Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ГБУДО ДЮЦ Московского района Санкт-Петербурга "ЦФКСиЗ" (далее - Заказчик):
ООО "Вили" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17264/24 от 02.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по перевозке детей в ДСООЛ "Факел" для нужд ГБУ ДЮЦ Московского района Санкт-Петербурга "ЦФКСиЗ" в 2024 году (извещение N 0372200252824000017),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 20.02.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по перевозке детей в ДСООЛ "Факел" для нужд ГБУ ДЮЦ Московского района Санкт-Петербурга "ЦФКСиЗ" в 2024 году (извещение N 0372200252824000017) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 820 160,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 12.03.2024 N ИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Вили".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Вили" заключен государственный контракт N 03722002528240000170001 от 25.03.2024 (далее - Контракт) на сумму 1 192 204,80 рублей.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктами 11.7, 11.8, 11.9 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 21.06.2024 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Вили".
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по перевозке детей в ДСООЛ "Факел" для нужд ГБУ ДЮЦ Московского района Санкт-Петербурга "ЦФКСиЗ" (далее - Услуги) по заявкам Заказчика в период с июня по август 2024 года в соответствии с Графиком заезда (Приложение N 3 к Контракту) (п. 3.1 Контракта) по адресам в соответствии с Графиком заезда (Приложение N 3 к Контракту):
- Санкт-Петербург, пр. Космонавтов, д. 47;
- Ленинградская область, Лужский район, ул. Морская, д. 25 (п. 3.2 Контракта).
В соответствии с п. 4.1 Контракта Исполнитель обязан оказать предусмотренные Контрактом Услуги, обеспечив их надлежащее качество в соответствии с условиями Контракта в сроки, установленные настоящим Контрактом, а также обеспечить соответствие результатов оказанных Услуг требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами, установленным законодательством Российской Федерации, а также требованиям, установленным Контрактом.
05.06.2024 для перевозки детей в ДООЦ "Факел" Исполнитель должен был предоставить 7 (семь) автобусов. Вместе с тем один из автобусов (гос. номер Р409УМ198, марка MERSEDES-BENZ) до ДООЦ "Факел" не доехал в связи с ненадлежащим техническим состоянием.
Для осуществления организованной перевозки группы детей в соответствии с описанием объекта закупки, Приложением N 2 к Контракту, должны использоваться автобусы, с года выпуска которых прошло не более 10 лет.
Однако у пяти автобусов, из предоставленных Исполнителем для перевозки детей в ДООЦ "Факел" с года выпуска прошло более 10 лет, а именно:
- автобус с гос. рег. N Е 348 КО 750 - 1993 года выпуска;
- автобус с гос, рег. N Х 094 МХ 178 - 1995 года выпуска;
- автобус с гос. рег. N Р 409 УМ 198 - 2001 года выпуска;
- автобус с гос. рег. N К27З НТ 147 - 2009 года выпуска;
- автобус с гос. рег. N Х 577 АК 178 - 2011 года выпуска.
В соответствии с п. 4.1.2 Контракта Исполнитель обязан обеспечить соответствие результатов оказанных Услуг требованиям качества, безопасности, иным требованиям, установленным стандартами, техническими регламентами, установленным законодательством Российской Федерации, а также требованиям, установленным Контрактом.
Заявленные Заказчиком нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении Исполнителем своих обязательств и нарушают условия Контракта, а именно: п.п. 4.1.1 и 4.1.2 Контракта.
Учитывая изложенное, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
21.06.2024 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Вили" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что ООО "Вили" не согласно с расторжением Контракта со стороны Заказчика.
По словам представителя Участника, в связи с внезапно возникшими поломками в транспортных средствах 05.06.2024 для перевозки Заказчику были представлены автобусы, с года выпуска которых прошло более 10 лет.
В тоже время, по мнению представителя Участника, указанное несоответствие года выпуска автобусов условиям Контракта не свидетельствует, что оказанные ООО "Вили" Услуги не соответствовали требованиям качества и безопасности. Представленные автобусы находились в исправном состоянии, а их технические характеристики были лучше, чем предусмотрено Контрактом. Если жизни и здоровью детей что-либо угрожало, то Заказчик должен был отказаться от представленных автобусов. Со стороны Заказчика не поступало отказов от представленных автобусов, перевозка состоялась. Вместе с тем, предполагая, что при оказании Услуг ООО "Вили" были допущены формальные нарушения условий Контракта, то в настоящее время указанные нарушения со стороны Участника устранены.
Позиция Участника была направлена Заказчику в возражениях на решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Однако Заказчик расторг контракт в одностороннем порядке, не направив более ни одной заявки на оказание Услуг, тем самым лишив возможности ООО "Вили" продемонстрировать устранение нарушений условий Контракта.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Вили" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, учитывая, что включение сведений в отношении ООО "Вили" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Вили" (ИНН: 7801712203), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июля 2024 г. N РНП-78-1083/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024