Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе: Председателя Комиссии Мурманского УФАС России: Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Членов Комиссии: Прохоровой М.Е. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, Конох А.А. - специалиста - эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области, при участии представителей: Комитета по конкурентной политике Мурманской области (далее - Комитет) - Ульяновской А.А. (по доверенности), Муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр Алакуртти" - Квасовой А.А. (директор), без участия общества с ограниченной ответственностью "ЭКОДОМ", должным образом уведомленного о времени и месте заседания, рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОДОМ" (далее - ООО "ЭКОДОМ", Общество, Заявитель) на действия муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр Алакуртти" (Заказчик, МКУ "МЦ Алакуртти") при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по благоустройству дворовой территории домов в сельском поселении Алакуртти" (0149200002324003777), в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
07.06.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме. Организация, осуществляющая размещение: Комитет по конкурентной политике Мурманской области (далее - Комитет). Заказчик: Муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр Алакуртти". Наименование объекта закупки: Выполнение работ по благоустройству дворовой территории домов в сельском поселении Алакуртти. Начальная (максимальная) цена контракта: 18 779 970,00 руб.
Согласно доводам жалобы, Заказчиком по детализирующему показателю "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта" неправомерно установлено требование о представлении исполненных контрактов/договоров только на выполнение работ по благоустройству территории, тогда как постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N 2571) предусмотрен более широкий перечень видов работ. Представители Заказчика и Комитета по конкурентной политике с доводами жалобы не согласны, представили письменные возражения. Жалоба Заявителя рассмотрена 05 июля 2024 года в 11 часов 30 минут посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи. Рассмотрев представленные документы, заслушав представителей Комитета и Заказчика, Комиссия приходит к следующим выводам. Для оценки заявок участников открытого конкурса в электронной форме заказчик руководствуется положениями статьи 32 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Частью 4 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в извещении об осуществлении закупки заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Закона о контрактной системе). В целях реализации положений части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 утверждено "Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Положение).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 раздела I Положения при проведении конкурсов применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный подпунктом "а" пункта 3 Положения (цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги). Заказчиком в Извещении (раздел II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" электронного документа "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе") применено два критерия оценки:
- "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", где значимость критерия оценки составляет 60 %;
- "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Квалификация участника), где значимость критерия оценки составляет 40 %. Пунктом 24 раздела V Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определённого уровня квалификации. Установлено, что Заказчиком для оценки критерия "Квалификация участников закупки" был применен показатель, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 раздела V Положения (наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта).
Также Заказчиком применен детализирующий показатель в соответствии с пунктом 25 раздела V Положения. При применении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения, Заказчиком применен следующий детализирующий показатель, предусмотренный подпунктом "а" пункта 28 раздела V Положения:
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров, где значимость показателя детализирующего показателя оценки составляет 100% (далее - детализирующий показатель).
Согласно пункту 2 раздела I Положения "оценка заявок" - это действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе и в соответствии с Положением, баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок. В столбце 8 раздела II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" электронного документа "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" формула оценки детализирующего показателя установлена с учетом подпункта "б" пункта 20 Положения.
Таким образом, заказчиком установлены критерии оценки заявок в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с разделом III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" электронного документа "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", на основании подпункта "в" пункта 28 раздела V Положения Заказчиком установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного контракта (договора) и предусматривающего выполнение работ по благоустройству территорий. Вместе с тем, 17.06.2024 Заказчиком внесены изменения N 1 в раздел III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" электронного документа "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
Согласно изменениям N 1 в раздел III положения к оценке заявок на участие в конкурсе принимается исключительно исполненный договор (договоры), предусматривающий выполнение работ по благоустройству территорий и/или ремонту автомобильных дорог. Работы по ремонту автомобильных дорог непосредственно связаны с предметом контракта по характеру выполняемых работ, что дает возможность увеличения количества участников закупки. Ввиду того, что предметом закупки является выполнение работ по благоустройству территории, Заказчик не имеет правых оснований устанавливать по детализирующему показателю требование о представлении контракта (договора) с предметом контракта, отличным от закупаемого. Заявитель в жалобе ссылается на пункт 9 Приложения к Постановлению N 2571, которым установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг о наличии у участника закупки опыта выполнения работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории, а именно:
- сведения о наличии опыта исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;
- сведения о наличии опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта);
- сведения о наличии опыта выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта). По мнению ООО "Экодом" Заказчик должен был установить в Извещении требование о представлении контракта (договора) в соответствии с Постановлением N 2604 по аналогии с Постановлением N 2571.
Вместе с тем, Комиссия Мурманского УФАС считает необходимым отметить, что Постановление N 2571 и Постановление N 2604 являются самостоятельными, независящими друг от друга нормативными правовыми актами и имеют разные цели в части своего назначения. Постановление N 2604 принято для целей реализации статьи 32 Закона о контрактной системе, при этом, Постановление N 2571 принято для целей реализации статьи 31 Закона о контрактной системе. В Постановлении N 2604 отсутствует законодательно установленная обязанность устанавливать перечень документов идентично Постановлению N 2571.
Более того, Постановлением N 2571 реализован механизм подтверждения наличия опыта у участника закупки для возможности принять участие в закупке. В случае если участником закупки такой опыт подтвержден не будет, участник будет отклонен комиссией от участия в закупке. Постановлением N 2604 реализован механизм определения наиболее опытного участника закупки в форме конкурса. В случае если участник закупки не представит контракт (договор), подтверждающий наличие у него опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта, такой участник не будет отклонен, а ему будет присвоено наименьшее количество баллов. Касательно рассматриваемого Конкурса, принимая во внимание, что работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта) не являются предметом закупки, Заказчик правомерно
установил
требование к детализирующему показателю о наличии опыта, связанного с предметом закупки.
На основании изложенного Комиссия Мурманского УФАС приходит к выводу, что Заказчик действовал в пределах своих полномочий, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, а доводы Заявителя не находят своего подтверждения. Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭКОДОМ" на действия муниципального казенного учреждения "Многофункциональный центр Алакуртти" при проведении открытого конкурса в электронной форме "Выполнение работ по благоустройству дворовой территории домов в сельском поселении Алакуртти" (0149200002324003777) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Н.А. Калитина Члены комиссии: М.Е. Прохорова А.А. Конох Исп.Конох А.А. тел.8(8152) 68-50-55 вн.051-112
2024-3397
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 5 июля 2024 г. N 051/06/106-476/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.07.2024