Резолютивная часть оглашена
05.07.2024 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Муниципального казенного учреждения городского округа Сызрань "Служба эксплуатации зданий и сооружений" (далее - Заказчик, МКУ "СЭЗИС" Сызрань) о включении сведений об ООО "Асгард Сервис" (далее - Подрядчик, Общество) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона на установку систем видеонаблюдения в зданиях ГБОУ г.о. Сызрань для реализации комплекса мероприятий по повышению антитеррористической защищенности объектов образования (извещение N 0142200001324007133 , начальная (максимальная) цена контракта - 15 980 888,68 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение МКУ "СЭЗИС" Сызрань о включении сведений об ООО "Асгард Сервис" в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Исполнитель не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
На основании результатов определения поставщика (исполнителя, подрядчика) (протокол подведения итогов электронного аукциона от 16.04.2024 г.) 27.04.2024 г. заключен контракт N 140/7133 (реестровый номер 3632500355924000136) на сумму 8 949 297, 93 рублей с победителем данного аукциона - Обществом с ограниченной ответственностью "Асгард Сервис", подавшим наименьшее предложение о цене.
В соответствии с условиями контракта ООО "Асгард Сервис" приняло на себя обязательства по установке систем видеонаблюдения в зданиях ГБОУ г.о. Сызрань для реализации комплекса мероприятий по повышению антитеррористической защищенности объектов образования, в объеме, предусмотренном дефектной ведомостью (Приложение N 1 к контракту), локальным сметным расчётом (Приложение N 2 к контракту), описанием объекта закупки (техническим заданием) (Приложение N3 к контракту) и передать результаты работ Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить выполненные работы на условиях вышеуказанного контракта. Работы по контракту должны быть выполнены в срок 60 (шестьдесят) рабочих дней с даты заключения контракта. Срок исполнения контракта включает в себя 5 (пять) рабочих дней для сдачи-приемки Заказчиком выполненных Подрядчиком работ.
В соответствии с разделом 6 Приложения N 3 к контракту "Описание объекта закупки (техническое задание)" проводится входной контроль: после заключения контракта в течении 10 рабочих дней Подрядчик обязан предоставить Заказчику образцы оборудования, которое он планирует использовать при создании результата работ, на предмет проверки соответствия технических характеристик, заявленных в аукционной документации. При двукратном предъявлении оборудования с не соответствующими техническими характеристиками требуемым в аукционной документации, Заказчик вправе не допускать Подрядчик к выполнению работ, а в последствие расторгнуть контракт в одностороннем порядке во избежание срыва сроков получения результата работ.
03.05.2024 г. Подрядчиком в адрес Заказчика направлено предложение о замене оборудования, указанного в техническом задании к контракту (исх. от 03.05.2024 г. N б/н), а именно предоставлены сканы паспортов (образцы оборудования не предоставлены).
Данная замена оборудования не принята Заказчиком (исх. от 07.05.2024 г. N 1393/ю) по причине несоответствия характеристикам, указанным в условиях вышеуказанного контракта, а именно:
- паспорт на видеорегистратор Dahua Technology NVR5432-EI (имеются несоответствия предлагаемого к замене регистратора с основными характеристиками указанными в техническом задании);
- паспорт на коммутаторы Optimus (2 модели из которых невозможно идентифицировать модель, предлагаемую к замене);
- паспорт на неуправляемые PoE коммутаторы ATIX (6 моделей из которых невозможно идентифицировать модель предлагаемую к замене);
- паспорт на видеокамеру цилиндрическую ATIX AT-NC-2B5M-4/M (10E/P) (на сайте производителя отсутствует предлагаемая к замене модель видеокамеры);
- паспорт на видеокамеру "шар" ATIX AT-NC-2E5M-4/M (8E/P) (на сайте производителя отсутствует предлагаемая к замене модель видеокамеры).
Подрядчику предложено пересмотреть предлагаемое к замене оборудование с учетом технического задания к контракту, а также учесть ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе - при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
22.05.2024 г. на 13 рабочий день с даты заключения контракта Заказчиком в адрес Подрядчика, во избежание срыва сроков исполнения контракта направлено требование (исх. от 22.05.2024 г. N 1497/ю) в кратчайшие сроки не позднее 27.05.2024 г. предоставить образцы оборудования (паспорта на оборудование) планируемые использовать при создании результата работ на согласование.
22.05.2024 г. Подрядчиком направлен ответ (исх. от 22.05.2024 г. N б/н), что в установленные сроки не позднее 27.05.2024 г. Подрядчик обязуется предоставить образцы оборудования, которые он планирует использовать при выполнении работ по контракту.
Подрядчиком в адрес Заказчика 27.05.2024 г. направлено предложение о замене оборудования и проведении сравнения технических характеристик (исх. от 24.05.2024 г. N б/н), а именно предоставлена сравнительная таблица к разделу 6 описания объекта закупки (технического задания) (приложение N 3 к контракту) и сканы паспортов (образцы оборудования не предоставлены).
В отсутствие образцов оборудования Заказчиком проведен сравнительный анализ предложенного к замене оборудования, путем сравнения технических характеристик предоставленных сканов паспортов с техническими характеристиками размещенными на официальном сайте производителя оборудования https://atix.pro/ и официальном сайте компании "Торус", являющейся официальным поставщиком оборудования Atix в России https://tdtorus.ru.
Замена оборудования не согласована, по причине несоответствия характеристикам, указанным в условиях вышеуказанного контракта и расхождения характеристик, предоставленных Подрядчиком, а также предоставления характеристик на не полный комплект оборудования, необходимого для получения результата работ (образцы оборудования не предоставлены). 05.06.2024 г. в адрес Подрядчика направлена претензия (исх. от 05.06.2024 г. N 1606/ю).
Подрядчиком в адрес Заказчика 11.06.2024 г. направлен ответ на претензию (исх. от 06.06.2024 г. N б/н), а также новые технические характеристики на ранее не согласованное оборудование (образцы оборудования вновь не предоставлены).
В предоставленных характеристиках Подрядчик заменил предложенное ранее оборудование Dahua DHI-NVR5432-EI, на видеорегистратор Atix AT-NVR-3432 (P). В отношении коммутатора AT-NS-24GP2G-2GS-450 Подрядчик сообщил, что ранее направленные характеристики имеют не полную информацию и более подробный паспорт будет предоставлен вместе с образцом оборудования, приложив сканы технических характеристик на коммутаторы, указанные ранее, а именно AT-NS-24GP2G-2GS-450 и AT-NS-16GP2G-2GS-250 с измененными параметрами, на которые в претензии Заказчика было обращено внимание на несовпадение характеристик.
В связи с очередным непредставлением образцов оборудования, а также в целях избежания срывов сроков исполнения контракта Заказчик направил требование (исх. от 11.06.2024 г. N 1664/ю) прибыть представителю Подрядчика 13.06.2024 г. с оборудованием и документацией для проведения входного контроля.
13.06.2024 г. в адрес Заказчика поступило письмо (исх. от 13.06.2024 г. N б/н) о невозможности прибытия в назначенную дату из-за поломки транспортного средства и о доставке оборудования 17.06.2024 г.
В ответ на указанное письмо Заказчиком назначена окончательная дата - 14.06.2024 г. (исх. от 13.06.2024 г. N 1675/ю) для предоставления оборудования и документации на него для проведения входного контроля.
14.06.2024 г. представитель Подрядчика предоставил не полный комплект образцов оборудования для проведения входного контроля, который планируется использовать при создании результата работ.
14.06.2024 г. комиссией Заказчика составлен Акт N 1 проведения входного контроля образцов оборудования, выводы комиссии - входной контроль на предмет проверки соответствия технических характеристик, заявленных в аукционной документации не пройден в связи с отсутствием полного комплекта образцов оборудования, которое планируется использовать Подрядчиком при создании результата работ, а также в связи с предоставлением не соответствующих образцов оборудования, заявленных Подрядчиком ранее в письмах (исх. от 03.05.2024 г. N б/н, исх. от 24.05.2024 г. N б/н, исх. от 06.06.2024 г. N б/н) и не предоставлением заводских паспортов с характеристиками на предоставленное оборудование.
18.06.2024 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, также 18.06.2024 г. директор ООО "Асгард Сервис" уведомлен об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 18.06.2024 г. N 1693/ок).
21.06.2024 г. представители Общества представили на проведение входного контроля образцы оборудования.
При этом, образец коммутатора ATIX AT-NS-16GP2G-2GS-250, предложенный Подрядчиком к замене (исх. от 24.05.2024 г. N б/н), не был предоставлен для обозрения комиссии, также не представлены коммутаторы 9-ти и 16-ти портовые.
21.06.2024 г. в связи с несостоявшимся входным контролем по причине отсутствия технической возможности подключения образцов оборудования комиссия МКУ "СЭЗиС" и представитель ООО "Асгард Сервис" перенесли дату входного контроля на 24.06.2024 г., о чем составлен промежуточный акт б/н от 21.06.2024 г.
24.06.2024 г., в согласованную дату проведения входного контроля образцов оборудования, ООО "Асгард Сервис" не предоставлены образцы оборудования, представитель не явился, что зафиксировано в Акте N 2 проведения входного контроля образцов оборудования от 24.06.2024 г.
24.06.2024 г. в адрес Общества направлено информационное письмо (исх. от 24.06.2024 г. N 1751/ю)о том, что по состоянию на 16 час. 30 мин. 24.06.2024 г. ООО "Асгард Сервис" не предоставлены образцы оборудования для проведения входного контроля, которое планируется использовать Подрядчиком при создании результата работ, по муниципальному контракту N 140/7133 от "27" апреля 2024 г. и приложены копии следующих актов:
- копия акта N 1 от 14.06.2024 г.;
- копия промежуточного акта б/н от 21.06.2024 г.;
- копия акта N 2 от 24.04.2024 г.
По состоянию на 01.07.2024 г. - 40 рабочий день исполнения контракта Подрядчиком не предпринято каких-либо мер по предоставлению полного комплекта образцов оборудования, предложенных к замене (исх. от 24.05.2024 г. N б/н) для проведения комиссией Заказчика входного контроля, а именно сверки технических характеристик, указанных в системных параметрах (характеристиках) на оборудование и характеристик, указанных в технической документации на бумажном носителе, либо замене оборудования с несоответствующими характеристиками на эквивалентное оборудование, с соответствующими характеристиками с учетом технического задания к контракту, а также в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком, предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 26.02.2024 г., вступило в законную силу 11.03.2024 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет с даты, когда федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, должен разместить такую информацию в указанном реестре в соответствии с требованиями части 7 настоящей статьи, либо до истечения этого срока в случае получения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок:
1) решения суда о:
а) признании недействительным решения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок, о включении информации об участнике закупки, поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков;
б) признании одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта незаконным или недействительным;
2) информации, подтверждающей невозможность влияния лиц, указанных в пунктах 2 и 3 части 3 настоящей статьи, на деятельность участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя), по состоянию на день признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта или на день расторжения контракта.
На заседании Комиссии Управления представители Подрядчика предоставили письменные пояснения и пояснили, что;
"Нарушения условий муниципального контракта со стороны Общества отсутствуют.
Анализ технических характеристик оборудования, указанных в техническом задании к муниципальному контракту приводит к выводу, о том, что указанные в Техническом задании к муниципальному контракту характеристики оборудования принадлежат только одному производителю, которым также является - LTV "Линг-Темко-Воугт" - Ling-Temco-Vought, все другие представленные на Российском рынке марки оборудования так, или иначе не соответствуют параметрам Технического задания к муниципальному контракту.
Согласно счет-договору общества с ограниченной ответственностью "ЛУИС+" от 27.06.2024 ЛП183256 (приложение N4), стоимость оборудования производства LTV "Линг-Темко-Воугт" - Ling-Temco-Vought, с заявленными заказчиком характеристиками составляет 11 577 170 (одиннадцать миллионов пятьсот семьдесят семь тысяч сто семьдесят) рублей, что в значительной степени превышает стоимость самого контракта, а срок его поставки составляет 90 рабочих дней.
В связи с изложенными выше обстоятельствами, подрядчиком неоднократно предлагалось заказчику произвести замену оборудования на оборудование, от иного производителя с улучшенными характеристиками.
При этом, подрядчик неоднократно указывал заказчику на то, что при использовании предлагаемого последним оборудования будут соблюдены условия Технического задания к муниципальному контракту в части эффективной эксплуатации, корректной работы и гарантированной совместимости, поскольку предлагаемое оборудование будет использоваться протокол - ONVIF (Open Network Video Interface Forum) являющийся отраслевым стандартом для обеспечения взаимодействия сетевого оборудования систем безопасности и охраны разных производителей, который облегчает интеграцию и совместимость оборудования разных производителей между собой. Предлагаемое подрядчиком, в целях исполнения муниципального контракта оборудование, таких марок, как DAHUA и ATIX полностью совместимо, так как имеет протокол ONVIF для корректной и безотказной работы в составе единой системы.
Таким образом, в действиях общества с ограниченной ответственностью "Асград Сервис" отсутствуют признаки недобросовестности при исполнении муниципального контракта".
Указанные доводы Общества не опровергают факт недобросовестного поведения при исполнении контракта.
Общество допустило существенные нарушения условий контракта и приложений к нему, а именно сроки предоставления образцов оборудования в адрес Заказчика, составляющие 10 рабочих дней со дня заключения контракта (предоставлено не в полном объеме и с характеристиками, несоответствующими техническому заданию, лишь на 29 рабочий день после заключения контракта).
Доводы о том, что характеристики, указанные в извещении о закупке и приложениях к нему, соответствуют товару единственного производителя и стоимость данного оборудования превышает стоимость заключенного контракта, не могут приняты во внимание, поскольку Общество подавая заявку на участие в закупке согласилось на выполнение работ на условиях Заказчика. Жалоб, запросов разъяснений положений закупочной документации в ходе осуществления закупки не подавало.
Владея информацией о требованиях Заказчика к оборудованию, Общество самостоятельно снизило цену контракта на 44%.
При этом, осуществляя предпринимательскую деятельность Общество несет соответствующие риски.
В представленных документах и сведениях отсутствует информация, однозначно подтверждающая и доказывающая факт добросовестности Подрядчика при исполнении обязательств по Контракту, а также доказывающая факт устранения нарушений, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
На дату принятия Заказчиком решения, а также рассмотрения обращения Заказчика, Общество работы по контракту не выполнило. Доказательств обратного в материалы обращения не представлено.
В рассматриваемом случае ООО "Асгард Сервис" не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Асгард Сервис" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно установку систем видеонаблюдения в зданиях ГБОУ г.о. Сызрань (22 учебных заведения) для реализации комплекса мероприятий по повышению антитеррористической защищенности объектов образования. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Подрядчика.
Учитывая изложенное, Заказчик настаивает на включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Асгард Сервис" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае ООО "Асгард Сервис" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ООО "Асгард Сервис" (ИНН 6318059487, КПП 631801001, ОГРН 1206300058910, юридический адрес: 443066, САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ, г.о. САМАРА, СОВЕТСКИЙ, Г САМАРА, УЛ 22 ПАРТСЪЕЗДА, Д. 44, ОФИС 10; сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе: Калинкин Павел Сергеевич (ИНН 631928937040) в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "Асгард Сервис", сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица/учредителе из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр либо ранее по основаниям, установленным частью 9 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 июля 2024 г. N РНП-63-182
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024