Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителей ФГБУК "Государственный музей-заповедник "Павловск" (далее - Заказчик) надлежащим образом уведомленного о месте и времени заседания Комиссии УФАС (исх. N 78/17609/24 от 03.07.2024),
при участии представителя ООО "Компакт-Плюс" (далее - Участник, Исполнитель):,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17263/24 от 02.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по обеспечению сохранности и ценности исторической среды и ландшафта объекта культурного наследия федерального значения "Павловский дворцово-парковый ансамбль", по адресу - Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, 20, литера А (правый берег р. Славянки) и литера Б (левый берег р. Славянки): санитарные рубки в лесных массивах - участок N 3 (район "Большая звезда", литера Б (правый берег р. Славянки) и участок N 5 (район "Белая береза", литера А (правый берег р. Славянки) (извещение N 0372200160724000020),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 05.03.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт, ЕИС) размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение работ по обеспечению сохранности и ценности исторической среды и ландшафта объекта культурного наследия федерального значения "Павловский дворцово-парковый ансамбль", по адресу - Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, 20, литера А (правый берег р. Славянки) и литера Б (левый берег р. Славянки): санитарные рубки в лесных массивах - участок N 3 (район "Большая звезда", литера Б (правый берег р. Славянки) и участок N 5 (район "Белая береза", литера А (правый берег р. Славянки) (извещение N 0372200160724000020) (далее - Запрос котировок).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 139 594,57 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 13.03.2024 NИЗК1 победителем Запроса котировок признано ООО "Компакт-Плюс".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Компакт-Плюс" заключен государственный контракт N 0372200160724000020 от 18.03.2024 на сумму 1 899 999,99 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.5 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 20.06.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Компакт-Плюс".
На заседании Комиссия УФАС установила, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по обеспечению сохранности и ценности исторической среды и ландшафта объекта культурного наследия федерального значения "Павловский дворцово-парковый ансамбль", по адресу - Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Садовая, 20, литера А (правый берег р. Славянки) и литера Б (левый берег р. Славянки): санитарные рубки в лесных массивах - участок N 3 (район "Большая звезда", литера Б (правый берег р. Славянки) и участок N 5 (район "Белая береза", литера А (правый берег р. Славянки) (далее - Работы).
В силу пунктов 1.3 и 3.2.1 Контракта Подрядчик обязан выполнять работы в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту) и Графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту).
Согласно п. 1.2 Технического задания и пункта 1 Графика выполнения работ Подрядчик обязан в течение 15 рабочих дней с даты подписания Контракта выполнить первую стадию работы, а именно, разработать и согласовать с Заказчиком проект производства работ.
С учетом даты подписания Контракта 18.03.2024 срок выполнения первой стадии работы истек 08.04.2024.
Поскольку по состоянию на 08.04.2024 Подрядчик не приступил к исполнению Контракта - не разработал и не согласовал с Заказчиком проект производства работ - Заказчик, на основании ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.5 и п. 9.5.1 Контракта Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
По состоянию на 17.04.2024 Подрядчик разработал и согласовал с Заказчиком проект производства работ.
Поскольку Подрядчиком до истечения 19.04.2024 10-ти дневного срока устранено нарушение условий Контракта, послужившее основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта, на основании ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу пункта 1.3 Контракта, пункта 1.2 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту), Графика выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту):
- рубка и разделка деревьев должны быть произведены в период с 09.04.2024 (по истечении 15 рабочих дней с даты подписания 18.03.2024 Контракта) по 31.10.2024, т.е. в течение 206 календарных дней;
- вывоз древесных (порубочных) остатков на утилизацию должны быть произведены в период с 09.04.2024 (по истечении 15 рабочих дней с даты подписания 18.03.2024 Контракта) по 30.11.2024, т.е. в течение 236 календарных дней.
Согласно приложению N 1 к Контракту рубкам (разделке и вывозу древесных (порубочных) остатков) подлежат 261 дерево.
По состоянию на 20.06.2024:
- Исполнитель времени не предоставил Заказчику акты приема-передачи и товарно-транспортные накладные на перевозку на утилизацию древесных (порубочных) остатков от 5 деревьев;
- с 21.05.2024 и прекратил выполнение Работ (работники и ответственные представители Подрядчика на объекте работ отсутствуют).
Принимая во внимание, что для рубки (разделки, вывоза порубочных остатков на утилизацию) 5 деревьев (район "Большая звезда", лесной массив, участок N 3) Исполнителю потребовалось 42 календарных дня, ориентировочный срок выполнения Исполнителем Работ по рубке (разделке, вывозы порубочных остатков на утилизацию) 256 деревьев (район "Белая береза", лесной массив, участок N 5) составит 2150 календарных дней.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 9.5 и п. 9.5.1 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 20.06.2024.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 02.07.2024.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, следующее.
Заказчиком в соответствии с п. 3.1.1 Контракта не передано по акту приема-передачи разрешение КГИОП на выполнение Работ.
Порядок выдачи и форма разрешений на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия регулируются приказом Министерства Культуры РФ от 21 октября 2015 года N 2625.
Переданные Заказчиком письма КГИОП Санкт-Петербурга от 20.11.2023 N 01-43-25874/23-01 и от 12.01.2024 N 01-43-90/24-0-1 с тождественными текстами содержат информацию о том, что указанный орган исполнительной власти не возражает против проведения работ в рамках хозяйственной деятельности, и, соответственно, не являются разрешениями в соответствии с приказом Министерства Культуры РФ от 21 октября 2015 года N 2625.
Расчёт сроков продолжительности Работ сделан Заказчиком без учёта особенностей в исполнении Контракта, которые установлены самим Заказчиком.
Так в пп. 20,21 раздела 3 Ведомости объёмов работ (Приложение N 2 к Техническому заданию к Контракту), указано следующее:
20 |
Валка деревьев в труднодоступных местах с применением канатного метода страховки без корчевки пня мягколиственных и твердолиственных пород (кроме породы тополь) при диаметре ствола: до 36 см |
м3 |
4,37 |
ГЭСНр68-01-011-01 от 18.05.2022 N378/пр |
Объемы в соответствии с Приложением N 1 к Техническому заданию к Контракту (d=32 см - 1 шт., d=28 см - 1 шт., d=36 см - 1 шт.) с учетом переноски/ перевозки до 100 м. Условия производства работ: Пересеченная местность, отсутствие возможности подъезда автогидроподъемника. |
21 |
Валка деревьев в труднодоступных местах с применением канатного метода страховки без корчевки пня мягколиственных и твердолиственных пород (кроме породы тополь) при диаметре ствола: до 52 см |
м3 |
4,83 |
ГЭСНр68-01-011-02 от 18.05.2022 N378/пр |
Объемы в соответствии с Приложением N 1 к Техническому заданию к Контракту (d=40 см - 1 шт., d=38 см - 1 шт.) с учетом переноски/ перевозки до 100 м. Условия производства работ: Пересеченная местность, отсутствие возможности подъезда автогидроподъемника. |
Таким образом, валка 5 поваленных и вывезенных деревьев, указанных в Уведомлении, должна была осуществляться (и осуществлялась) без использования специальной техники, при этом расположение деревьев находится на месте одного из центральных входов в парк, что необходимо было учитывать при организации Работ с целью избежать препятствий для посетителей парка и недопущения причинения им вреда.
При этом общий срок выполнения работ, предусмотренный Контрактом, согласно пункту 1.3. Контракта - 30.11.2024 в соответствии с графиком выполнения работ (Приложение N 2 к Контракту):
N пп |
Наименование стадий работ |
Срок исполнения |
1 |
Разработка и согласование с Заказчиком проекта производства работ |
15 рабочих дней с даты подписания Контракта |
2 |
Рубка и разделка древесины, перевозка древесных (порубочных) остатков до мест временного складирования на территории Павловского дворцово-паркового ансамбля |
31.10.2024 |
3 |
Вывоз древесных (порубочных) остатков с территории Павловского дворцово-паркового ансамбля на утилизацию |
30.11.2024 |
Следовательно, Исполнителем на момент принятия решения об одностороннем отказе не были нарушены промежуточные сроки выполнения Работ.
При этом, Исполнитель готов был приступить к выполнению оставшейся части Работ.
На основании вышеизложенного Участник ходатайствовал о невключении ООО "Компакт-Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
В ходе рассмотрения обращения Заказчика, Комиссия УФАС установила, что Участником предпринимались меры по добросовестному исполнению государственного контракта. При этом, Комиссия УФАС отметила, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства того, что нарушение сроков исполнения Контракта было обусловлено исключительно действиями Подрядчика, а также доказательства того, что Подрядчик не смог бы завершить полный объем работ в срок до 31.11.2024 года.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав пояснения представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что ООО "Компакт-Плюс" предпринимались все возможные меры, направленные на исполнение Контракта, а включение сведений в отношении ООО "Компакт-Плюс" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Подрядчиком деяния.
Следует отметить, что Комиссия УФАС России при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Компакт-Плюс" (ИНН: 9721087646), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июля 2024 г. N РНП-78-1082/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024