рассмотрев обращение (вх. N 9919/24) администрации г. Перми (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" (далее также - Общество, Подрядчик) в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по изготовлению и установке табличек (изв.N 0156300008722000156).
УСТАНОВИЛА:
Уведомлением Пермского УФАС России рассмотрение обращения было назначено на 08.07.2024 в 15:00 ч.
В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 09.07.2024 с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
Согласно извещению, Заказчиком проводился электронный аукцион на выполнение работ по изготовлению и установке табличек. Начальная (максимальная) цена контракта - 168 692,34 руб.
05.07.2024 г. между Заказчиком и ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" заключен контракт N N 01-ЭА-2024 на изготовлению и установке табличек на сумму 148 449,30 руб.
В связи с невыполнением условий контракта, 20.06.2024 г. Заказчиком было сформировано решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по изготовлению и установке табличек (далее-работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству, порядку выполнения работ, результату работ, а также требования к гарантии качества выполненной работы, гарантийному сроку и (или) объему предоставления гарантий качества (в случае установления таких требований) определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала выполнения работ: 01.01.2023 г.
1.4. Срок окончания выполнения работ: 20.12.2024 г.
1.5. Выполнение работ осуществляется по заявкам Заказчика в течение 5 рабочих дней с даты направления заявки.
1.6. Место выполнения работ: в соответствии с Техническим заданием.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
7.3. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, установленном статьей 95 Закона о контрактной системе.
7.4. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. если в ходе исполнения Контракта установлено, что:
- Подрядчик и (или) поставляемый товар (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому товару (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ);
- при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) Подрядчик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого товара (при осуществлении закупки товара, поставляемого Заказчику при выполнении закупаемых работ) требованиям, указанным в абзаце втором настоящего подпункта, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.5. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.5.1. неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
7.5.2. непредоставление Подрядчиком информации обо всех субподрядчиках, заключивших договор или договоры с Подрядчиком, а также копии договора (договоров) в течение десяти дней с момента заключения им договора (договоров) с субподрядчиком;
7.5.3. по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа Сторон от исполнения отдельных видов обязательств.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления Подрядчика является 20.06.2024 г.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 02.07.2024 г.
Обращение о включении ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" направлено в адрес пермского УФАС России 02.07.2024.
В материалах одностороннего отказа Заказчик сообщает следующее.
Подрядчиком в ходе исполнения Контракта систематически ненадлежащим образом исполнялись обязательства, что подтверждается претензионной перепиской с использованием единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), по электронной почте.
Так, Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо от 12.09.2023 N 059-31-23/2- 108 "О предоставлении документов для оплаты" в связи с неисполнением обязательств Подрядчиком по пункту 3.7 Контракта в части предоставления документов для оплаты выполненных работ по заявкам Заказчика от 22.08.2023 г. N 059-31-23/2-98 и от 25.08.2023 N 059-31-23/2-101.
Также Заказчиком письмом от 19.09.2023 г. N 059-31-23/2-112 выставлено требование об уплате неустойки (штрафа) в связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком обязательств по предоставлению документов для оплаты выполненных работ.
22.12.2023 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо от N 059-31-23/2-131 "О неисполнении обязательств по контракту" в связи с неисполнением заявки Заказчика от 11.12.2023 г.
Подрядчику Заказчиком был установлен новый срок для исполнения обязательств до 26.12.2023 г.
11.01.2024 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо от N 059-31-20/2-3 "О нарушении сроков исполнения обязательств по контракту" с установлением нового срока исполнения обязательств до 12.01.2024 г.
23.05.2024 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлено письмо от N 059-31-20/2-98 "О нарушении сроков исполнения обязательств по контракту" с указанием срока предоставления информации о причинах неисполнения обязательств по Контракту по заявке от 24.04.2024 N 059-31-04/3-155 и предоставления результата выполненных работ
Вместе с тем, до 27.05.2024 г. Подрядчиком требование Заказчика не исполнено.
04.06.2024 Заказчиком письмом от N 059-31-20/2-107 направлено требование об уплате неустойки (штрафа) в связи с ненадлежащим исполнением Подрядчиком обязательств по выполнению работ.
Однако, оплата неустойки (пени) Подрядчиком не была осуществлена.
По состоянию на 20.06.2024 Подрядчиком не исполнены обязательства по изготовлению и поставке товара Заказчику по заявкам от 24.04.2024 N 059-31-04/3-155 и от 03.06.2024 N 059-31-20/2-105 и не представлена информация о ходе выполнения работ.
Также Заказчик сообщает, что при исполнении обязательств по Контракту Подрядчиком с апреля 2024 года не осуществлялась обратная связь в рамках претензионной переписки, а также прекратилась связь путем телефонных звонков, сообщений в мессенджерах.
Заказчиком 23.05.2024 осуществлен выезд по месту нахождения Подрядчика, указанном в Контракте (Героев Хасана ул., д.46, офис Ф-110, г. Пермь).
Вместе с тем, офис Подрядчика по данному адресу отсутствует.
Таким образом, Подрядчиком не исполнены обязательства по пункту 4.4.4 Контракта в части уведомления Заказчика об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения.
На основании указанного, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В подтверждение своей позиции, Заказчик предоставил в адрес Комиссии переписку в полном объёме.
Комиссия Пермского УФАС России отмечает, что представители ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" письменных пояснений в адрес Комиссии не направили. Доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" не представили.
Изучив представленные в материалы обращения документы, Комиссия приходит к выводу о том, что ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" нарушило условия исполнения Контракта.
В частности, согласно материалам одностороннего отказа, пояснениям Заказчика, а также информации, размещенной в ЕИС, Общество в полном объёме требуемые работы не исполнило.
Также Подрядчиком не предоставлено доказательств, свидетельствующих о том ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" предпринимались все зависящие от него действия, направленные на исполнение условий по Контракту.
Стоит отметить, что ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" осуществляет деятельность самостоятельно, на свой страх и риск, вследствие чего, принимая участие в закупке, ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" должно было осознавать возможность наступления закономерных последствий упомянутого деяния.
Проанализировав представленную документацию, Комиссия отмечает, что доказательств, свидетельствующих об уважительности причин, либо об отсутствии вины в своих действиях, свидетельствующих о добросовестном исполнении условий контракта, ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" не представлено.
Комиссия отмечает, что ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" подавая заявку на участие в электронном аукционе, согласилась со всеми изложенными в документации и Контракте требованиями Заказчика.
Также Комиссия обращает внимание на то, что участник закупки, принимая решение об участии в процедуре закупки и подавая заявку на участие в закупки, несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, а именно включение сведений об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в случае совершения им действий (бездействий), нарушающих требования законодательства Российской Федерации о закупках на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п.п. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 ст. 15 Закона о закупках.
Согласно п. 2 ст. 3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В п. 3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды.
ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" нарушает права Заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке и, как следствие, нарушается обеспечение публичных интересов в этих правоотношениях. Указанные обстоятельства, с учетом социальной значимости объекта закупки, свидетельствуют о нарушении прав Заказчика и причинения вреда общественным интересам.
В рассматриваемом случае, виновные действия Подрядчика не позволили удовлетворить муниципальную нужду, связанную с выполнением работ по изготовлению и установке табличек.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках в недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что бездействие Подрядчика свидетельствует о недобросовестности участника закупки, и, как следствие, сведения об Подрядчике подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
При этом, Комиссия отмечает, что само по себе включение в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу Подрядчика, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности, не препятствует осуществлению обычной хозяйственной деятельности.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Включить сведения об ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" (614064, г. Пермь, ул. Героев Хасана, д. 46, этаж 1, офис Ф-110, ИНН 5904400097) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Включить сведения о генеральном директоре ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" Еремине Дмитрии Александровиче (ИНН 590424397294) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений об ООО "ГлобалЭнергоХолдинг", о генеральном директоре ООО "ГлобалЭнергоХолдинг" Еремине Дмитрии Александровиче в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте ЕИС.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 июля 2024 г. N РНП-59-255
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024