Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, Заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А., Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е. В., ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш. в присутствии представителей: от заказчика - Щевцова Н.В., от ИП Мкртычева А.А. - Мкртычева А.Р.
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из Курского филиала ГБУ СК "Стававтодор" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ИП Мкртычевой А.А. по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321500002224000100 "Поставка знаков дорожных для обеспечения нужд Курского филиала ГБУ СК "Стававтодор" в 2024 году". В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ и Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ИП Мкртычевой А.А. в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления. Комиссия, проанализировав представленные материалы, выслушав позиции сторон,
установила
следующее: 28.03.2024 г. заказчиком в ЕИС было размещено извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0321500002224000100 "Поставка знаков дорожных для обеспечения нужд Курского филиала ГБУ СК "Стававтодор" в 2024 году". НМЦК 737 923,42 \x{20bd} На участие в данной закупке было подано 5 заявок (все заявки допущены), в числе которых заявка ИП Мкртычевой А.А. По итогам проведенной закупки победителем был признан участник - ИП Мкртычева А.А. 19.04.2024 г. между Курским филиалом ГБУ СК "Стававтодор" (далее - заказчик) и ИП Мкртычевой А.А. (далее - ИП) заключен контракт N100-04-2024 (реестровый номер N 2263524419424000814 на "поставку знаков дорожных для обеспечения нужд Курского филиала ГБУ СК "Стававтодор"". Цена контракта составила 597 717,92 \x{20bd} Согласно п. 1.1 контракта по условиям настоящего контракта Поставщик обязуется передать Заказчику товар - знаки дорожные для обеспечения нужд Курского филиала ГБУ СК "Стававтодор" в 2024 году (далее - товар) в количестве и с характеристиками согласно спецификации, являющейся неотъемлемой частью настоящего контракта (Приложение N 1), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный Поставщиком товар в порядке и размере, установленном настоящим контрактом (отдельными этапами исполнения контракта).
В силу п. 3.1 и п. 3.2 контракта установлено: 3.1.
Поставка товара (отдельной партии) осуществляется течение 5 (пяти) рабочих дней, со дня следующего за днем подачи Заказчиком заявки, в рабочие время с 08-00 ч. до 16-00 ч. Заявки могут подаваться со дня, следующего за днем заключения контракта. Место поставки товара указывается в заявке Заказчика. Заявка может быть направлена Поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Поставщика, указанному в контракте, либо телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты.
3.2. Поставка осуществляется Поставщиком по адресу: 357850, 2024-9611 2 Ставропольский край, Курский район, станица Курская, улица Моздокская, 94.
Согласно п. 3.8 контракта срок исполнения контракта в течение 235 календарных дней с даты заключения контракта.
В силу п. 5.1 контракта установлено: 5.1 Приемка поставленного товара (отдельной партии) осуществляется ответственными должностными лицами Заказчика - ведущим специалистом ПТО Курского филиала ГБУ СК "Стававтодор" - Сероштановой Анной Петровной, заведующей складом Курского филиала ГБУ СК "Стававтодор" - Кривко Еленой Петровной, (э л.почта : drsu - kurskaja @ list . ru ; тел. 8(87964)-6-35-76).
Приемка поставленного товара (отдельной партии) осуществляется в месте доставки и включает в себя:
а) проверку полноты и правильности оформления комплекта сопроводительных документов в соответствии с условиями контракта;
б) контроль наличия/отсутствия внешних повреждений товара;
в) проверку наличия необходимых документов (копий документов), предусмотренных п.3.5.1. настоящего контракта;
г) проверку по количеству, комплектности, ассортименту и целостности поставленного товара. Приемка товара осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 8.3 контракта настоящий контракт может быть расторгнут:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в связи с односторонним отказом одной из сторон от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств. В связи с тем, что ИП взятые на себя обязательства не были выполнены 14.06.2024 г. заказчик принимает решение о расторжении контракта в одностороннем порядке, в котором отражено следующее: "... 19.04.2024 N 06/03-02/980 заказчиком была направлена заявка на поставку товара, согласно которой товар должен был быть поставлен 26.04.2024 года включительно. В установленный срок товар поставщиком поставлен не был. 25.04.2024 г. поставщиком был дан ответ, о том что они не согласны с условиями контракта и оповещают о том, что ими будет отложен срок поставки товара. 06.05.2024 г. заказчиком был дан ответ на данное письмо и в соответствии с условиями контракта 06.05.2024 была повторно направлена заявка на поставку товара N 06/03-02/732.
Согласно данной заявки товар поставщиком должен быть поставлен до 15.05.2024 года включительно. Однако товар в указанный срок поставлен не был. 17.05.2024 г. заказчиком было направлено требование N 06/01-31/787 "Об уплате неустойки" на сумму 5 678, 34 руб. По состоянию на 13.06.2024 г. требование не оплачено Поставщиком. 27.05.2024 г. заказчиком направлено требование об исполнении обязательств, в 2024-9611 3 котором он, в очередной раз, потребовал поставить товар и разъяснил последствия не поставки товара. По состоянию на 13.06.2024 г. обязательства по контракту поставщиком не исполнены ...". Рассмотрев позицию сторон, а также проанализировав представленные в материалы документы, комиссия пришла к следующему выводу: В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона N44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 14.06.2024 г. заказчик принял решение о расторжении контракта в одностороннем порядке. 14.06.2024 г. данное решение заказчик разместил в ЕИС. 14.06.2024 г. решение заказчика было получено Обществом Согласно ч. 13 ст. 95 Закона N44-ФЗ Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение заказчика вступило в законную силу и контракт считается расторгнутым 25.06.2023 г.
Таким образом, заказчиком процедура расторжения контракта в одностороннем порядке соответствует требованиям Закона N44-ФЗ.
Вместе с тем, сведения об ИП не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков по следующим основаниям: 2024-9611 4 1.
В данном случае, в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта указано, что основанием для принятия данного решения послужило неоднократное нарушение ИП сроков поставки товара, при этом: Отказ заказчика от исполнения контракта не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с Законом N 44-ФЗ, что подтверждается выводами и отражено в Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 12.03.2020 N 308-ЭС19-23241.
В Определениях от 15.01.2021 N 306-ЭС20-22753, от 25.10.2021 N 306-ЭС21- 19470 Верховный Суд Российской Федерации поддержал позицию нижестоящих судебных инстанций, согласно которой с ам по себе о дносторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением исполнителем условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком обществе в реестр недобросовестных поставщиков. При рассмотрении вопроса о законности решения уполномоченного органа о включении или невключении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам арбитражного судопроизводства. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое ненадлежащее исполнение контракта, которое предполагает недобросовестное поведение исполнителя, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности надлежащего исполнения контракта и нарушающих права заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств. Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, ИП предпринимал действия, свидетельствующие о намерении исполнить Контракт:
- заключен договор поставки дорожных знаков N 158814 от 18.04.2024 г. с ООО "РусДорЗнак", - оплатил необходимый к поставке товар, с целью дальнейшей поставки его Заказчику (счет на оплату N 208 от 08.04.2024 г. и платежное поручение N 75 от 18.04.2024 г. на сумму 145 000 - оплачен аванс). Данное обстоятельство подтверждается пояснениями представителя ИП, а также копиями представленных документов.
Также в материалы дела ИП представлена переписка ИП и заказчика, из которой следует, что ИП намеревался поставить товар, в части например в письме за исх. N 15 от 24.04.2024 г. ИП в адрес направляет письмо следующего содержания: "... обговаривая с производителем все детали и согласовывая с представителем заказчика все нюансы, мы столкнулись с проблемой, что нужна потребность 180 шт сдвоенных знаков, которые противоречат техническому 2024-9611 5 заданию, так как фактически тогда их нужно 360 единиц изделий и НМЦК. При проведении аукциона НМЦК и техническая готовность были указаны как за единичный знак ..." Также в адрес заказчика от ИП направлялось письмо за исх. N 22 от 09.05.2024 г., где ИП просил заказчика дать согласие на поставку дорожных знаков по позициям NN 2-10. 2.
В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Исходя из имеющейся переписки и документов по исполнению контракта судом установлено, что предприниматель при исполнении контракта не использовало свои гражданские права исключительно с намерением причинить вред другому лицу, не действовал в обход закона с противоправной целью, не уклонялся от выполнения работ, предпринимал действия, направленные на выполнение работ по контракту, само по себе обстоятельство расторжения заказчиком контракта в одностороннем порядке без наличия доказательств, подтверждающих умышленный характер действий (бездействия) исполнителя, не является самостоятельным и достаточным основанием для включения сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков. Уклонение от исполнения (заключения) контракта предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения заключить и исполнить контракт, в связи с чем для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность воли и недобросовестный характер поведения победителя закупки. Следовательно, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом признанным победителем конкурса, и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Соответственно, если участник действовал добросовестно и приложил все усилия для соблюдения требований законодательства, он не подлежал включению в реестр недобросовестных поставщиков, а соответствующее решение управления подлежит признанию недействительным, (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа по делу А63-12059/2020 от 10.06.2021).
Исходя из требований Закона N 44-ФЗ, подпункта "в" пункта 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков, а также установленного судом выше следует, что 2024-9611 6 общество принимало меры для надлежащего исполнения условий контракта, во исполнении 11 своих обязательств предпринимало все доступные попытки для выполнения работ по контракту 3. Далее, согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации": Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие: принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта; надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с введением политических или экономических санкций иностранными государствами, совершающими недружественные действия в отношении Российской Федерации, граждан Российской Федерации или российских юридических лиц (далее - санкции), и (или) введением иностранными государствами, государственными объединениями и (или) союзами и (или) государственными (межгосударственными) учреждениями иностранных государств или государственных объединений и (или) союзов мер ограничительного характера (далее - меры ограничительного характера). К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика. Необходимо так же отметить, что бесспорных доказательств, подтверждающих обратное, Заказчиком и иными лицами в материалы рассматриваемого дела не представлено.
Таким образом, Поставщиком предприняты меры и совершены действия, направленные на исполнение заключенного контракта, следовательно, в его действиях отсутствует недобросовестное поведение. 2024-9611 7 Согласно ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся документы, у Комиссии отсутствуют основания для включения ИП Мкртычевой А.А. в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2 статьи 104, и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ИП Мкртычевой А.А. в реестр недобросовестных поставщиков не включать Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.А. Соколов Члены комиссии: Е.В. Вишневская Б.Ш. Карпель Исп.Карпель Б.Ш. тел.(8652) 35-28-07, вн.026-285 2024-9611 8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 2 июля 2024 г. N 026/10/104-1441/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024