Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" (далее - Заказчик):
ООО "КРИМКОМПЛЕКТ" (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 16996/24 от 28.06.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку источника экспертного света (извещение N 0372200257624000026),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 25.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о электронного аукциона на поставку источника экспертного света (извещение N 0372200257624000026) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 039 200,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 04.04.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "КРИМКОМПЛЕКТ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "КРИМКОМПЛЕКТ" заключен государственный контракт N 0372200257624000026 от 15.04.2024 (далее - Контракт) на сумму 992 436,00 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 10.3 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 17.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "КРИМКОМПЛЕКТ".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку источника экспертного света (далее - Товар) в течение 30 (тридцати) календарных дней с момента получения заявки Заказчика, но не позднее 01.11.2024 (п. 5.1 Контракта).
Согласно п. 4.7 Контракта Поставщик предоставляет Заказчику гарантии производителя (изготовителя) Товара, оформленные соответствующими гарантийными талонами или аналогичными документами, подтверждающими надлежащее качество материалов, используемых для изготовления Товара, а также надлежащее качество Товара.
Гарантия Поставщика на поставленный Товар составляет не менее 12 (двенадцати) месяцев, с момента подписания Заказчиком документа о приемке, но не менее срока гарантии производителя. Гарантия производителя на Товар составляет не менее 12 (двенадцати) месяцев. Гарантийный срок начинает исчисляться с момента подписания Заказчиком документа о приемке в ЕИС (п. 4.8 Контракта).
В силу п. 5.2 Контракта в срок не более 1-го рабочего дня с даты поставки Товара Поставщик формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Поставщика, и размещает в ЕИС документ о приемке, который должен содержать информацию, указанную в подпунктах "а" - "г", "е" - "ж" п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона о контрактной системе.
К документу о приемке должны быть приложены следующие документы, являющиеся его неотъемлемой частью:
а) счет на оплату поставленного Товара;
б) счет-фактуру (формируется в электронном виде по средствам ЕИС);
в) копию документа, подтверждающего соответствие Товара, выданного уполномоченными органами (организациями) для товара, подлежащего декларированию или обязательной сертификации либо информационной письмо, что поставляемый товар не подлежит обязательному декларированию или обязательной сертификации.
16.05.2024 Поставщиком была произведена передача Товара Заказчику по товарной накладной N 8 от 16.05.2024.
Вместе с тем в ходе проведения экспертизы своими силами (п. 7.3 Контракта) Заказчиком были выявления несоответствия поставленного Товара техническим характеристикам, указанным в Приложении N 2 к Контракту. Кроме того, в нарушение условий Контракта Поставщиком не была предоставлена гарантия на Товар и к документу о приемке не приложены документы, указанные в п. 5.2 Контракта.
В связи с выявленными нарушениями условий Контракта в процессе приемки Товара Заказчик посредством ЕИС направил Поставщику мотивированный отказ от приемки (исх. N 1557/01-11 от 29.05.2024), согласно которому Поставщик в течение 10 рабочих дней должен устранить выявленные недостатки Товара и произвести замену на Товар, соответствующий условиям Контракта.
Однако в ответ на мотивированный отказ Поставщик разместил в ЕИС письмо исх. N 47 от 03.06.2024, согласно которому, по мнению Поставщика, поставленный им Товар соответствует условиям Контракта, и 10.06.2024 Поставщик повторно разместил документ о приемке.
В связи с вышеизложенным на основании п. 1 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 10.3 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
17.06.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "КРИМКОМПЛЕКТ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 28.06.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика на основании следующего.
Так, по мнению представителя Участника, гарантийные обязательства самого Поставщика, указанные в п. 4.8 Контракта, возникают из факта заключения Контракта и передачи Товара. Совершение каких-либо Поставщиком отдельных действий по "предоставлению гарантии" Контрактом или законом не предусмотрено. Таким образом, утверждение о непредоставлении гарантии на Товар является недостоверным.
Вместе с тем, представитель Участника полагает, что неразмещение в ЕИС указанных в п. 5.2 Контракта документов не является объективным препятствием к приемке Товара, т.к. документы были переданы Заказчику вместе с Товаром. Также по словам представителя Участника, от подписания каких-либо подтверждающих документов в момент приемки представители Заказчика отказались.
Относительно довода Заказчика о несоответствии поставленного Товара техническим характеристикам, указанным в Приложении N 2 к Контракту, представитель Участника сообщил следующее.
При проверке Заказчиком характеристик Товара было установлено значение показателя "Диапазон интенсивности модуля экспертного света синего на расстоянии 38 см (минимальное значение (граница) диапазона)) - 320 мВ/т. По мнению представителя Участника, данное значение удовлетворяет требованиям технического задания, т.к. входит в указанный Заказчиком диапазон значений.
Согласно мотивированному отказу Заказчика, световой индикатор включения источника модуля экспертного света синего неисправен (отсутствует индикация). Однако с указанным представитель Участника не согласен, поскольку Поставщик не был приглашен на проведение экспертизы качества Товара и ему предъявлялся неисправный Товар. Согласно паспорту изделия (пп. 6 п. 4.1.) световой индикатор входит в комплектацию.
Также представитель Участника считает, что довод Заказчика о том, что поставленные аккумуляторы не совместимы с модулем экспертного света "инфракрасный" противоречат паспорту изделия (пп. 25 п. 4.1).
Кроме того, Заказчик указывает на нарушение п. 27 СанПин 1.2.3685-21 (таблица 5.2 Температуры поверхностей), а также ГОСТ Р 51337-99. Между тем, Поставщика не приглашали на проведение экспертизы качества Товара, торговое заключение в адрес Поставщика не предоставлялось, ввиду чего установить каким образом измерялся нагрев, в каких условиях, сколько конкретно градусов составил нагрев и правомерно ли осуществлены измерения, не представляется возможным. Однако представитель Участника сообщил, что таблица 5.2 указанного СанПин описывает "допустимые величины параметров микроклимата на рабочих местах в помещениях" и не имеет никакого отношения к приборам экспертного света, а пункт 27 в СанПин отсутствует.
Как следует из абз. 1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и п. 2 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554, предмет регулирования СанПин:
- гигиенические и противоэпидемические требования по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний человека, благоприятных условий его проживания, труда, быта, отдыха, обучения и питания, а также сохранению и укреплению его здоровья;
- оптимальные и предельно допустимые уровни влияния на организм человека факторов среды его обитания;
- максимально или минимально допустимое количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего с позиций безопасности и (или) безвредности для здоровья человека тот или иной фактор среды его обитания.
Температуру нагрева источников экспертного света СанПин не регламентирует вовсе.
Относительно ГОСТ Р 51337-99 следует отметить, что документ включен в Перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента "О безопасности машин и оборудования", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2009 г. N 753 (Приказ Росстандарта от 20.08.2010 N 3108). С 1 июля 2003 года до вступления в силу технических регламентов акты федеральных органов исполнительной власти в сфере технического регулирования носят рекомендательный характер и подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, указанным в пункте 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Данный документ носит рекомендательный характер, Контрактом не предусмотрен. Методика измерения поверхностей регламентирована ГОСТ. Заказчик не сообщил о соблюдении данной методики измерений. Кроме того, Заказчиком не указано, в чем конкретно заключается нарушение данного ГОСТ.
Более того, из содержания ГОСТ также не понятно, в чем может заключаться нарушение. Недопустимость нагрева свыше 60 градусов не запрещена ГОСТ. Указание на 60 градусов встречается в таблице 1 при указании на значение ожогового порога для пластика при контакте свыше 1 минуты. Однако само по себе это не является нарушением. ГОСТ описаны методики защиты, которые рекомендуется соблюдать (в том числе самим пользователем оборудования) для недопущения причинения вреда здоровью.
Кроме того, в отношении поставленного Товара на основании проведенной сертификации выдан сертификат соответствия N РОСС RU.32055.ОС02.Н0035.
Таким образом, представитель Участника считает, что ООО "КРИМКОМПЛЕКТ" поставило сертифицированный Товар, прошедший экспертизу качества, передало Заказчику все сопроводительные документы, а доводы о несоответствии и неработоспособности Товара являются голословными и не соответствующими как технической документации на Товар, так и здравому смыслу (в части доводов о несоответствии по показателю "Диапазон интенсивности модуля экспертного света синего").
Письмом от 03.06.2024 N 47 Поставщик уведомил Заказчика о необоснованности отказа в приемке Товара и загрузил в ЕИС УПД от 10.06.2024 N 8. Ответ на данное обращение Заказчик не сформировал, т.е. не рассмотрел возражения Поставщика, однако разместил в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На указанное Решение Заказчика Поставщик направил возражения от 21.06.2024, выразив несогласие с отказом от исполнения Контракта, предложив представить доказательства совершенных выводов, предъявить якобы не исправное оборудование, а также отменить решение об одностороннем расторжении Контракта. При этом никакой обратной связи от Заказчика не последовало.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "КРИМКОМПЛЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем Участник, подавая заявку на участие в Аукционе, выразил согласие на заключение контракта, содержащемся в составе извещения о проведении электронного аукциона, однако свои обязательства, предусмотренные Контрактом, не исполнил надлежащим образом.
Сохранение условий Контракта в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении электронного аукциона, и исполнение Контракта на этих условиях направлены на обеспечение равенства участников размещения заказов, создание условий для свободной конкуренции, обеспечение в связи с этим эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников, на предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов с тем, чтобы исключить случаи обхода закона - искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для его победителя более выгодных условий исполнения контракта.
Действуя добросовестно и разумно, будучи профессиональным участником гражданского оборота, специализирующимся на оказании предусмотренных Контрактом услуг, Участник должен был принять необходимые меры для установления объективной возможности исполнения своих обязательств, в том числе для целей предотвращения вероятности нарушения условий Контракта и риска несения ответственности перед контрагентом.
Из представленных Заказчиком и Участником документов Комиссия УФАС установила, что Участник со своей стороны не рассчитал свои возможности, без надлежащей внимательности и осмотрительности стал победителем Аукциона, однако не исполнил установленные Контрактом условия и не устранил нарушения условий Контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа Заказчика, что, по мнению Комиссии УФАС, свидетельствует о недобросовестном поведении Участника.
Недобросовестное поведение Участника и невыполнение им в данном случае требований Закона о контрактной системе нарушило права Заказчика относительно условий исполнения Контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, а также публичные интересы Заказчика, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой размещения заказов.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика настаивал на включении ООО "КРИМКОМПЛЕКТ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку не достиг цели проводимой закупки.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Действуя в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов (в данном случае расходованию финансов федерального бюджета), что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.
Лицо, принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа, подавая соответствующую заявку и заключая контракт, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям этого Закона.
Вина участника размещения заказа может выражаться не только в умысле (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, желал их наступления или не желал, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в неосторожности, т.е. при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении ООО "КРИМКОМПЛЕКТ" подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
В рассматриваемом случае, оценив в совокупности представленные документы, Комиссия УФАС усмотрела в действиях Участника признаки недобросовестного поведения и основания для включения его в реестр.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "КРИМКОМПЛЕКТ", ИНН: 5263139227; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: Мусин Сергей Тахирович, ИНН: 524402238920, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "КРИМКОМПЛЕКТ" в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
28.06.24 |
02.07.24 |
28.06.24 |
0 |
28.06.24 |
05.07.24 |
04.07.24 |
0 |
09.07.24 |
08.07.24 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 4 июля 2024 г. N РНП-78-1071/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024