Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе: Председателя Комиссии, начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Пызиной Н.Г., Членов комиссии: ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Карпель Б.Ш., специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Калиниченко В.Р., В присутствии представителей: участвующего посредством системы (программы) "trueconf": от ООО "Земникс" - представитель по доверенности Тарарушкин А.Н. В отсутствии представителя от Заказчика, направившего ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия.
УСТАНОВИЛА
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ООО "Земникс" на действия заказчика - ФГБУ "Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр медико-биологического агентства", по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321100017624000298 "Поставка лекарственных средств для нужд КБ N 101 ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Лермонтове". Заявитель обжалует действия Заказчика в части отклонения заявки. Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее- Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе) внеплановую проверку закупки
установила:
1. В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Заказчиком - 19.06.2024 г. размещено извещение об осуществлении закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321100017624000298 "Поставка лекарственных средств для нужд КБ N 101 ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Лермонтове". Вместе с тем, Заказчиком в извещении установлены дополнительные требования к участникам закупочной процедуры в виде: Вид Нормативно-правовой акт требования Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат Условие предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N допуска 126н от 04.06.2018 Ограничение Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска допуска и происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень условия жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления допуска закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 27.06.2024 на участие в указанной закупке поступило 2 заявки, заявка подателя жалобы признана несоответствующей требованиям извещения и законодательства и отклонена, определен победитель. Заявка ООО "Земникс" была отклонена по следующим основаниям: "Отклонить заявку на участие в закупке по п. 4 ч.12 ст. 48 N44-ФЗ "В соответствии с требованиями нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 Закона N 44 ФЗ" (за исключением случаев непредоставления информации и документов, предусмотренных п. 5 ч. 1 ст. 43 Закона N 44-ФЗ) Отклонение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 "Об ограничениях и условиях допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" Исходя из п. 4 ч.12 ст.48 Закона N 44-ФЗ при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289 установлены ограничения и условия допуска, происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - постановление Правительства N 1289).
В соответствии с п.1 Постановление Правительства N 1289 установлено, что для целей осуществления закупок лекарственного препарата, включенного в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - лекарственный препарат), для обеспечения государственных и муниципальных нужд (с одним международным непатентованным наименованием или при отсутствии такого наименования - с химическим или группировочным наименованием), являющегося предметом одного контракта (одного лота), заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке лекарственных препаратов, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), в том числе о поставке 2 и более лекарственных препаратов, страной происхождения хотя бы одного из которых не является государство - член Евразийского экономического союза или Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке и которые одновременно:
- содержат предложения о поставке лекарственных препаратов, страной происхождения которых являются государства - члены Евразийского экономического союза и (или) Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика;
- не содержат предложений о поставке лекарственных препаратов одного и того же производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений). Из буквального толкования положений пункта 1 Постановления Правительства N 1289 следует, что данные условия применяются только в том случае, если на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок (окончательных предложений), которые удовлетворяют требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке. По результатам закупки заявки участников аукциона не подлежали отклонению в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства N1289.
Комиссия
установила
что на участие в указанной закупке поступило 2 заявки из них:
- участник с заявкой N1 к поставке предложил товар производство Германия;
- участник с заявкой N 2 к поставке предложил товар производство Российская Федерация.
Таким образом, заказчиком допущены нарушения требований п.4 ч.12 ст.48, Постановление Правительства N 1289.
Довод подателя жалобы обоснован.
2.Кроме того, при проведении внеплановой проверки на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона N 44-ФЗ в действиях Заказчика были установлены нарушения в части формирования извещения о проведении закупки, выраженные в следующем: Пунктом 12 ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе о лицах, информация о которых содержится в заявке на участие в закупке в соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если Правительством Российской Федерации не установлено иное.
Согласно ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, участникам отдельных видов закупок дополнительные требования.
В силу п. п. "б" п. 1 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) в случае если заказчиком не установлено требование, предусмотренное частью 1.1 статьи 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), заказчик обязан установить требование об отсутствии в предусмотренном реестре недобросовестных поставщиков.
Таким образом, требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 2571, устанавливается заказчиком в обязательном порядке, если заказчиком не реализовано право установить в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ более широкое требование об отсутствии информации об участниках закупки в Реестре, включенной в Реестр по любым основаниям (а не только в связи с отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера). Если заказчиком такое право реализовано, то требование, предусмотренное подпунктом "б" пункта 1 Постановления N 2571, заказчиком не устанавливается. В извещении о проведении закупки Заказчиком одновременно установлены требования к участникам:
- требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44- ФЗ.
- требование об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации, включенной в такой реестр в связи отказом поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения в отношении заказчика санкций и (или) мер ограничительного характера.
Таким образом, Комиссия Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают требование ст. 31, п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона N 44-ФЗ.
Вместе с тем с п.п "а" п.35 постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 N1576 "Постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (ред. от 27.01.2022) "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее Постановление N 1576) комиссия по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае выявления нарушений законодательства о контактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты о определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Учитывая, что допущенное государственным заказчиком нарушение, не повлияло на проведение закупки и определение победителя, предписание не выдавать. Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года 2024-9424 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Земникс" на действия заказчика - ФГБУ "Северо- Кавказский федеральный научно-клинический центр медико-биологического агентства", по факту осуществления закупки путем проведения открытого аукциона в электронной форме N 0321100017624000298 "Поставка лекарственных средств для нужд КБ N 101 ФФГБУ СКФНКЦ ФМБА России в г. Лермонтове" - обоснованной. 2 .По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика нарушившими ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона 44 ФЗ, в то же время не повлиявшими на результат определения поставщика.
3. По результатам проведения в порядке статьи 99 Закона N 44-ФЗ внеплановой проверки признать действия заказчика - нарушившими требования п.4 ч. 12 ст. 48, ч.3 ст. 14 Закона N44-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1289, в связи с чем, выдать обязательное для исполнения предписание.
4. Передать должностному лицу Ставропольского УФАС России материалы данного дела для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении за нарушения требований Закона N44-ФЗ. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Н.Г. Пызина Члены комиссии: Б.Ш. К арпель В.Р. Калиниченко Исп.Калиниченко В.Р. тел.8(8652) 35-28-07, вн.026-140
2024-9668
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 8 июля 2024 г. N 026/06/106-1486/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.07.2024