На основании подпункта "б" пункта 1 части 3, пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Приказа Красноярского УФАС N 105/24 от 21.06.2024, ввиду поступления в адрес Красноярского УФАС России обращения МКОУ "Никольская СОШ", Инспекция Красноярского УФАС России в составе: руководителя инспекции - Грицай М.А., начальника отдела; членов инспекции: Шмыгиной Е.А., заместителя начальника отдела, Пшенниковой А.Н., главного специалиста-эксперта, Мамедовой Г.Г., ведущего специалиста-эксперта, Мулагалеева А.Р., специалиста-эксперта, провела внеплановую проверку действий заказчика - МКОУ "Никольская СОШ" (далее - заказчик), конкурсной комиссии на предмет исполнения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов на территории Кировского района города Красноярска в 2024 году" с номером извещения N 0319300032924000001 (далее - конкурс).
Проверка начата 21.06.2024, окончена 04.07.2024.
Проверяемый период: с 27.05.2024 (дата размещения извещения о проведении конкурса) по 17.06.2024 (дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя)). Описательная часть В ходе контрольного мероприятия Инспекцией были изучены следующие документы и информация, а также опубликованные в единой информационной системе в сфере закупок в отношении рассматриваемого конкурс ("Реестр закупок"):
1) извещение о проведении конкурса;
2) приложения к извещению о проведении конкурса;
3) протоколы, составленные в ходе проведения конкурса; 2024-11294 4) иные документы, представленные заказчиком, оператором электронной площадки, размещенные в единой информационной системе. Мотивировочная часть В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение МКОУ "Никольская СОШ" на действия субъектов контроля при проведении конкурса.
Внеплановая проверка проведена на основании положений подпункта "б" пункта 1 части 3, пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункта 5.3.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений". Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В силу частей 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытых конкурентных процедур определен статьями 48 - 51 главы 3 Закона о контрактной системе. Проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Инспекция
установила
следующие обстоятельства. В связи с возникшей потребностью заказчиком 27.05.2024 были совершены действия по размещению извещения о проведении конкурса в установленном Законом о контрактной системе порядке. Инспекцией установлено, что выбор заказчиком такого способа определения исполнителя, как конкурс, соответствует статьям 24 и 48 Закона о контрактной системе. 2024-11294 2 Частью 1 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 42 Закона о контрактной системе электронного конкурса не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Дата окончания срока подачи заявок на участие в закупке установлена заказчиком на 13.06.2024.
Нарушений сроков размещения в единой информационной системе извещения о проведении конкурса Инспекцией не установлено. Изучив описание объекта закупки, Инспекция установила, что объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту помещений столовой заказчика. При этом, описание объекта закупки выполнено заказчиком в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контактной системе. Инспекция установила, что заказчиком правомерно в соответствии с требованиями части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, исходя из предмета закупки и на основании положений позиции 15 раздела II приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" было установлено требование к участникам закупки о наличии у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту объекта капитального строительства. Цена выполненных работ по договору, предусмотренному пунктом 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. Совокупность положений Закона о контрактной системе позволяет сделать вывод о том, что извещение о проведении конкурса должно содержать информацию, предусмотренную статьей 42 Закона о контрактной системе. Из совокупности правового содержания пункта 11 части 1, пунктов 3, 4 части 2 статьи 42, части 1 статьи 48 Закона о контрактной системе следует, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению, а также критерии оценки заявок на участие в конкурсе, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Так, вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе. В свою очередь, согласно подпункту "р" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного конкурса и установления критерия, предусмотренного пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, заявка на участие в закупке может содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки. Отсутствие таких документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям Закона о контрактной системе. 2024-11294 3 По пункту 4 части 1, частям 4, 8 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует критерии, в том числе, квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. В извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения конкурса, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок. Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждено Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение N 2604).
По пункту 3 Положения N 2604 для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пункту 24 Положения N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с подпунктами "а", "в", "г", "д" пункта 28 Положения N 2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения, а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров; общее количество исполненных участником закупки договоров; наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению: 2024-11294 4 -устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
-устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
-может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" настоящего пункта, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок;
д) к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом о контрактной системе. Объектом рассматриваемой закупки являются работы по текущему ремонту помещений столовой заказчика, то есть работы по текущему ремонту зданий, сооружений. Разделом VI Положения N 2604 установлены особенности оценки заявок при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, в частности пунктом 33 Положения N 2604 определены особенности оценки заявок при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений. С учетом того, что объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту помещений столовой заказчика, заказчику при формировании порядка оценки заявок на участие в конкурсе в извещении о проведении конкурса надлежало руководствоваться нормативным содержанием пункта 33 Положения N 2604.
Согласно пункту 33 Положения N 2604 при осуществлении закупки, по результатам проведения которой заключается контракт на выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений:
а) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "б" и "в" пункта 3 Положения N 2604, не применяются;
б) для оценки заявок по критерию, предусмотренному подпунктом "г" пункта 3 Положения N 2604, подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки, предусмотренный подпунктом "в" пункта 24 Положения N 2604;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению N 2604, в отношении показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения N 2604, его детализирующих показателей устанавливается положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта);
г) к оценке принимаются документы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения N 2604, в том числе если к ним не приложена проектная документация (если проектная документация является приложением к таким документам). Инспекцией установлено, что в извещении о проведении конкурса заказчиком был определен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, анализ которого показал Инспекции, что при проведении конкурса были выделены следующие критерии оценки, их показатели, детализирующие показатели и значимость каждого из них:
- Цена контракта. Значимость критерия оценки: 60.00%.
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и 2024-11294 5 иных работников определенного уровня квалификации. Значимость критерия оценки: 40.00%. Показатели критерия оценки:
1. Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Значимость показателя: 50.00%.
Порядок оценки по показателю:
1.1. Детализирующий показатель: Характеристика квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров). Значимость детализирующего показателя: 100.00%.
Порядок оценки по детализирующему показателю: Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки.
2. Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта. Значимость показателя: 50.00%.
Порядок оценки по показателю:
2.1. Детализирующий показатель: Общее количество исполненных участником закупки договоров. Значимость детализирующего показателя: 100.00%.
Порядок оценки по детализирующему показателю: Лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки. При этом порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе размещен в составе извещения о закупке в виде отдельного электронного документа "Порядок оценки конкурса" (далее - Порядок).
Согласно разделу II "Критерии и показатели оценки заявок на участие в закупке" Порядка для оценки заявок на участие в закупке установлено два критерия: цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги; Квалификация участников закупки - опыта работы, связанного с предметом контракта. Значимость Значимость Показатель оценки, Значимость Критерий критерия Показатель оценки показателя детализирующий показатель показателя, оценки оценки, оценки, оценки детализирующего процентов процентов показателя оценки, процентов Цена контракта, сумма цен 60 - - - - единиц товара, работы, услуги Квалификация 40 Наличие у участников закупки 50 Характеристика 50 участников опыта работы, связанного с квалификации участников закупки предметом контракта (общее закупки (общая цена количество исполненных исполненных участником контрактов) закупки договоров) Инспекция отмечает, что, во-первых, между сведениями извещения и приложенного к нему Порядка имеются противоречия, а именно: в извещении имеется показатель критерия оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в Порядке - нет, во-вторых, в Порядке установлена значимость детализирующего показателя "Характеристика квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров)", показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта (общее количество исполненных контрактов)" критерия оценки "Квалификация участников закупки" 50 %, тем самым не соблюдается пропорциональность и соотношение значимости критерия оценки "Квалификация участников закупки", имеющего в Порядке только один показатель оценки, который должен иметь значимость 100 % либо два показателя оценки со значимостью по 50 %, исходя из логики условий заказчика. Разделом III Порядка определены отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II Порядка. В пункте 1.1 таблицы раздела III Порядка определен детализирующий показатель оценки "Характеристика квалификации участников закупки (общая цена исполненных участником закупки договоров)" показателя оценки "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта (общее количество исполненных контрактов)" критерия оценки "Квалификация участников закупки", а также описано положение о применении критерия оценки, 2024-11294 6 показателя оценки, показателя оценки, детализирующего показатель оценки: "Оценивается предложение участника об общей цене исполненных участником закупки контрактов (договоров), а так же общее количество исполненных контрактов (договоров) за последние 5 лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в настоящем конкурсе (оценивается суммарный объем выполненных работ, исчисляемый в рублях, связанных с предметом контракта (договора) на право заключить который проводится закупка). Под работами, связанными с предметом контракта (договора) понимается работы по текущему ремонту зданий. Опыт участника по выполнению работ, связанный с предметом контракта (договора), на право заключить который проводится закупка, подтверждается следующими документами:
1) в случае наличия опыта работ по текущему ремонту - исполненный договор;
- копия акта(ов) приемки работ, подтверждающего(их) приемку работ по исполнению контракта, содержащего(их) сведения о стоимости выполненных работ или копия итогового акта приемки работ, содержащего(их) сведения о стоимости выполненных работ;
2) в случае наличия опыта исполнения договора по текущему ремонту, предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту:
- исполненный договор;
- акт приемки объекта, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ. Последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. К оценке принимается исключительно исполненный договор (договоры), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Копии указанных документов должны быть представлены в полном объеме со всеми приложениями, являющимися их неотъемлемой частью (должны быть представлены все страницы контрактов (договоров), а также актов оказанных услуг). При этом представленные документы должны быть в виде неповторяющихся, полно читаемых копий, на которых видны необходимые сведения, подписи и печати. При проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. При проведении закрытого конкурса направляются документы или заверенные участником закупки их копии В случае если контракты заключены в электронной форме, опыт может быть подтвержден размещенными на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru "Информацией о заключенном контракте (его изменении)" и "Информацией об исполнении (о расторжении) контракта" при условии предоставления в составе заявки формы "Сводные сведения о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ, связанных с предметом контракта (договора)", содержащей данные о реестровом номере закупки, номере контракта, дате заключения, предмете, сумме контракта, дате исполнения контракта. Рекомендуемая форма "Сводные сведения о наличии у участника закупки опыта по выполнению работ, связанных с предметом контракта (договора)" приведена в Приложении к настоящим критериям оценки заявок участников закупки. Непредоставление в составе второй части заявки на участие в конкурсе таких документов не является основанием для отказа в допуске к участию в открытом конкурсе, однако при оценке заявок по настоящему показателю комиссией будут учитываться сведения, заявленные 2024-11294 7 участниками закупки, которые подтверждены документально в составе второй части заявки на участие в конкурсе либо информацией, размещенной на сайте Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru".
Инспекция отмечает, что учитывая характер конструкции нормы, зафиксированной пунктом 33 Положения N 2604, которая по своему содержанию является императивной, законодатель
предписывает
в отношении показателя оценки о наличии у участника закупки соответствующей квалификации устанавливать буквально положение о принятии к оценке исключительно "исполненного договора (договоров), предусматривающего выполнение работ по текущему ремонту зданий, сооружений, строительству, реконструкции капитальному ремонту объекта капитального строительства (за исключением линейного объекта)", без предоставления заказчику возможности внесения в указанное требование каких-либо уточнений, которые по своему содержанию сужают установленную законодателем императивную норму. Иное из Положения N 2604 и иных норм позитивного права не следует. Указанный вывод Инспекции об императивном характере нормы, зафиксированной пунктом 32 Положения N 2604, согласуется с выводами арбитражных судов по делам NN А33-15832/2022, А33-19714/2022, А33-19715/2022, А33-19716/2022.
В данном случае заказчиком при формировании рассматриваемого требования в порядке оценки заявок на участие в конкурсе не был применен пункт 33 Положения N 2604, фактически буквальное воспроизведение императивного требования нормы, зафиксированной подпунктом "в" пунктом 33 Положения, с учетом того, что объектом закупки является выполнение работ по текущему ремонту зданий, осуществлено не было. Более того в извещении о проведении закупки имеется указание на то, что одним из показателей критерия оценки "Квалификация участников закупки" заказчиком определен показатель "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", в то время как согласно подпункту "б" пункта 33 Положения N 2604 для оценки заявок по критерию оценки "Квалификация участников закупки" подлежит обязательному применению исключительно показатель оценки "Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта", тем самым пункт 33 Положения N 2604 не позволяет заказчику при закупке работ по текущему ремонту зданий устанавливать показатель оценки "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации". Выше рассмотренные действия заказчика не подлежат признанию надлежащим исполнением требований пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе. Указанные действия образуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. К извещению о проведении закупки прилагается электронный документ - проект контракта, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 34 Закона о контрактной системе. Изучив положения проекта контракта, Инспекция не
установила
нарушений требований Закона о контрактной системе при формировании заказчиком положений такого проекта контракта. Проанализировав сведения о закупке, содержащиеся в единой информационной системе, Инспекция установила, что запросы о даче разъяснений положений извещения о проведении конкурса не поступали. Порядок подачи заявок на участие в закупке регламентирован статьей 43 Закона о контрактной системе, порядок рассмотрении первых частей заявок на участие в закупке, рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - статьей 48 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 11 статьи 48 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки: 2024-11294 8 1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 статьи 48 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно сведениям Протокола рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 17.06.2024 NПРОII1, Протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.06.2024 NИЭОК1 конкурсной комиссией была осуществлена оценка вторых частей заявок на участие в закупке по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе, и принято решение о присуждении заявкам, признанным соответствующими требованиям извещения о закупке, следующих оценок: N 770194 - 40 баллов, N 783793 - 6.15 баллов, N 793437 - 10 баллов, N 796841 - 10.59 баллов, N 798787 - 0.31 баллов. В обращении МКОУ "Никольская СОШ", на основании которого проводится внеплановая проверка, а также в его письменных пояснениях, представленных о исполнение запроса Красноярского УФАС России, указано на то, что 17.06.2024 при рассмотрении заявок на участие в конкурсе конкурсной комиссией были допущены ошибки при подсчете опыта работы заявки N 770194 (победителя закупки), формат суммы исполненных контрактов в графе был заключен в кавычки, при смене формата суммы реестра контрактов были допущены ошибки, что повлекло за собой неправильную оценку опыта потенциального победителя. Заказчиком также приложен реестр представленных участником закупки контрактов При этом Инспекцией установлено, что указанный выше заявленный заказчиком факт ошибки действительно имел место.
Согласно данным представленной заказчиком таблицы Excel в связи с отсутствием запятой в значении суммы по двум контрактам такая сумма была увеличена в 100 раз, соответственно, опыт участника закупки был рассчитан как 976 358 723,21 руб. вместо действительных 47 201 014,05 руб. Вместе с тем Инспекция сообщает о том, что часть 12 статьи 99 Закона о контактной системе устанавливает, что при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений. Указанные нормы ограничивают право контрольного органа в сфере закупок на рассмотрение доводов обращения в части результатов оценки заявок, то есть в части проверки результатов начисления конкурсной комиссией баллов и самостоятельной оценке квалификации участников закупки. При этом контрольный орган в сфере закупок вправе осуществлять проверку документов и информации, представленных в составе заявок участников конкурса, для решения вопроса о правомерности принятия членами конкурсной комиссии тех или иных документов и сведений к 2024-11294 9 последующей оценке, то есть на проверку соблюдения конкурсной комиссией установленного порядка оценки заявок без перехода к самой оценке результатов конкурса и без проверки количества и правомерности присвоения баллов участникам конкурса по итогам рассмотрения представленных ими заявок и документов. Вышеуказанная позиция коррелирует практике контрольных органов, например: Решение ФАС России от 11.07.2023 по делу N 28/06/105-176/2023; Решение ФАС России от 26.06.2023 по делу N 28/06/105-1496/2023; Решение ФАС России от 10.07.2023 по делу N 23/44/99/76.
Таким образом, Инспекция не дает правовую оценку действиям конкурсной комиссии по присвоению заявкам именно в части количества баллов, а подсчет суммы контрактов, расчет итоговой оценки по формуле является именно результатом оценки заявок участников закупок.
На основании вышеизложенного довод обращения МКОУ "Никольская СОШ" по существу не может быть рассмотрен Инспекцией по существу ввиду отсутствия на то соответствующих полномочий.
В силу части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям единой информационной системы заказчиком размещен подписанный контракт N 03193000329240000010001 от 09.07.2024 с ООО "Муравей", поджавшим заявку N 770194, которое в соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 17.06.2024 N ИЭОК1 признано конкурсной комиссией победителем конкурса.
В соответствии с пунктом 4 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила) по результатам плановой (внеплановой) проверки может выдаваться обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - предписание).
В силу пункта 35 Правил в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен.
Таким образом, Инспекцией по результатам проведения внеплановой проверки принято решение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с тем обстоятельством, что контракт по итогам закупки уже заключен. 2024-11294 10 Резолютивная часть По результатам проведения внеплановой проверки, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ и услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция Красноярского УФАС России
решила:
1. Признать заказчика нарушившим требования пункта 11 части 1, пункта 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд не выдавать в связи с тем обстоятельством, что контракт по итогам закупки заключен.
3. Передать материалы по результатам внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица заказчика. Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия. Руководитель инспекции М.А. Грицай Члены инспекции: Е.А. Шмыгина А.Н. Пшенникова Г.Г. Мамедова А.Р. Мулагалеев Исп.Шмыгина Е.А. тел.8(391)211-01-44 2024-11294 11
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 4 июля 2024 г. N 024/10/99-1951/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.07.2024