Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПБ ГБУ "Централизованная библиотечная система Калининского района" (далее- Заказчик):,
ИП Шилкина Д.С. (далее - Заявитель):,
в отсутствие представителей Администрации Калининского района Санкт-Петербурга (далее- Уполномоченный орган), при надлежащем уведомлении о месте и времени заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 17592/24 от 05.07.2024) на действия Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на поставку библиотечной и офисной мебели (извещение
N 0172200004324000161) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 18.06.2024 в единой информационной системе, номер извещения 0172200004324000161.
Начальная (максимальная) цена контракта - 7 330 574,00 рублей.
В жалобе Заявитель на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в утверждении ненадлежащего порядка оценки заявок.
Согласно представленным в порядке ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, опубликованная в ЕИС, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 24 Закона о контрактной системе открытый конкурс в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 48 Закона о контрактной системе).
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.п. 1 и 2 ч. 1 настоящей статьи.
Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение) установлено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
При этом согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В соответствии с п. 16 Положения об оценке заявок для оценки заявок для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением об оценки заявок, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
В соответствии с п. 17 Положения об оценки заявок для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п. 16 Положения об оценке заявок, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки.
Пунктом 19 Положения об оценки заявок установлено, что, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке.
В соответствии с п. 22 и п. 23 Положения об оценке заявок в случае отсутствия функциональной зависимости между значением характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, и значением количества присваиваемых баллов, а также в случае, если характеристика не определяется количественным значением, значение количества баллов по детализирующему показателю присваивается заявке, подлежащей в соответствии с Законом о контрактной системе оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки", по шкале оценки. При этом документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению об оценке заявок, устанавливаются значения количества баллов, присваиваемые за предлагаемое (предлагаемые) участником закупки количественное значение (значения) характеристики объекта закупки или предлагаемое участником закупки свойство (свойства) объекта закупки. В данном случае предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Порядком оценки в оспариваемой части установлены следующие указания:
"
Оценка заявок по нестоимостному критерию осуществляется на основании сведений, предоставленных в технических предложениях участников закупки. Оценка по детализирующему показателю производится по следующей шкале:
В рамках детализирующего показателя "Качество поставляемых товаров" оценивается наличие или отсутствие, а также соответствие описания участника конкурса на поставку мебели, их количественных и качественных характеристик (предложения о качественных характеристиках), требованиям, изложенным в конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, а именно наличие в заявке участника конкурса развернутого технического предложения об оказываемых услугах в отношении следующих разделов: методы проверки на прочность, безопасность мебельной продукции, контроль качества мебельной продукции, определение эргономичности товаров. Оценка заявки участника конкурса по детализирующему показателю "Качество поставляемых товаров" определяется согласно представленному участником конкурса техническому предложению о качественных характеристиках объекта закупки. Участник вправе воспользоваться рекомендуемой формой "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки". Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником конкурса в том числе на основании Технического задания.
*в случае предоставления сведений в форме, отличной от рекомендуемой - в составе заявки должны содержаться сведения, предусмотренные рекомендуемой формой.
Порядок заполнения рекомендуемой формы "Техническое предложение о качественных характеристиках объекта закупки": участник в графе 1 указывает номер раздела технического предложения. В графе 2 формы указывается наименование раздела технического предложения. В графе 3 участник предоставляет развернутое описание по соответствующему разделу, указанному в графе 2 или по каждому подразделу (при наличии) соответствующего раздела, указанного в графе 2 технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки. В случае, если участником конкурса в "Техническом предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что все будет выполнено в соответствии со всеми требованиями, указанными в конкурсной документации, и в соответствии с нормативными документами и участником конкурса не предлагается описание по соответствующим разделам технического предложения, и/или участником конкурса в "Техническом предложении о качественных характеристиках объекта закупки" указывается, что описание по соответствующим разделам технического предложения будет соответствовать требованиям, указанными в Техническом задании и/или нормативным документам без раскрывающего вышеуказанные требования описания, то соответствующее описание признается не представленным участником конкурса. Непредставление предложения участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки с описанием в отношении оцениваемых характеристик по установленным разделам трактуется как "Отсутствие предложений о качественных характеристиках объекта закупки". В рамках предоставления информации по разделу "Методы проверки на прочность" предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить текст разработанной в организации методики проведения проверок, включающей в себя следующие подразделы: виды методов проверки на прочность мебельной продукции, с учетом перечисления видов методов, с описанием каждого вида методов проверки мебели на прочность; алгоритм проводимых проверок мебели на прочность, с подробным описанием каждого пункта, учитывая правила подготовки образцов, процедуру тестирования на износостойкость, включая проверки на устойчивость к внешним воздействиям, проверка на устойчивость конструкции и тестирование образцов на нагрузку. Участнику закупки так же необходимо указать, что требуется для контроля качества проверочных образцов и какие проверки нужны для тестирования механизмов и фурнитуры мебели, а так же информацию об анализе результатов с учетом ее коррекции и улучшения; сведения об аппаратуре, используемой при проведении проверки мебели на прочность, с указанием устройств, механизмов, инструментов и тестеров с подробным указанием области их применения, с учетом информации об их использовании; технику безопасности при проверке методов на прочность мебели, с информацией об общих методах безопасности, включая информацию о проводимом инструктаже, с учетом использования защитного снаряжения и сведений о профилактике травм. Участнику необходимо так же предоставить сведения об обозначении опасных зон, осмотре оборудования и мониторинге состояния персонала при проверке методов на прочность мебели; список аварийных процедур при проверке методов на прочность мебели, включая описание каждой процедуры с использованием средств при их наличии, для обеспечения безопасности персонала при проверке методов на прочность мебели. При указании в техническом предложении информации по разделу: "Контроль качества мебельной продукции", участнику необходимо указать, в том числе о разработанной и используемой в процессе поставки товара методике определения показателей мебели и комплектующих, и включающей в себя критерии. При указании критериев методики по определению показателей комплектующих, необходимо предоставить описание по процессам определения порядка и сроков согласования, сроков и порядка утверждения по каждому из критериев. Сведения о контроле, содержащиеся в техническом предложении Участника, и описывающие контроль качества мебели и комплектующих должны так же отражать (описывать) действия при обнаружении потери целостности мебели, с описанием всех мероприятий по замене такой мебели на новую, пригодную к использованию (в случае потери целостности и в случае потери пригодности к эксплуатации), включая порядок утилизации поврежденной мебели и описание проводимых действий, а так же мероприятий по замене такой мебели, а так же такие сведения о контроле должны отражать (описывать) способы и методы определения и фиксации качества мебели, должны отражать (описывать) виды контроля, необходимые для определения технических показателей мебели, а так же соответствующее описание по видам контроля с указанием цели контроля, виды контроля технических и габаритных показателей комплектующих и мебели с соответствующим описанием их применения и сроков исполнения видов контроля. Схемы выполнения контроля качества мебели и комплектующих, должны отражать (описывать) способы фиксации качества мебели, фиксацию ее технических и эксплуатационных характеристик, а так же сведения, заносимые по результатам контроля качества мебели в соответствующие виды документов в рамках контроля качества. В рамках предоставления информации по разделу "Безопасность мебельной продукции" предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить текст, включающей в себя следующие подразделы: стандарты безопасности мебели, с учетом области применения, цели и требований. Необходимо описать ключевые аспекты стандартов безопасности мебельной продукции. Приемо-сдаточные проверки проводимые для безопасности мебели, с описанием каждой проверки и его конечной цели. При указании проверки на безопасность кромок и углов, необходимо указать прочность клеевого соединения при облицовывании пластей и кромок деталей мебели, а так же виды поверхностей изделий мебели, с учетом описания характеристики видов поверхности; маркировку мебели, учитывая сведения о требованиях, предъявляемых к маркировке, нормативных актов и характеристик разного типа мебели. При указании сведений о мерах, направленных на подготовку вспомогательных средств, Участник закупки должен представить, в том числе, сведения о вспомогательных средствах, применяемых при безопасности мебельной продукции и установке мебели и комплектующих, которыми обеспечиваются сотрудники Участника. Раздел так же должен содержать информацию об алгоритме разработки инструкции по сборке мебели, включая правила определения целевой аудитории, с подробным описанием каждого пункта алгоритма, с разделением на этапы и с четким описанием шагов, подключая ключевые моменты на которые следует обратить внимание. Химическая и санитарно-гигиеническая безопасность мебельной продукции, с подробным описанием терминов и наименованием летучих химических веществ, выделяющихся при эксплуатации мебели в воздух помещений, а так же допустимый уровень миграции веществ, Участнику закупки так же необходимо выделить важные аспекты при санитарно-гигиенической безопасности мебельной продукции. При указании в техническом предложении информации по разделу: "Определение эргономичности товаров", предложения о качественных характеристиках объекта закупки Участник закупки должен предоставить текст разработанной в организации методики определения эргономичности мебели, включающей в себя следующие подразделы: понятие эргономичности, общие требования, предъявляемые к мебельной продукции, описание ключевых аспектов эргономичности; порядок анализа целевой аудитории, сведения об проведении проверки на предмет соответствия внутренним стандартам функциональных требований мебели, правила измерения геометрических параметров мебели, сведения об исследовании материалов эргономики с точки зрения безопасности материалов; антропометрические требования к габаритам и размещению мебели, включая основные понятия и задачи антропометрии, с описанием нормы высоты для разных групп людей, учитывая основные габариты мебели, удовлетворяющие антропометрические требования к ее эксплуатации человеком. Описание требуемых подразделов должно содержать все характеристики, предусмотренные в требуемых подразделах. Оцениваемое описание поставляемых товаров в отношении каждого раздела и соответствующего ему подраздела, содержащего оцениваемую у участников информацию (характеристики), предлагаемое участником конкурса в составе заявки, должно содержать наименование каждого раздела и соответствующего ему подраздела (при наличии), в том числе соответствующее описание по наименованию раздела и подраздела (при наличии) и не должно противоречить извещению со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью извещения, а должно быть представлено на основании оцениваемой информации (характеристик) в части их взаимодополняемости и невозможности противоречия друг другу. Описание качественных показателей поставляемых товаров признается представленным в полном объеме в случае, если предложение Участника содержит описание всех разделов (подразделов) Технического предложения о оцениваемых характеристиках в полном объеме и не противоречит требованиям конкурсной документации. Описание качественных показателей поставляемых товаров признается представленным не в полном объеме, если предложение Участника содержит описание не всех разделов (подразделов) Технического предложения о оцениваемых характеристиках в полном объеме и/или противоречит требованиям конкурсной документации. При формировании "Технического предложения о качественных характеристиках объекта закупки" участник закупки должен не повторить требования конкурсной документации со всеми приложениями, являющимися неотъемлемой частью конкурсной документации, и/или положения нормативной документации, а раскрыть данные требования/положения с учетом имеющихся у участника закупки конкурентных качеств. |
Комиссия УФАС, проанализировав вышеприведенный порядок оценки заявок на участие в конкурсе, констатирует, что установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет критерии и показатели, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Таким образом, спорный показатель и порядок их оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки.
Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки в данной части позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил, при этом, учитывая, что Закон о контрактной системе и Положение не ограничивают право Заказчика самостоятельно формировать перечень документов и информации, подлежащих предоставлению участниками закупки, следовательно, данный довод жалобы не находит своего подтверждения.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 42, 43, 48, 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Шилкина Д.С. необоснованной
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 11 июля 2024 г. N 44-2873/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.07.2024