на основании доверенности), представителя МКУ "Красновишерское жилищно-коммунальное хозяйство" - Шендель И.С. (на основании приказа),
рассмотрев обращение (вх.N 9937/24) МКУ "Красновишерское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Харитоновой С.Н. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по устройству тротуаров и устройству уличного освещения от ул. Школьная, д.5 до ул. Куйбышева, д.12, г. Красновишерск (изв.N 0356500001423002291),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500001423002291 Заказчиком проводился открытый конкурс в электронной форме на выполнение работ по устройству тротуаров и устройству уличного освещения от ул. Школьная, д.5 до ул. Куйбышева, д.12, г. Красновишерск. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 958 950,78 руб.
Уведомлением Пермского УФАС России (от 04.07.2024 исх.N 7053/24) рассмотрение обращения было назначено на 08.07.2024 в 16:00 ч. В ходе заседания Комиссии объявлен перерыв до 09.07.2024 г. с целью принятия решения.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), установлено следующее.
Согласно реестровой записи контракта N 3591902995023000027 29.06.2023 г. между Заказчиком и ИП Харитоновой С.Н. (далее - Подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по устройству тротуаров и устройству уличного освещения от ул. Школьная, д.5 до ул. Куйбышева, д.12, г. Красновишерск (далее - Контракт). Цена контракта - 5 958 950,78 руб.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, 18.06.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 4,8 Контракта).
Условия контракта и обязанности сторон указаны в разделе N 1, 4 Контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о закупках, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о закупках экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при исполнении, изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о закупках, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч. 1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч. 1 ст. 708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч. 2 ст. 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п. 1 ст. 721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч. 3 ст. 723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено разделом 4,8 Контракта.
В силу ч. 14 ст. 96 Закона о закупках заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 ст. 96 Закона о закупках. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Из поступившего обращения, пояснений представителя Заказчика, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что в соответствии с п. 1.4, 1.5 Контракта срок начала выполнения работ - 30.06.2023 г., срок окончания выполнения работ - 28.08.2023 г. 21.08.2023 г. Подрядчику было направлено письмо N 699 согласно которому на 21.08.2023 г. работы по Контракту не начаты. 06.09.2023 Подрядчик письмом N 90-09/23 уведомил Заказчика об отставании от графика выполнения работ по Контракту в связи со сменой подрядчика по укладке асфальта. 29.09.2023 г. Подрядчик уведомил Заказчика об окончании выполнения работ. 01.11.2023 г. Заказчик отказал в приемке работ в связи с ненадлежащим качеством выполненных работ: опоры освещения установлены неровно, частичное отсутствие светильников освещения на опорах уличного освещения, не представлены документы о прохождении лабораторных испытаний асфальтобетона, укладка асфальтобетона производилась без соблюдения технологического процесса. 13.11.2023 г. Подрядчик выставил счет на оплату выполненных работ на сумму 5 958 950,78 руб., однако Заказчик повторно отказал вы приемке выполненных работ по причине ненадлежащего выполнения работ: не хватает 284 бортовых камня, асфальтированный тротуар имеет неровности, бугры, не распланирована территория, прилегающая к тротуару, повреждено асфальтобетонное покрытие автомобильной дороги по ул. Куйбышева, не представлены акты скрыты работ, документы о прохождения лабораторных испытаний асфальтобетона представлены не в полном объеме, укладка асфальтобетона производилась без соблюдения технологического процесса, а именно на неподготовленную основу и в дождливую погоду. Аналогичные основания для отказа были указаны Заказчиком в мотивированном отказе от приемке выполненных работ от 29.12.2023 г. N 1084.
На основании ст. 95 Закона о закупках, в связи с нарушением Подрядчиком условий Контракта, 18.06.2024 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 18.06.2024 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в реестровой записи контракта N 3591902995023000027 в разделе "Решение об одностороннем отказе".
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Исходя из положений ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках датой надлежащего уведомления является 18.06.2024 г.
В соответствии с ч. 16 ст. 95 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 01.06.2024 г. Информация об ИП Харитоновой С.Н. была направлена в адрес Пермского УФАС России 02.07.2024 г. посредством функционала единой информационной системы.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представитель Подрядчика указал, что работы были выполнены в полном объеме до 31.10.2023 г. Задержка в исполнении сроков была вызвана тем, что в проекте к Контракту имелись недочеты, что привело к дополнительным работам, а именно к установке 2 светильников и опор освещения. Работы со стороны Заказчика не были приняты в срок из-за наличия дефектов (качество асфальта 20м2), что являлось гарантийным случаем, и Подрядчик готов исправить данные дефекты при согласовании объема и мест. Но по настоящее время Заказчик до сих пор не согласовал. Подрядчиком с 30.06.2024 г. по 29.09.2023 г. были выполнены все работы согласно Контракту. По окончанию работ на объекте, при проверке выполненных работ 04.10.2023 г. куратором от МКУ "Красновишерское ЖКХ" Филипьевой Э.А. было выявлено, что не хватает освещения. В следствии чего, ИП Харитонова С.Н. за счет собственных средств установила дополнительные опоры освещения со всеми комплектующими. Также по средствам электронной площадки ЕИС были направлены закрывающие документы по Контракту (счет, акт выполненных работ - КС2, КС3) на выполненные работы, согласно Контракта (без дополнительных работ по установке опор освещения). По средствам электронной площадки ЕИС было направлено письмо N889 от 01.11.2023 г. с мотивированным отказом от приемки работ и необходимости устранения выявленных недостатков. В связи с тем, что работы принимались в зимний период, Подрядчик не имел возможности исправить замечания, о чем написал гарантийное письмо 141-11/23 от 07.11.2023 г. Также 07.11.2023 г. письмом 142-11/23 Подрядчик просит согласовать увеличение объемов - установка дополнительных опор. 08.11.2023 г. в адрес Заказчика было направлено очередное письмо о гарантийных работах и увеличении объема работ. 13.11.2023 г. Подрядчик направляет еще раз закрывающие документы по Контракту (счет, акт выполненных работ - КС2, КС3) на выполненные работы, согласно Контракта (без дополнительных работ по установке опор освещения), далее предоставляя гарантийное письмо N145-11/23 от 15.11.2023 г. Письмом 148-11/23 от 24.11.2023года Заказчик был приглашен на отбор проб асфальтового покрытия. 04.12.2023 го от Заказчика поступает письмо 994 с мотивированным отказом в приемке работ, в связи с тем, что Заказчик считает, что бортовых камней было уложено меньше, чем по проекту, и также продолжает игнорировать установку двух дополнительных опор, стоимость которых не входит в сметный расчет по Контракту. 12.12.2023 г. Подрядчик в очередной раз предоставляет на электронной площадке закрывающие документы по Контракту (счет, акт выполненных работ - КС2, КС3) на выполненные работы, согласно Контракта (без дополнительных работ по установке опор освещения), 29.12.2023 г. получая мотивированный отказ, который касался исправления дефектов в размере 20м2 асфальтового покрытия, но в связи с тем, что в зимнее время не возможна укладка асфальта Подрядчик гарантирует исправление работ до 30.06.2024 г. Также Подрядчиком были выполнены работы по установке двух дополнительных опор и направлен проект дополнительного соглашения на подписание 14.02.2024 г. С февраля 2024 года Подрядчик отправлял письма об увеличении объемов, в ответ получая претензии об уплате пени из-за несвоевременной сдачи работ. 18.06.2024 г. состоялась встреча представителей Заказчика и Подрядчика для согласования объемов и мест исправления дефектов на объекте, но по настоящее время ответа от Заказчика не поступило. Явные (видимые) дефекты были исправлены до 30.062024 г., за исключением работ по устранению дефектов при укладке асфальтового покрытия, в связи с тем, что не согласован объем и места работ.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков.
Так в Комиссией принято во внимание, что 29.09.2023 г. Подрядчик выполнил работы по устройству тротуаров и уличного освещения. Основания, указанные в отказе в приемке выполненных работ 01.11.2023 г. (опоры освещения установлены неровно, частичное отсутствие светильников освещения на опорах уличного освещения), устраняются в рамках гарантийного срока исполнения Контракта, составляющего 36 месяцев, то есть не являются неустранимыми Кроме того, исходя из мотивированного отказа от приемки выполненных работ от 13.11.2023 г. замечания к установленному освещению со стороны Заказчика не указаны.
Вместе с тем, Комиссия не может не согласиться с позицией Заказчика в части отставания Подрядчика от графика и сроков выполнения работ.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, в частности, относительно качества выполненных работ.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
С учетом вышеизложенного, необходимо отметить следующее.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, ненадлежащего исполнения обязательств Контракта со стороны Подрядчика не допущено.
Согласно подп. "а" п. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных пп. "а" п. 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом обстоятельств данного конкретного дела, пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о его недобросовестности.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного ненадлежащего исполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Харитоновой С.Н. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Харитоновой С.Н. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 июля 2024 г. N РНП-59-252
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.07.2024