Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБСУ СО "Дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии N2" (далее - Заказчикпо доверенности,
ИП Гончарова Ильи Николаевича (далее - Участник, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 17260/24 от 02.07.2024) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по разработке специальных технических условий в части обеспечения пожарной безопасности Учреждения (извещение N 0372200050624000001),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.01.2024 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по разработке специальных технических условий в части обеспечения пожарной безопасности Учреждения (извещение N 0372200050624000001) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 830 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов открытого конкурса в электронной форме от 09.02.2024 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Гончаров И.Н.
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.ч. 8 - 11, 13 - 19, 21 - 23 и 25 Закона о контрактной системе.
Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 19 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 8.10 Контракта установлено право Подрядчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, являющихся предметом настоящего Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 19.06.2024 ИП Гоначаровым И.Н. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение) в связи с невозможностью его исполнения по следующим причинам.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Гончаровым И.Н. заключен государственный контракт N 29/24 от 20.02.2024 (далее - Контракт) на сумму 799 340,00 рублей, согласно которому Участник обязался оказать услуги по разработке специальных технических условий в части обеспечения пожарной безопасности Учреждения (далее - Услуги).
Согласно п. 2.2 Контракта, срок оказания услуг: в течение 90 рабочих дней со дня заключения Контракта с правом досрочного оказания услуг (в указанный срок входят все согласования с территориальным органом МЧС России, другими учреждениями и организациями, необходимые при оказании данного вида услуг). Исполнитель приступает к оказанию услуг в срок не более трех рабочих дней со дня заключения контракта и направляет Заказчику информацию, подтверждающую, что Исполнитель приступил к оказанию услуг. В срок, не превышающий 30 (тридцать) рабочих дней, Исполнитель направляет Заказчику разработанный предварительный вариант СТУ. В случае нарушения указанных сроков, Заказчик применяет меры ответственности в соответствии с настоящим контрактом.
Специальные технические условия (далее - СТУ) разрабатываются отдельно на каждое здание. Услуги на территории Заказчика оказываются с понедельника по пятницу (за исключением праздничных и выходных дней) персоналом Исполнителя с 09-00 до 16-00 часов. Оказание услуг осуществляется в полном объеме, частичное оказание услуг, как и частичная приемка не допускается
Работы Исполнителем были выполнены в установленный контрактом срок.
Согласно заключений нормативно-технического совета ОНД и ПР Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу, ряд предложенных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности объектов культурного наследия федерального значения "Богадельня с флигелем", расположенных по адресу: г. Санкт-Петербург, г. Петергоф, ул. Петергофская, дом 4/2, литера А, литера Б", согласованных с СПб ГБСУСО "Детский Дом-интернат N 2", считаются советом недостаточными для обеспечения пожарной безопасности указанных объектов и занижают нормативные требования пожарной безопасности.
Так, в соответствии с требованием нормативно-технического совета, принято:
- учитывать V степень огнестойкости и класс конструктивной пожарной опасности C2;
- не допускается размещение людей, относящихся к группе мобильности М4, в знании Богадельни с флигелем (литер А);
- не допускается совмещение горячего цеха с залом для посетителей;
- не допускается устройство складских помещений в лестницах 2-го типа с возможностью хранения вещей, выполненных из горючих материалов;
- рабочая документация на проектирование системы пожарной сигнализации должна быть выполнена в соответствии с требованиями СП484.1311500.2020;
- план тушения пожара должен содержать обоснование предварительного планирования действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ.
- отсутствие в здании автоматической установки пожаротушения;
- по мнению нормативно-технического совета, система пожарной сигнализации не соответствует требованиям нормативных документов т.к. запроектирована по СП5.13130.2009 и таким образом при расчетах пожарного риска требуется принимать коэффициент Кобн. равный - 0, что делает невозможным получение положительных расчетных значений, соответствующих требованиям ст.79 Федерального закона N 123-ФЗ от 22.07.2008 г.
Приведение в соответствие с требованиям СП 484.1311500.2020 документации на проектирование системы пожарной сигнализации, а так же разработка плана тушения пожара с содержанием обоснования предварительного планирования действий по тушению пожара и проведению аварийно-спасательных работ требует временного ресурса, превышающего срок оказания Услуг.
На основании вышеизложенного, в соответствии с п. 8.10, 8.3 Контракта, ст.450, 451 ГК РФ, ИП Гончаров И.Н. принял Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, поскольку согласно заключения нормативно-технического совета ОНД и ПР Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу требуется дополнительно выполнить ряд работ, которые не предусмотрены Контрактом.
В соответствии с ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия поставщиком (подрядчиком, исполнителем) предусмотренного частью 19 ст. 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур, такое решение направляется заказчику в следующем порядке:
1) поставщик (подрядчик, исполнитель) с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 20.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
20.06.2024 Участник сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 21 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут 02.07.2024.
Заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ч. 22.2 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии УФАС пояснил следующее.
В своем решении Исполнитель указывает, что выполнение требований Управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу для согласования специальных технических условий требует временного ресурса, превышающего срок оказания услуг по Контракту.
В телефонном разговоре между сторонами представитель Заказчика пояснил, что не хочет расторгать Контракт и готов ждать результат оказанных Услуг, несмотря на окончание срока для оказания Услуг.
После получения уведомления о расторжении контракта, Заказчиком через ЕИС было направлено письмо с просьбой прокомментировать, какие нарушения условий Контракта со стороны Заказчика привели к решению Исполнителя расторгнуть контракт.
Исполнитель не выдвинул претензий в адрес Заказчика, сославшись на заключения нормативно-технического совета ОНД и ПР Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу.
Решение Исполнителя поставило Заказчика в трудную ситуацию, так как Заказчику надо устранить нарушения, указанные в предписании МЧС России по г. Санкт-Петербургу, выявленные в ходе плановой проверки.
Так как Учреждение располагается в здании памятнике, которое является объектом культурного наследия федерального значения, выполнение противопожарных мероприятий возможно только через разработку специальных технических условий в части обеспечения пожарной безопасности Учреждения, которые являются целью закупки. Самостоятельно сотрудники учреждения не могут разработать специальные технические условия, в связи с отсутствием сотрудников, компетентных в данном вопросе. Для этих целей и привлекалась сторонняя организация.
Вместе с тем, ознакомившись с представленными материалами и пояснениями сторон, Комиссия УФАС пришла к выводу, что Исполнитель со своей стороны предпринял достаточные меры для выполнения Контракта, им был разработан СТУ и направлен в адрес ОНД и ПР Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу, однако, согласно его заключению необходимо дополнительно выполнить ряд работ, которые не предусмотрены Контрактом
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу об отсутствии оснований для включения ИП Гончарова И.Н. в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Гончарова Ильи Николаевича (ИНН: 233501788953), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 8 июля 2024 г. N РНП-78-1079/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024