19 Закона о контрактной системе.
В свою очередь, на заседание Комиссии УФАС Заказчик представил доказательства, опровергающие то обстоятельство, что описанный им товар содержит характеристики, характерные для изделий, производимых единственным производителем, также Заказчиком приведено обоснования необходимости приобретения товара, именно с теми, конкретными характеристиками, которые были указаны им при описании объекта закупки. При этом у Комиссии УФАС отсутствуют достаточные основания для сомнений относительно достоверности представленной Заказчиком информации.
Кроме того, Заказчик проводит электронный аукцион на поставку продукции для неограниченного количество лиц, где предметом аукциона является не производство, а поставка продукции, находящейся в свободном гражданском обращении.
Технические характеристики товара позволяют любому лицу (юридическому или физическому) принять участие в аукционе, если это лицо обладает товаром либо имеет возможность его приобретения и желает принять участие в электронном аукционе.
Комиссия УФАС отмечает, что частью 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Вместе с тем, податель жалобы своим правом не воспользовался и не представил доказательств, в том числе, экспертиз, экспертных заключений, подтверждающих доводы Заявителя о том, что указанные в извещении требования не обусловлены необходимостью удовлетворения потребности Заказчика и приведут к закупкам товаров, которые имеют избыточные потребительские свойства и не влияют на функциональные и потребительские свойства закупаемых товаров, не определяют их качественные характеристики, необходимые Заказчику, тем самым необоснованно ограничивают количество участников закупки.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС не находит достаточных оснований для признания в указанных Заявителем действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Торговый дом "Медтест" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июля 2024 г. N 44-2805/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024