Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: Н.С. Иванова - заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России;
Члены Комиссии: О.И. Аркадьева - специалист первого разряда отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России; И.Д. Старжинский - специалист эксперт отдела контроля органов власти, закупок и рекламы Калининградского УФАС России, с участием представителей: заявителя - ООО "Благоустройство территорий асфальтобетоном":
- М.А. Федоренко (по доверенности);
- Е.М. Кретовой (по доверенности); уполномоченного органа - комитета по финансам администрации городского округа г. Калининград:
- Е.А. Савран (по доверенности), в отсутствие представителей заказчика - Муниципального казенного учреждения "Городское дорожное строительство и ремонт" городского округа "Город Калининград", уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседании Комиссии, ходатайствовавшего о рассмотрении обращения без его участия, рассмотрев в режиме видеоконференцсвязи посредством плагина "TrueConf" жалобу ООО "Благоустройство территорий асфальтобетоном" (вх. N 5114/24 от 03.07.2024) на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Городское дорожное строительство и ремонт" городского округа "Город Калининград" при проведении электронного аукциона, предметом которого являются работы по объекту: "Устройство тротуара по ул. Художественная г. Калининграде" (извещение N 0335300000224000224) (далее - Аукцион), и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области 03.07.2024 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при заключении контракта. В обоснование своей жалобы Заявитель привел следующие доводы По мнению Заявителя Заказчиком необоснованно был направлен на подписание проекта контракта с выделением суммы НДС для Заявителя, применяющего упрощенную систему налогообложения. Пункт 7.4 проекта контракта противоречит действующему законодательству. Заказчиком даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя Заказчик в предоставленных письменных пояснениях полагает, что в его действиях при направлении Заявителю проекта контракта отсутствуют нарушения требований Закона о контрактной системе. Уполномоченным органом даны следующие пояснения по сути жалобы Заявителя Уполномоченный орган в своих письменных пояснил, что представление пояснений по доводам жалобы в части заключения контракта относится к компетенции Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы и проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия
установила
следующее 14.06.2024 Уполномоченным органом на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона (извещение N 0335300000224000224) вместе с приложениями. Начальная (максимальная) цена контракта - - 9 689 744,51 рублей.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать электронные документы, в том числе проект контракта.
Согласно части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки).
В силу пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, указанных в части 1 настоящей статьи заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта, указанный в пункте 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика. Частью 2 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). При заключении и исполнении контракта изменение его существенных условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
В соответствии с положениями Закона о контрактной системе при осуществлении закупки в документации устанавливается начальная (максимальная) цена контракта. При установлении начальной (максимальной) цены заказчик должен учитывать все факторы, влияющие на цену: условия и сроки поставки, риски, связанные с возможностью повышения цены, и иные платежи, связанные с оплатой поставляемых товаров (работ, услуг). Комиссия в свою очередь отмечает, что с учетом приведенных выше положений статьи 34 Закона о контрактной системе любой участник закупки, в том числе тот, который освобожден от уплаты НДС и применяет упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупке для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Контракт по итогам процедур закупки заключается и оплачивается заказчиком по цене, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, вне зависимости от применяемой данным участником системы налогообложения. Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при проведении закупки, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником размещения заказа не допускается, и поставленные товары (выполненные работы, оказанные услуги) оплачиваются по цене, указанной в контракте.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 24.06.2024 NИЭА1 победителем закупки стал единственный участник с идентификационным номером заявки 116842323 (Заявитель), Цена контракта составила - 9 689 744,51 рублей. В своей заявке Заявитель представил сведения о том, что не является плательщиком НДС. В пункте 4.1 проекта Контракта, направленного на подписание Заявителю указано следующее: "4.1.
Цена контракта является твердой, определена на весь срок исполнения контракта и включает в себя прибыль Подрядчика, уплату налогов, сборов, других обязательных платежей и иных расходов Подрядчика, связанных с выполнением обязательств по контракту, при котором цена контракта (цена работ) составляет: рублей копеек, с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по налоговой ставке 20 (двадцать) процентов, а в случае, если контракт заключается с лицами, не являющимися в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах плательщиком НДС, то цена контракта НДС не облагается. При наличии необходимых средств в связи с перераспределением объемов финансирования с последующих периодов на более ранние периоды Муниципальный заказчик по согласованию с Подрядчиком в соответствии с дополнительным соглашением о перераспределении объемов финансирования к контракту принимает досрочно выполненные подрядчиком работы и оплачивает их в соответствии с условиями контракта, Сметой контракта (Приложение N 3 к Контракту) и графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии такого графика). Цена контракта и (или) отдельных видов работ при досрочном выполнении Подрядчиком работ по контракту, их приемке и оплате Муниципальным заказчиком, изменению не подлежит. В составе цены конструктивных решений (элементов), комплексов (видов) работ учтены прямые затраты (затраты на оплату труда рабочих-строителей, затраты на приобретение материалов, изделий и конструкций, затраты на эксплуатацию машин и механизмов), накладные расходы, сметная прибыль, стоимость оборудования, иные прочие работы и затраты, учтенные при формировании начальной (максимальной) цены контракта, на выполнение подрядных работ". Приказом Минстроя России от 23.12.2019 N 841/пр утвержден Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок в сфере градостроительной деятельности (за исключением территориального планирования) и Методики составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (далее - Приказ N 841/пр). Пунктом 3 Приказа N 841/пр установлено, что определение начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) и начальной цены единицы товара, работы, услуги производится с учетом налога на добавленную стоимость (далее - НДС) по ставкам, установленным для соответствующего вида товаров, работ и услуг, за исключением случаев, когда уплата НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не производится.
В соответствии с пунктом 5 Приказа N 841/пр определение НМЦК проектно-сметным методом при осуществлении закупки подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства осуществляется заказчиком на основании сметной документации, входящей в состав проектной документации в соответствии с пунктом 28 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - сметная документация), утвержденной в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, определяющей сметную стоимость в соответствии с частью 1 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Перечень, объемы и стоимость работ и услуг, учитываемых при определении НМЦК проектно-сметным методом, определяются заказчиком на основании утвержденной проектной документацией по объекту закупки. Пунктом 20 Приказа N 841/пр указано, что НМЦК при осуществлении закупок подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, определяется: на основании утвержденной заказчиком в составе проектной документации сметной документации, прошедшей проверку на предмет достоверности определения сметной стоимости по объектам, в случае если в соответствии с частью 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации сметная стоимость строительства подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.
Согласно пункту 29 Приказа N 841/пр после определения НМЦК на выполнение подрядных работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также строительству некапитальных строений и сооружений (далее - подрядные работы) осуществляется составление проекта сметы контракта. Проект сметы контракта на выполнение подрядных работ составляется в пределах НМЦК без использования сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов.
В соответствии с пунктом 30 Приказа N 841/пр в проекте сметы контракта приводятся затраты на подрядные работы, входящие в объект закупки и предусмотренные проектной документацией, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, а также рабочей документацией (при наличии). С учетом вышеизложенных положений НМЦК рассчитывается с учетом НДС. В своих письменных пояснениях Заказчик указывает, что пункт 4.1 в проекте муниципального контракта соответствует пункту 36 Постановления Правительства РФ от 29.06.2023 N 1066 "О типовых условиях контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства" (далее - Типовые условия). Закупаемые работы согласно Приказу Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" относятся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог, в связи с чем применение указанных типовых условий в контрактах на данный вид работ является обязательным. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт. Пункт 36 Типовых условий не предусматривает применения в форме выбора варианта определения цены контракта. В связи с чем, Заказчиком в проекте контракта было установлено данное условие без изменений. Кроме того, Минфин России в разъяснениях указывает о необходимости при определении начальной (максимальной) цены контракта заказчику учитывать все факторы, влияющие на цену, в том числе налоговые платежи, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. Стоимость работ, по которой определена НМЦК при подготовке извещения об осуществлении закупки, включает средства на покрытие затрат по уплате НДС. По мнению Комиссии, в случае, если в смете стоимость определена с учетом НДС, это не означает, что у Заказчика возникают основания для уменьшения суммы и цены контракта, которая должна быть оплачена подрядчику (то есть с удержанием сумм НДС). Указание в смете или в акте выполненных работ, что цена работ включает или не включает НДС, указывает лишь на одну из составляющих цены контракта, не влияя на размер оплаты работ по контракту. С учетом изложенных обстоятельств, Комиссия приходит к выводу, что в действиях Заказчика при заключении контракта по результатам проведения Аукциона отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе. Доводы жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения. В части довода Заявителя о том, что пункты 7.4, 7.9 проекта муниципального контракта противоречат требованиям законодательства, Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Жалобы от Заявителя на положения извещения, в том числе положения проекта контракта, являющегося его неотъемлемой частью, не поступали, с запросами разъяснений извещения Заявитель к Заказчику также не обращался. Вместе с тем, в отношении противоречия пунктов 7.4, 7.9 проекта муниципального контракта Заказчиком дополнительно пояснено следующее. В абзаце втором пункта 7.4 установлено условие о порядке составления документа о приемке фактических работ, выполненных подрядчиком и условии их принятия Заказчиком по цене, установленной контрактом, то есть согласно пункту 2 статьи 709 Гражданского кодекса РФ, цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение и не противоречит Закону о контрактной системе. Это значит, что подрядчик, применяющий УСН, не являющийся плательщиком налога на добавленную стоимость не может рассчитывать при оплате выполненных работ на полную сумму НДС, начисленную на общую стоимость работ по контракту. Но если, подрядчиком при закупке материальных ресурсов, аренды техники для выполнения работ были понесены издержки в части уплаты НДС, он может при оплате работ по контракту получить компенсацию понесенных издержек, предоставив подтверждающие документы. Пункт 7.9 соответствует пункту 45 Типовых условий и смысл его заключается в том, что работы по контракту принимаются по цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ установленной в смете контракта и подтверждение понесенных расходов на выполнение данных работ от подрядчика не требуется. Цены за комплекс или вид работы устанавливаются с применением понижающего коэффициента, рассчитанного как отношение цены контракта, предложенной участником закупки с которым заключается контракт, к начальной (максимальной) цене контракта, указанной в извещении к данной закупке, и оформляются сметой контракта, которая является его неотъемлемой частью. При выполнении работ фактическая стоимость отдельного комплекса или вида работ для подрядчика может иметь иное значение от установленного в смете контракта (зависит от условий финансово-хозяйственной деятельности подрядчика), но при приемке выполненных работ эти условия не учитываются, подрядчик не обязан обосновывать свои затраты на выполнение работ, и оплата этих работ будет производиться Заказчиком по цене, установленной в смете контракта, без выделения учтенных в цене конструктивных решений (элементов) и (или) комплексов (видов) работ сметы контракта, прочих работ и затрат (в том числе зимнее удорожание, осуществление работ вахтовым методом, командирование рабочих, перебазирование строительно-монтажных организаций) и затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений, непредвиденных работ и затрат подрядчика.
Таким образом, условия пункта 7.4 проекта муниципального контракта дают право подрядчику получить компенсацию за понесенные издержки при уплате НДС в составе цены в ходе покупки материальных ресурсов и оплате услуг аренды техники, а условия пункта 7.9 проекта муниципального контракта говорят об отсутствии обязанности у подрядчика подтверждать понесенные расходы, учтенные в цене отдельных комплексов и видов работ. В заседании Комиссии представители лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, на вопрос Председателя Комиссии о достаточности доказательств, представленных в материалы дела, пояснили, что все доказательства, которые они намеревались представить, имеются в распоряжении Комиссии, иных доказательств, ходатайств, в том числе о представлении или истребовании дополнительных доказательств не имеется. В связи с изложенным, руководствуясь частями 1, 4, 7 статьи 105, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Благоустройство территорий асфальтобетоном" необоснованной. Председатель комиссии Н.С. Иванова Члены комиссии: О.И. Аркадьева И.Д. Старжинский В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-3719
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калининградской области от 12 июля 2024 г. N 039/06/106-578/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024