Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А. Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В. ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш. В присутствии представителей, участвующих посредством системы- программы "trueconf": от заказчика - Нестеренко В.Г., Ходжаева Г.О., Стоялова Е.Г. от ООО "Салауат" - Корниенко О.А.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из МБОУ Лицей N 6 г. Ессентуки поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "САЛАУАТ" по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0121200004723001156 "Выполнение работ по капитальному ремонту зданий МБОУ лицея N6 г. Ессентуки". Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке. В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении - ООО "САЛАУАТ" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления с указание о дате и времени рассмотрения дела - 28.06.2024 г. В ходе заседания комиссии был объявлен перерыв до 01.07.2024.
После перерыва, 01.07.2024 г. на рассмотрение дела были установлены следующие обстоятельства: 28.08.2023 г. уполномоченным органом - Комитетом Ставропольского края по государственным закупкам согласно порядка взаимодействия с заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0121200004723001156 "Выполнение работ по капитальному ремонту зданий МБОУ лицея N6 г. Ессентуки". НМЦК 125 864 440,00 \x{20bd} Данная закупка проводилась в рамках реализации программы "Модернизация школьных систем образования в 2023-2025 годах" На участие в данной закупки было подано 7 заявок (пять заявок допущено, 2 заявке отклонены). По итогам проведенной закупки победителем был признан участник - ООО "САЛАУАТ". 21.09.2023 г. между заказчиком - МБОУ лицей N 6 г. Ессентуки (далее - заказчик) и ООО "САЛАУАТ" (далее - Общество) был заключен контракт N 6-к (реестровый номер N 3262602608723000003 ) на "выполнение работ по капитальному ремонту зданий МБОУ лицея N6 г. Ессентуки".
Согласно п. 1.1, 1.2, 1.3 контракта установлено:
1.1.
В соответствии с условиями контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить на объекте Заказчика работы по капитальному ремонту здания МБОУ лицей N6 г. Ессентуки (далее - "Объект" и "Работы") в сроки, предусмотренные контрактом, и сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить его.
1.2. Работы по контракту выполняются в соответствии с проектной документацией (Приложение N 1 к контракту), и графиком выполнения работ (Приложение N 2 к контракту). 1.3.
Место выполнения Работ: 357600, СК, г. Ессентуки, ул. Луначарского, 99 В силу п. 2.1 Цена контракта составила - 94 396 730, 00.
Стоимость отдельных этапов исполнения контракта указана с понижающим аукционным коэффициентом с учётом НДС. 1 этап - 24 426 296,85 руб. 2 2 этап - 10 724 496,78 руб. 3 этап - 5 064 786,10 руб. 4 этап - 54 181 150,27 руб.
В силу п. 2.6 и п. 2.7 контракта установлено:
2.6. При исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе) по согласованию Заказчика с Подрядчиком допускается поставка товара, выполнение работы, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены Заказчиком в реестр контрактов, заключенных Заказчиком. Авансирование не предусмотрено 2.7. Оплата за выполненные работы осуществляется поэтапно по цене, установленной п. 2.1 Контракта.
В силу п. 2. 9 контракта Оплата выполненных Работ производится безналичным расчетом, путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 7 (семи) рабочих дней с даты подписания Заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 Федерального закона о контрактной системе, но не позднее 29.12.2025 г, и предоставления Заказчику следующих документов на бумажном носителе:
- счета;
- акта о приемке выполненных работ;
- акта приемки объекта;
- справки о стоимости работ;
- исполнительной документации (Журнал производства работ. Акты освидетельствования скрытых работ, сертификаты на материалы, используемые при производстве работ; акты лабораторных испытаний на применяемые цементно - бетонные растворы, кирпич и т.д.) , предусмотренная пунктом 7.1 Контракта Сроки исполнения контракта закреплены в разделе 3 контракта, а именно: согласно п. 3.1-3.2 контракта: 3.1.
Работы по контракту выполняются в следующие сроки 3.1.1.
Начало работ: с 01.01.2024.
По согласованию сторон работы могут быть начаты досрочно. Окончание выполнения работ: 30.06.2025 года включительно. 1 этап: с 01.01.2024 по 01.07.2024, в том числе срок выполнения работ с 01.01.2024 по 31.05.2024 2 этап: с 01.06.2024 по 28.10.2024, в том числе срок выполнения работ с 01.06.2024 по 30.09.2024 3 этап: с 01.10.2024 по 05.02.2025, в том числе срок выполнения работ с 01.10.2024 по 31.12.2024 4 этап: с 01.01.2025 по 29.12.2025, в том числе срок выполнения работ с 3 01.01.2025 по 30.06.2025 3.2.
В случае досрочного исполнения Подрядчиком обязательств по выполнению Работ, предусмотренных графиком выполнения работ, Заказчик вправе, при условии наличия необходимых средств в связи с перераспределением объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды, принять предъявленные Подрядчиком Работы в установленном контрактом порядке, и оплатить выполненные Работы в соответствии с проектной документацией. Цена контракта, его отдельных этапов исполнения (если предусмотрены этапы исполнения) и (или) отдельных видов работ при досрочном выполнении Подрядчиком Работ по контракту, их приемке и оплате Заказчиком, изменению не подлежит.
3.3. Срок исполнения контракта с 01.01.2024 г по 29.12.2025 г. В указанный срок входит выполнение работ, приемка, экспертиза, оплата. Контрактом в п. 10.3 установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта определяется сторонами с учетом положений Федерального закона о контрактной системе. В связи с тем, что Обществом взятые на себя обязательства не были выполнены (в части выполнения работ по первому этапу), 07.06.2024 г. заказчиком было принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, и направил сведения о рассмотрении вопроса о включении в адрес Управления по средствам ЕИС, в данном решение отражено следующее: " ... в связи с неоднократными нарушениями ООО "Салауат" условий контракта N 6-К от 21.09.2023 г. ...". В рассмотрении дела представители Заказчика и Общества участвовали по средствам программы-системы "trueconf", сторонами были представлены документы, а также пояснения, комиссией установлено:
1. На основании п. 1.1 и п. 1.2 в соответствии с условиями контракта Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить на объекте Заказчика работы по капитальному ремонту здания МБОУ лицей N6 г. Ессентуки в сроки, предусмотренные контрактом, и сдать результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить его.
1.2. Работы по контракту выполняются в соответствии с проектной документацией (Приложение N 1 к контракту), и графиком выполнения работ (Приложение N 2 к контракту).
Согласно п. 3.1.1 срок выполнения работ по первому и второму этапу установлен: 1 этап: с 01.01.2024 по 01.07.2024, в том числе срок выполнения работ с 01.01.2024 по 31.05.2024 4 2 этап: с 01.06.2024 по 28.10.2024, в том числе срок выполнения работ с 01.06.2024 по 30.09.2024 29.12.2023 года между Заказчиком и Подрядчиком был подписан Акт приема- передачи объекта капитального ремонта по которому 29.12.2023 Заказчик передает, а Подрядчик принимает для проведения капитального ремонта - здания МБОУ лицея N6 г. Ессентуки по адресу Ставропольский край, г, Ессентуки, ул. Луначарского, 99 (Литер А, Литер Б). Акт подписан обоими сторонами, что свидетельствует о том, что Подрядчик претензий к объекту капитального ремонта на момент подписания акта к Заказчику не имел. Нарушение условий п. 4.3.3. контракта: В соответствии с положениями пункта 4.3.3. контракта Подрядчик в течении 10 рабочих дней со дня подписания контракта обязан разработать и согласовать с Заказчиком календарный план производства работ. Работы необходимо производить в соответствии с согласованным Заказчиком календарным планом производства работ. В нарушение п. 4.3.3 контракта Подрядчик не предоставил календарный план производства работ и не согласовал с Заказчиком с 22.09.2023 - 05.10.2023, который необходимо передать в Отдел капитального строительства г. Ессентуки, для дальнейшего контроля за выполнением работ. 10.10.2023 г. Заказчик направил в адрес Подрядчика письмо с уведомлением о том, что Подрядчик нарушает п. 4.3.3 Контракта и напоминанием об исполнении данного пункта контракта. Подрядчик не отреагировал на письмо исх.N04.11/64 от 10.10.2023, и Заказчик 11.10.2023 составил первый Акт о первом нарушении условий контракта (Акт о нарушении условий контракта от 11.10.2023 прилагается). 08.11.2023 г. Подрядчик ответил исх. N151 о том, что календарный ШИН производства работ будет предоставлен Заказчику в ближайшее время. По факту же Подрядчик предоставил требуемый с 10.10.2023 календарный план производства работ только 11.03.2024.
В нарушение условий контракта календарный план производства работ предоставлен в адрес заказчика ненадлежащим образом, а именно, посредством направления на электронную почту, что исключает возможность получения оригинала утвержденного документа, предполагающего наличие печати юридического лица и подписи руководителя. В настоящее время график производства работ, оформленный надлежащим образом, согласованный заказчиком в адрес МБОУ Лицей N6 не поступал, а равно - не направлялся. В отсутствие графика производства работ, который предполагает хронологическую детализацию этапности, прилагаемой к контракту, фиксация выполнения работ для заказчика стала крайне затруднительна. Нарушение условий п. 4.3.29. контракта: В соответствии с положениями пункта 4.3.29 контракта Подрядчик обязан в срок не более 5 рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком, соисполнителем представить Заказчику: 5 а) декларацию о принадлежности субподрядчика, соисполнителя к субъектам малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации, составленную в простой письменной форме, подписанную руководителем (иным уполномоченным лицом) субъекта малого предпринимательства, социально ориентированной некоммерческой организации и заверенную печатью (при наличии печати);
б) копию договора (договоров), заключенного с субподрядчиком, соисполнителем заверенную Подрядчиком. В нарушении п. 4.3.29 контракта Подрядчик уведомил Заказчика о заключении им договора субподряда только 02.02.2024, хотя договор субподряда был заключен Подрядчиком 30.12.2023 за N001) и только 06.02.2024 была предоставлена необходимая Декларация. Заказчиком снова был составлен Акт от 02.02.2024 о нарушении условий контракта.
Также Заказчиком за нарушение п.п. 4.3.3., 4.3.29. через ЕИС в адрес подрядчика было направлено Требование от 06.02.2024 за N04.11/12 об уплате неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением контракта Подрядчиком, и выставлены штрафы, в соответствии с подп. "а" п. 8.9. Контракта, ч. 6 ст. 34 Закона N44-03.
Подрядчик выставленное ему Требование не выполнил и штрафы не оплатил по настоящее время. 29.02.2024 в ЕИС Заказчиком была выставлена вторая Претензия о нарушении Подрядчиком условий контракта. Но и вторая Претензия осталась Подрядчиком не рассмотрена. 27.06.2024 заказчиком направлены соответствующие документы в банк (АКБ "Абсолют Банк), выдавший банковскую гарантию. Нарушение условий п.п. 4.3.2,6.1., 3.1.1. Контракта: В соответствии с положениями пункта 4.3.2. Контракта Подрядчик - принимает на себя обязательства выполнить на Объекте работы в сроки, предусмотренные контрактом.
В соответствии с положениями пункта 6.1. контракта Подрядчик обязан приступить к выполнению Работ в срок, установленный пунктом 3.1.1 контракта.
В соответствии с пунктом 3.1.1. контракта начало работ: с 01.01.2024. Вместе с тем данные пункты 4.3.2., 6.1., 3.1.1. Контракта были Подрядчиком нарушены. Подрядчик в начальный срок, определенный контрактом на Объекте не появлялся. Подрядчик не появлялся на объекте до 09.01.2024, о чем свидетельствуют Акты о нарушении условий контракта от 02, 03, 04, 05, 06, 07, 08 января 2024, составленные Заказчиком и выставленные в ЕИС. Фактически Подрядчик приступил к работе только в середине апреля 2024 года. Работы на объекте велись не ежедневно, очень медленно и производились силами 10 (десяти) человек и менее. Нарушение условий п.п. 4.1.4., 4.3.6. Контракта: Также, во исполнение п. 4.1.4. Контракта, в целях обеспечения беспрепятственного прохода на объект рабочих и специалистов Подрядчика и его субподрядчиков, направляемых Подрядчиком на объект для выполнения Работ, в 6 рамках осуществления мер антитерррористической защищенности объекта нами был сделан запрос Подрядчику о предоставлении списков сотрудников, которые будет находиться на объекте во время выполнения работ и списка транспорта, который будет въезжать на объект, т.к. в соответствии с п. 4.3.6.
Контракта нахождение на объекте техники, необходимой для проведения работ, допускается по согласованию с Заказчиком. Въезд личного автотранспорта запрещен. 08.11.2023 г. от Подрядчиком - ООО "Салауат" был предоставлен список сотрудников и транспорта. Однако, Заказчиком было установлено, что на объекте находятся совершенно другие люди и другой транспорт. В данный момент у Заказчика отсутствует информация о лицах, и транспорте находящихся на объекте. 23.01.2024 г. заказчиком было отправлено письмо в Отдел МВД России по г. Ессентуки с просьбой оказать содействие в проверке документов лиц, находящихся на объекте МБОУ лицея N6. Нар ушение условий п. 4.4. Контракта: Подрядчиком, в соответствии с условиями контракта, заключен договор Возмещения коммунальных услуг (от 29.12.2023 N1).
В соответствии с п. 4.4. Контракта Подрядчик ежемесячно обязан возмещать Заказчику стоимость фактически потребленных коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, электроснабжение) на основании показаний приборов учета. В Акте приема-передачи от 29.12.2024 года Сторонами зафиксированы и отражены показания приборов учета на момент передачи объекта. Все приборы учета опломбированы, замечания к данным (показаниям приборов учета) у Подрядчика отсутствуют, что подтверждается проставлением подписи и печати ООО "Салауат" на вышеуказанном акте приема-передачи объекта. Подрядчик нарушает весь период с 01.01.2024 по 31.05.2024 условия п. 4.4. Контракта и ни разу не возместил расходы на коммунальные услуги по Договору возмещения от 29.12.2023 N1.
Ежемесячно Подрядчику направлялись счета и акты о возмещении затрат на коммунальные услуги. Акты Подрядчиком подписаны не были и мотивированные отказы от возмещения понесенных затрат в адрес Заказчика не направлялись. Выставленные счета Подрядчиком не оплачены по настоящее время. Подрядчиком в ходе устных бесед неоднократно отмечалось об отсутствии у него оборотных средств, позволяющих своевременно приобретать материалы, выплачивать заработную плату работникам, возмещать коммунальные платежи за потребленные газ, электроэнергию, водоснабжение и водоотведение. На 24.06.2024 долг Подрядчика за возмещение расходов на коммунальные услуги, оплаченные Заказчиком составляет 310 804,42 рублей. Данная сумма оплачена Заказчиком в полном объеме за счет средств местного бюджета. Необходимо отметить, что Подрядчик сам обратился к Заказчику 07.11.2023 с просьбой о поставке для него в здания лицея газа и гарантировал письменно оплату всех расходов за поставленный газ. 20.05.2024 г. Заказчиком была направлена по средствам ЕИС третья Претензия об уплате задолженности по возмещению затрат на коммунальные услуги. Третья 7 претензия также осталась не рассмотрена Подрядчиком и мотивированный отказ от ее исполнения Подрядчиком не предоставлен. Заказчик 07.02.2024 обратиться в Прокуратуру города Ессентуки с заявлением принять меры прокурорского реагирования (заявление от 07.02.2024 прилагается.). По результатам проверки Прокуратурой г. Ессентуки в адрес директора подрядчика А.В. Артабаева было вынесено представление и объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона и необходимости принятия конкретных мер, направленных на выполнение обязательств. Подрядчик представление прокуратуры на исполнил. Отсутствие возмещения потребленных коммунальных услуг влечет для Заказчика последствия, в виде полного расходования средств бюджетного учреждения, выделенных на оплату коммунальных услуг в период капитального ремонта. Взыскание заказчиком возмещения потребленных коммунальных услуг в судебном порядке в настоящее время невозможно, в связи с отсутствием в учреждении средств на оплату государственной пошлины. Нарушение условий п.п. 2.9., 7.1.
Контракта: В нарушение п. 7.1. Контракта Подрядчик письменно за 3 дня до начала приемки 1 этапа работ на Объекте, а именно 31.05.2024. не известил Заказчика о его готовности и не предъявил выполненные Работы Заказчику с комплектом исполнительной технической документации (на данный момент документации о приемки 1 этапа работ) - счет, акт о приемке выполненных работ; справки о стоимости работ; также Акты освидетельствования скрытых работ, сертификаты на материалы, используемые при производстве работ; акты лабораторных испытаний на применяемые цементно - бетонные растворы, кирпич и т.д.). Документы не были переданы на бумажном носителе с сопроводительным письмом, для регистрации их, как входящей корреспонденции. На этот факт нарушения Заказчиком была составлена четвертая претензия и направлена Подрядчику через ЕИС. 07.06.2024 г. Подрядчиком был предоставлен комплект документации, который был позже возвращен ему на доработку. В нарушение п.п. 2.9, 7.1. контракта доработанная документация была направлена Подрядчиком не в полном составе, без сопроводительного письма в МБУ "ОКС" г. Ессентуки, что не дало возможности Заказчику ее зарегистрировать и с ней ознакомиться. В настоящее время документы о приемке первого этапа работ подрядчиком заказчику не переданы. Нарушение условий п. 4.3.2.
Контракта: В соответствии с п. 4.3.2.
Контракта Подрядчик обязан выполнить работы в 8 сроки, предусмотренные контрактом.
В соответствии с п. 3.1.1.
Контракта и с графиком выполнения работ (Приложение N2 к Контракту) предусмотрены этапы выполнения работ. Работы по 1 этапу (предусмотренные проектной документацией и графиком) должны были выполняться с 01.01.2024 г. по 31.05.2024 г. на сумму 24 426 296,85 рублей. На момент приемки 1 этапа 31.05.2024 по контракту работы на объекте выполнены на 10,4% от общего объема работ, из заключения органа строительного контроля МБУ ОКС г. Ессентуки. В настоящее время документы приемки 1 этапа находятся в МБУ ОКС г. Ессентуки и точная сумма выполненных в 1 этапе работ будет озвучена 28.06.2024 г. на рассмотрении дела. 03.06.2024 г., в связи с окончанием 1 этапа выполнения работ по капитальному ремонту зданий лицея 31.05.2024 (п. 3.1.1. контракта) приемочная комиссия Заказчика вышла на объект в присутствии представителя МБУ ОКС г. Ессентуки и представителей Подрядчика произвели визуальный осмотр объекта, расположенного по адресу г. Ессентуки, ул. Луначарского, 99 Литер А, Литер Б о чем и был составлен Акт от 03.06.2024 с фотографиями и направлен в систему ЕИС. Цель визуального осмотра: установить визуально выполнены ли работы в полном объеме, согласно Приложений к контракт NN1, 2 зафиксировать уже сделанные работы и какие работы не сделаны, выявить повреждения и элементы, требующие ремонта в последствии, а также определить разумный срок для их исправления.
В результате осмотра приемочная комиссия выявила следующее:
- на момент окончания сроков выполнения работ по 1 этапу - 03.06.2024 не выполнены, выполнены частично или только были начаты следующие виды работ, которые должны уже быть выполнены в 1 этапе на 31.05.2024 в соответствии с графиком выполнения работ:
- отопление Литер Б - не выполнено;
- устройство фасада N3 - не выполнено;
- демонтажные работы Литер А - (выполнены частично);
- кровельные работы Литер А - (выполнены частично);
- демонтажные работы Литер Б - только начаты;
- устройство фасада N1 - только начато;
- устройство фасада N2 - только начато; На данное нарушение Заказчиком была выставлена претензия от 05.06.2024 г. Но разумный срок, для устранения нарушения условий п.п. 4.3.2.,3.1.1. установить уже не предоставлялось целесообразным и возможным.
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст. 715 Гражданского кодекса РФ, ст. 95 Федерального закона N44-ФЗ, пунктов 4.2.5, 4.2.7., 10.3.
Контракта Заказчиком 07.06.2024 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 10.06.2024 года Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено Заказчиком и направлено Подрядчику посредством ЕИС. 9 Подрядчику законодательством было установлено 10 дней на устранение выявленных нарушений, а именно завершение выполнения работ в 1 этапе. 11.06.2024 г. также Прокуратурой города Ессентуки в адрес Подрядчика было вынесено Представление об устранении нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок. 24.06.2024 г. представители Заказчика, МБУ ОКС г. Ессентуки и представители ГРБС Управления образования администрации города Ессентуки снова вышли на визуальный осмотр объекта для установления факта устранения или не устранения нарушений, повлекших односторонний отказ от исполнения контракта для принятия окончательного решения, однако в назначенное время, 11:00 официальные представители ООО "Салауат" не явились и процесс осмотра и видеофиксации начался в их отсутствие. Произведенные фото и видеофиксация факта выполненных работ подтвердили, что Подрядчик не устранил имеющиеся нарушения условий контракта, которые повлекли принятие решения об одностороннем отказе, и не приступал к их устранению (видео запись и фото прилагаются). Подрядчик проигнорировал претензии Заказчика, представление прокуратуры города Ессентуки. Подрядчик не стремился к поведению, учитывающему добросовестное намерение продолжать исполнение обязательств, после получения решения Заявителя о расторжении Контракта в одностороннем порядке. Подрядчик мог мобилизовать все имеющиеся мощности и показать Заказчику свою заинтересованность выполнить работы в кратчайшие сроки, что привело бы к отзыву одностороннего отказа, вместе с тем, подобных действий Подрядчиком не было предпринято В 12:00 на объект приехал директор ООО "Салауат" Артабаев А.В. и его представитель. Заказчиком, совместно с учредителем, в присутствии всех находящихся на территории объекта лиц были начаты переговоры в отношении сложившейся ситуации. После обсуждения всех проблемных вопросов заказчиком для подписания подрядчику был предоставлен акт приема-передачи объекта в связи с расторжением контракта, от подписания акта подрядчик отказался не приводя разумных доводов. В 12:40 заказчиком был составлен акт об отказе от подписания акта приема- передачи объекта. В связи с этим решение об одностороннем расторжении контракта отменено не было и вступила в силу через 10 дней через 10 дней с даты надлежащего уведомления заказчиком подрядчика о таком отказе. 24.06.2024 г. в 12:51 часов по московскому времени (после повторного осмотра объекта) была внесена запись в реестре контрактов и решение было опубликовано. Вся претензионная переписка отражена в ЕИС с 25.01.2024 г.
Согласно пункту 4 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляется актом, подписанным обеими сторонами. Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ предусмотрено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных 10 или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Пунктом 1 статьи 766 ГК РФ предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон. Под государственным (муниципальным) контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, который заключается в порядке, предусмотренном ГК РФ и федеральными законами. Законом N 44-ФЗ регулируются отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (пункт 1 статьи 1 названного Закона). Исходя из материалов дела, а так же условий муниципального контракта подрядчик обязался выполнить работы по капитальному ремонту зданий МБОУ лицея N6 г. Ессентуки, в порядке и объёмах, установленных проектной документацией (Приложение N 1 к контракту), и графиком выполнения работ (Приложение N 2 к контракту) являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта. Из материалов дела следует, что по состоянию на 07.06.2024 г. первый этап работ контракт не исполнен, объективные причины невозможности исполнения контракта в материалах дела отсутствуют. Частью 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков. В свою очередь, согласно статьям 309, 310 Гражданского Кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться сторонами надлежащим образом, в соответствии с условиями контракта, требованиями закона. Под неисполнением обязательств понимается, например, отказ от выполнения контракта, выполнение его условий не в полном объеме, нарушение сроков выполнения контракта и другие обстоятельства.
В силу статей 432, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации условие о сроках выполнения работ является существенным условием государственного или муниципального контракта (Постановление Верховного суда РФ от 27 февраля 2019 11 г. N 15-АД19-2 Постановление Верховного суда РФ от 20.03.2020 г. по делу N 44- АД20-3) Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44- ФЗ), п. 10.5 Контракта, расторжение Контракта допускается в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 3 ст. 723 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков.
В силу п. 2 ст. 715 Гражданского Кодекса РФ если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать убытков. Если во время выполнения работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, заказчик вправе назначить подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от договора подряда либо поручить исправление работ другому лицу за счет подрядчика, а также потребовать возмещения убытков.
На основании изложенного и в соответствии с ч. 2, 3 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации и 95 Федерального закона N44-ФЗ Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Частью 12.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ установлено: в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель); 12 3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика от 07.06.2024 г., согласно части 12.1 статьи 95 Федерального закона N44- ФЗ размещено в единой информационной системе 10.06.2024 года. 10.06.2024 г. данное решение было получено Обществом, согласно информации ЕИС.
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта. 21.06.2024 года решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу, Контракт расторгнут. Частью 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта. Поскольку Обществом не были устранены нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Решение Заказчика отменено не было, и контракт считается расторгнутым.
Согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил: 13 выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта; поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. На рассмотрении дела от представителя Общества была представлена письменная позиция, а также документы, а именно: "...
ООО "САЛАУАТ" не отказывалось от исполнения контракта и готово было в кратчайшие сроки выполнить работы, не завершенные по окончании I этапа и преступить к выполнению работ в рамках последующих этапов, не выходя за срок окончания исполнения контракта, при условии согласования с заказчиком корректировок сметной документации и, в соответствии с ней - утверждения нового графика выполнения работ. Работ по выполнению капитального ремонта ведутся по настоящее время ...". Так по мнению Общества, в смете нарушена, в том числе, последовательность выполнения работ в рамках этапов контракт, дальнейшие работы не могут быть произведены так как, в данном случае нарушится технология их производства, что существенно повлияет на качество выполненных работ. В подтверждении своей позиции ООО "САЛАУАТ" на рассмотрение дела было представлено письмо N 100/04 от 27.05.2024 г. от ООО "Независимое бюро экспертизы и оценки ПРОФЕССИОНАЛ", к которому обращалось ООО "САЛАУАТ".
В данном письме отражены рекомендации экспертной организации касаемо предоставленной ООО "САЛАУАТ" смете спорного контракта, где экспертная организация отмечает, что следует перенести работы комплекса отопительной системы на второй этап работ, выполнение штукатурных работ включить с первого 14 этапа в График выполнения Капитального ремонта. Вместе с тем, представленные ООО "САЛАУАТ" в материалы дела рекомендации экспертной организацией не могут явится обстоятельствами реабилитирующими действия ООО "САЛАУАТ" по неисполнению первого этапа контракта, по ряду других работ предусмотренных I этапом. Действия Общества, выразившиеся в неисполнении условий контракта, привели к нарушению права Заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) по цене и срокам исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Невыполнение в данном случае участником закупки требований закона влечет невозможность исполнения контракта, что приводит к нарушению интересов не только Заказчика, но и публичных интересов, которые обеспечиваются единой и обязательной процедурой определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков). Однозначных, бесспорных доказательств, свидетельствующих о том, что неисполнение Контракта произошло по вине Заказчика, ввиду нарушения последним со своей стороны условий Контракта не предоставлено. Мерой ответственности, установленной Законом N 44-ФЗ в случае нарушения участником закупки взятых на себя обязательств по исполнению контракта, является включение сведений относительно организации в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ (далее - ГК РФ) гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Таким образом, ГК РФ предусмотрена персональная ответственность лица, ведущего финансово-хозяйственную деятельность, за результаты осуществления этой деятельности, последствий принимаемых им решений. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство. Лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1 и п. 2 ст. 401 ГК РФ).
Согласно части 2 статьи 437 Гражданского кодекса Российской Федерации размещенная заказчиком на официальном сайте в сети Интернет информация о размещаемом заказе является публичной офертой, то есть предложением, содержащим все существенные условия заключения и исполнения государственного 15 или муниципального контракта, из которого усматривается воля лица делающего предложение заключить договор на указанных в нём условиях с любым кто отзовется. Общество было заранее ознакомлено с требованиями и условиями извещения о проведении открытого аукциона, в том числе и проекте контракта, что позволяло в полной мере подать и заключить контракт в порядке определенном документацией и действующим законодательством о закупках. Принимая участие в аукционах на право заключения государственных или муниципальных контрактов участник закупки должен знать и соблюдать действующее законодательство и осознавать меру и степень ответственности наступления для него неблагоприятных последствий. Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно. При этом, как
установила
комиссия:
- в действиях Заказчика нарушения установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе не выявлено;
- заказчиком подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) не представлена информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 95 Закона N 44-ФЗ и Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
1. Включить в реестр недобросовестных поставщиков сведения в отношении ООО "САЛАУАТ" (ИНН 0706003596, адрес: 361813, Кабардино-Балкарская Республика, район Черекский, с. Верхняя Балкария, ул. Батчаева К., д. 7), Директора 16 Артабаева Артура Виталиевича (ИНН 070700693122) в связи с неисполнением контракта N 6-к (реестровый номер N 3262602608723000003) на "выполнение работ по капитальному ремонту зданий МБОУ лицея N6 г. Ессентуки" сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения информации об участнике закупки или поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 года N 1078, в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.А. Соколов Члены комиссии: Е.В. Вишневска Б.Ш. Карпель Исп.Карпель Б.Ш. тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285 17
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 1 июля 2024 г. N 026/10/104-1385/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024