На основании статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)") (далее - Правила)
комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области (далее - Комиссия) в составе: председатель Комиссии: Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; члены Комиссии: О.И. Аркадьева - специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; И.Д. Старжинский - специалист - эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; при участи представителя Победителя - ООО "Новострой":
- Ткача М.Ю. (по доверенности), представителей Заказчика - Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград":
- Серовой К.Н. (по доверенности), - Хиджаевой Ю.Ю. (по доверенности), рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина "TrueConf" в режиме видеоконференцсвязи сведения (вх. N 4991/24 от 28.06.2024), поступившие от Комитета муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" (далее - Заказчик) в отношении ООО "Новострой" (ИНН 3906353459, КПП 390601001, Калининградская область, г. Калининград, ул. Арзамасская, д. 13) для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с уклонением от подписания контракта по результатам проведения электронного аукциона, предметом которого являются работы по сносу объекта капитального строительства (извещение N 0335300000224000215) (далее - Контракт),
УСТАНОВИЛА:
1) Дата размещения на официальном сайте единой информационной системы в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения о проведении Аукциона - 10.06.2024.
2) Начальная (максимальная) цена контракта - 317 099,81 рублей.
3) Согласно результатам проведения Аукциона и подведения итогов по Аукциону (Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.06.2024 NИЭА1) победителем закупки признано ООО "Новострой".
4) 20.06.2024 Заказчиком без своей подписи размещен в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС проект контракта для подписания победителем Аукциона.
5) 28.06.2024 Заказчиком составлен протокол признания ООО "Новострой" уклонившимся от заключения контракта.
6) 28.06.2024 Заказчиком направлено в Калининградское УФАС России обращение о включении сведений об ООО "Новострой" в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков, который предусматривает, в частности порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков, основания для принятия решения о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков либо об отказе в таком включении. Представленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановления Правительства РФ 30.06.2021 N 1078) (далее - Порядок N 1078), статьи 104 Закона о контрактной системе. Заключение контракта по результатам электронной процедуры регламентировано статьей 51 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей. Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт; Как установлено частью 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении. На заседании Комиссии представителем Заказчика даны пояснения, что 20.06.2024 Заказчиком без своей подписи размещен проект контракта, 28.06.2024 Заказчиком составлен протокол признания ООО "Новострой" уклонившимся от заключения контракта, Заказчик на включении в реестр не настаивает. Представителем Победителя в обоснование своей позиции даны пояснения о том, что 24.06.2024 Победителем подписан проект контракта с приложением двух платежных поручений N 510 от 21.06.2024 на сумму 23 465,39 рублей и N 515 от 24.06.2024 на сумму 8 244,59 рублей в качестве подтверждения внесения обеспечения исполнения контракта, 27.06.2024 в адрес Победителя от Заказчика поступила информация о том, что Победитель ошибся в расчётах обеспечения исполнения контракта, тем самым перечислило денежные средства не в полном объеме, 27.06.2024 платежным поручением N 532 от 27.06.2024 перечислена недостающая сумма обеспечения исполнения контракта в размере 3 488,11 рублей. 28.06.2024 Заказчиком составлен протокол признания ООО "Новострой" уклонившимся от заключения контракта. Заказчик, также пояснил, что платеж на сумму 3 488,11 рублей на счет Заказчика Победителем совершен 27.06.2024 уже после подписания им проект контракта и предоставления документов в ЕИС, информация о данном платеже в ЕИС - отсутствовала.
На основании изложенного с учетом предоставленных документов, Комиссия делает вывод о том, что Победителем принимались меры, направленные на заключение Контракта, и имелись намерения дальнейшей реализации объекта закупки по Контракту.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в том числе уклонившихся от заключения контрактов. По смыслу указанной нормы Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение. При этом антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр, не может ограничиваться формальной констатацией лишь установления заказчиком факта уклонения подрядчика от заключения контракта, не выявляя иные, связанные с ним обстоятельства. Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, которые предполагают его недобросовестное поведение, совершение умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключении контракта и нарушающих права Заказчика, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Таким образом, при рассмотрении вопроса о включении участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков уполномоченный орган исполнительной власти обязан всесторонне исследовать все обстоятельства дела, дав оценку существенности нарушения, степени вины участника, ущербу, нанесенному заказчику. Субъективным критерием недобросовестности как основания для включения в реестр недобросовестных поставщиков является умысел на уклонение от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение победителя закупки, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречии с требованиями Закона о контрактной системе.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Комиссия полагает, что применительно к рассматриваемому обращению Заказчика о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о победителе антимонопольный орган не может ограничиться формальной констатацией факта уклонения от заключения контракта победителем, а в числе прочего должен учитывать характер и степень тяжести допущенных им нарушений, а также учитывать цели деятельности Федеральной антимонопольной службы - создание условий для развития конкуренции в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественным монополиям. Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные доводы, с учетом того, что обстоятельства, послужившие основанием уклонения от подписания проект контракта Обществом, не свидетельствует о намеренном недобросовестном уклонении Общества от заключения Контракта, учитывая, что проект контракта подписан, обеспечение исполнения контракта предоставлено, а причиной признания участника закупки уклонившимся является представление обеспечения исполнения контракта в полном объеме не одновременно с подписанием проекта контракта, а также, учитывая, что Заказчик на включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не настаивал, Комиссия на основании подпункта "б" пункта 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" приходит к выводу об отсутствии в рассматриваемом случае достаточных оснований для включения сведений об ООО "Новострой" в реестр недобросовестных поставщиков. В заседании комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении обращения, на вопрос заместителя председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалах дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Сведения, направленные Комитетом муниципального имущества и земельных ресурсов администрации городского округа "Город Калининград" (вх. N 4991/24 от 28.06.2024) в отношении общества с ограниченной ответственностью ООО "Новострой" (ИНН 3906353459, КПП 390601001, Калининградская область, г. Калининград, ул. Арзамасская, д. 13) в реестр недобросовестных поставщиков не включать. Председатель комиссии Н.С. Иванова Члены комиссии: О.И. Аркадьева И.Д. Старжинский Решение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-3651
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 10 июля 2024 г. N 039/10/104-565/2024 (ключевые темы: участники закупок - реестр недобросовестных поставщиков - обеспечение исполнения контракта - электронная торговая площадка - муниципальная собственность)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024